Практическая работа № 4
Тема: «Стилистические возможности употребления узкопрофильной терминологии».
Цель: обобщить и систематизировать знания студентов об употреблении специальной
лексики; расширить и обогатить терминологический запас студентов.
Ход работы
1. Приведите примеры терминов официально-делового стиля по образцу.
2. Устранить ошибки, заменив устаревшие слова и выражения словами и оборотами сов-
ременного литературного языка.
3. Составьте максимум возможных словосочетаний (глагол + существительное, существи-
тельное + прилагательное) со словами.
4. Укажите терминологический смысл слов, называющих различные виды служебных доку-
ментов. К какой сфере административно-хозяйственной работы они относятся?
5. Объясните значения профессионализмов. Укажите способы образования слов специального
употребления. Исправьте предложения.
6. Уместно ли употреблены в данных предложениях слова, свойственные официально-адми-
нистративной речи? Исправьте предложения.
Литература: 1. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных
документов. – М., 1988.
2. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1987.
3. Русский язык делового общения: учебно-методическое пособие /
сост. В.И. Кабыш, Н.В. Шведова. Курган: Изд-во Курганского гос.
ун-та, 2014. – 120 с.
Словари
1. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. – М., 2005. – 636 с.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1994. – 928 с.
Методические указания
При изучении темы следует особенное внимание обратить на такие вопросы: употребление специальной лексики, лексические ошибки в документоведении, синтаксический и морфологический способы терминообразования в документоведении.
Во время изучения темы студенты должны знать: определения «терминология», «тер-мин», «терминосистема»; разбираться в стратификации терминологии; анализировать термины; владеть продуктами кодификации терминосистем; исправлять лексические ошибки в докумен-товедении; составлять словосочетания и предложения приминяя способы терминообразования.
Рядом с изученным материалом необходимо на практике уметь: приводить примеры терминов официально-делового стиля по образцу; устранять ошибки, заменив устаревшие слова и выражения словами и оборотами современного литературного языка; составлять максимум возможных словосочетаний (глагол + существительное, существительное + прилагательное)со словами; указывать терминологический смысл слов, называющих различные виды служебных документов с уточнением отношения к сфере административно-хозяйственной работы; объя-снять значения и способы образования профессионализмов; называть и исправлять логические ошибки, возникающие в предложениях в результате речевой недостаточности.
Вопросы для самопроверки
1. Употребление специальной лексики.
2. Лексические ошибки в документоведении.
3. Терминообразование в документоведении. Синтаксический и морфологический способы.
1. Приведите примеры терминов официально–делового стиля по образцу:
1. Название лиц по их функции в официально–деловых отношениях: истец, ответчик, налогоплательщик,…, …
2. Название документов: распоряжение, приказ, протокол,…, …
3. Обозначение частей документа: повестка дня, в приказ, приложение,…,…
4. Специальное употребление общелитературных слов и выражений:
лицо, сторона, реализация,…,…
5. Примеры штампов: за отчетный период, принимая во внимание, в конструктивной обстановке,…,…
2. Устранить ошибки, заменив устаревшие слова и выражения словами и оборотами современного литературного языка.
1. Вышеупомянутые в акте предметы пришли в полную негодность и подлежат спи-санию.
2. В результате проверки комиссия пришла к нижеследующим выводам…
3. Выявленные недочеты устранить незамедлительно, ибо нарушение правил техники безопасности может привести к несчастным случаям.
4. В связи с намечающейся в ноябре месяце сего года реконструкцией мастерской потребуется новое оборудование, каким убедительно просим обеспечить нас своевременно.
5. Мы, нижеподписавшиеся, даем настоящую подписку в том, что к началу проведения инвентаризации все необходимые документы были сданы в бухгалтерию.
6. Дана настоящая в том, что я, Пехтерев Ю. М., мастер участка, 17 мая сего года полу-чил инвентарь.
3. Составьте максимум возможных словосочетаний (глагол + существительное, суще-ствительное + прилагательное) со словами:
внимание, власть, выборы, дискуссия, значение, интерес, оппозиция, пари, тема, при-говор, победа, решение, ущерб.
4. Укажите терминологический смысл слов, называющих различные виды служебных до-кументов. К какой сфере административно-хозяйственной работы они относятся?
Абонемент, аккредитив, анкета, аттестат, бюллетень, ведомость, грамота, декларация, декрет, диаграмма, директива, доверенность, заключение, заявка, извещение, инструкция, кви-танция, кодекс, коммюнике, контракт, лицензия, меморандум, накладная, наряд, нота, облига-ция, ордер, отчет, патент, петиция, поручение, предписание, представление, прейскурант, про-токол, расписка, реестр, резолюция, сертификат, смета, статут, тариф, указ, ультиматум, форму-ляр, ходатайство, циркуляр.
5. Объясните значения профессионализмов. Укажите способы образования слов специ-ального употребления. Исправьте предложения.
1. Комиссия отметила, что загазованность помещений не превышает допустимых пределов.
2. В последнее время значительно снизилась затоваренность магазинов изделиями, не пользующимися спросом у населения.
3. Оснащаемость предприятий современным оборудованием за последний год заметно улучшилась.
4. В текущем году заводу предстоит освоить производство новых типоразмеров мощных
малооборотных двигателей для судов Морфлота.
5. Среднемноголетний срок схода полевого снега в Подмосковье – восьмое апреля.
6. Город Скопле пережил одну из самых значительных в наше время геокатастроф.
7. Большинство сданного скота имеют вышесреднюю упитанность.
6. Уместно ли употреблены в данных предложениях слова, свойственные официально-административной речи? Исправьте предложения.
1. Убедившись в правильности исполнения документа, следует завизировать его, т.е. поставить свою подпись (визу) и дату.
2. Помимо подписи, документы часто удостоверяют приложением печати.
3. Во исполнение решения о создании комитетов народного образования на местах про-веден ряд совещаний, решивших ряд важных практических вопросов.
4. Было принято решение сократить диспетчера цеха Голованову с занимаемой
должности.
5. Вышеперечисленный металл требуется для изготовления нестандартного оборудова-ния.
6. Просим срочно изыскать или испросить у вышестоящих органов фонды на качествен-ные электроды в размере двухсот килограммов.
7. Ваше предложение о расформировании архива предприятия в настоящее время не мо-жет быть выполнено.
8. В связи со встретившейся надобностью просим вашего разъяснения о том, имеет ли право на получение подъемных молодой специалист, обучавшийся в институте за счет предпри-ятия, куда он распределен.
9. Завод просит в кратчайшие сроки прислать правомочную комиссию, чтобы решить конфликт на месте.