ГЛАВА I
31. А ради процветания миров он36 создал из своих
уст, рук, бедер и ступней соответственно брахмана,
кшатрия, вайшия и шудру.
88. Обучение, изучение Веды37, жертвоприношение для
себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение
милостыни он установил для брахманов.
89. Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвопри-
ношение, изучение Веды и неприверженность к мирским
утехам он указал для кшатрия.
90. Пастьбу скота и также раздачу милостыни, жерт-
воприношение, изучение Веды, торговлю, ростовщичество н
земледелие - для вайшия.
91. Но только одно занятие Владыка38 указал для шуд-
ры - служение этим варнам со смирением.
96. Из живых существ наилучшими считаются одушевлен-
ные, между одушевленными - разумные, между разумными -
люди, между людьми- брахманы...
34 Имеется в виду Вавилон.
35 "Законами Маиу" именуют сборник древнеиндийских
нравственных и правовых предписаний, исполнение которых
считалось в соответствии с господствующей системой
взглядов и религией добродетелью. Временем составления
|
|
"Законов Мэну" считают I в. до н. э. Приводимые отрывки
характеризуют кастовую организацию и государственный
строй.
36 Имеется в виду Ману - легендарный составитель за-
конов.
37 Веда-древнейший памятник религиозной литературы.
38 Ману.
98. Само рождение брахмана - вечное воплощение дхар-
мы39, ибо он рожден для дхармы и предназначен для отож-
дествления с Брахмой40.
100. Все, что существует в мире, это собственность
брахмана; вследствие превосходства рождения именно
брахман имеет право на все это41.
101. Брахман ест только свое, носит - свое и дает -
свое; ведь другие люди существуют по милости брахмана.
Гл ава III
13. Для шудры предписана жена шудрянка, для вай-шия
- шудрянка и своей варны, для кшатрия - те обе и своей
варны, для брахмана - те три, а также своей варны.
15, Дваждырожденные42, берущие по глупости в жены
низкорожденных женщин, быстро низводят семьи и потомков
к положению шудры.
Глава VII
8. Даже если царь - ребенок, он не должен быть пре-
зираем думающими, что он только человек, так как он -
великое божество с телом человека.
54. Надо назначить семь или восемь сановников, нас-
ледственных, знатоков шастр43, храбрых, опытных в воен-
ном деле, родовитых, испытанных.
56. Вместе с ними следует постоянно обдумывать обыч-
ные дела, мир, войну..., взимание налогов, охрану стра-
ны и обеспечение приобретенного.
57. Узнав мнение каждого из них - в отдельности или
совместно, - следует самому выбирать при исполнении дел
полезное для себя.
65. Армия зависит от военачальника, контроль над
подданными - от армии, сокровищница и страна - от царя,
|
|
мир и его противоположность - от посла.
96. Кто лично захватывает колесницу, лошадь, слона,
зонтик, деньги, зерно, скот, женщин, всякое прочее доб-
ро и недрагоценный металл, - это его.
97. Пусть воины отдадут лучшую долю царю: так сказа-
но в Веде; не захваченное в отдельности должно быть ца-
рем распределено между всеми воинами.
39 Достоинства, добродетели.
40 Богом-творцом.
41 Не следует понимать буквально: как провозглашение
нрава собственности брахмана на любое имущество.
42 Брахмана, кшатрии и вайшия. "Вторым рождением"
признавался обряд посвящения.
43 Шастра - трактат, сборник предписаний.
114. Подчинение страны следует обеспечивать, поместив
01 ряд воинов посреди двух деревень, трех, пяти, а так-
же сотен деревень.
115. Следует назначить старосту для каждой деревни,
управителя десяти деревень, управителя двадцати и ста,
а также управителя тысячи.
116. Деревенский староста пусть сам сообщает должным
образом о преступлениях, совершенных в деревне, управи-
телю десятью деревнями, управитель десятью - управителю
двадцатью;
117. Управитель двадцатью пусть все это сообщает уп-
равителю сотни, а управитель сотни деревень - лично уп-
равителю тысячи.
118. Что должно быть даваемо царю жителями деревни
ежедневно - пища, питье, топливо и т. д., - то пусть
собирает деревенский староста.
120. За их действиями в деревнях, а также за частны-
ми делами пусть наблюдает особый сановник царя - верный
и неутомимый.
121. В каждом городе надо назначить одного, думающе-
го обо всех делах, высокого по положению, грозного на
вид, подобного планете среди звезд.
122. ПУСТЬ он всегда посещает всех тех служащих сам;
поведение их в сельских местпостях пусть проверяет
должным образом посредством соглядатаев.
133. Царь, даже погибая, пусть не взимает налог с
знатока Веды...
137. Пусть царь ежегодно заставляет простой народ,
живущий в стране самостоятельным промыслом, платить
нечто, называемое налогом.
138. Царь может заставить исполнять работу один день
каждый месяц ремесленников всех специальностей и шудр,
живущих своим трудом.