Глава VII

ГЛАВА I

31. А ради процветания миров он36 создал из своих

уст, рук, бедер и ступней соответственно брахмана,

кшатрия, вайшия и шудру.

88. Обучение, изучение Веды37, жертвоприношение для

себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение

милостыни он установил для брахманов.

89. Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвопри-

ношение, изучение Веды и неприверженность к мирским

утехам он указал для кшатрия.

90. Пастьбу скота и также раздачу милостыни, жерт-

воприношение, изучение Веды, торговлю, ростовщичество н

земледелие - для вайшия.

91. Но только одно занятие Владыка38 указал для шуд-

ры - служение этим варнам со смирением.

96. Из живых существ наилучшими считаются одушевлен-

ные, между одушевленными - разумные, между разумными -

люди, между людьми- брахманы...

34 Имеется в виду Вавилон.

35 "Законами Маиу" именуют сборник древнеиндийских

нравственных и правовых предписаний, исполнение которых

считалось в соответствии с господствующей системой

взглядов и религией добродетелью. Временем составления

"Законов Мэну" считают I в. до н. э. Приводимые отрывки

характеризуют кастовую организацию и государственный

строй.

36 Имеется в виду Ману - легендарный составитель за-

конов.

37 Веда-древнейший памятник религиозной литературы.

38 Ману.

98. Само рождение брахмана - вечное воплощение дхар-

мы39, ибо он рожден для дхармы и предназначен для отож-

дествления с Брахмой40.

100. Все, что существует в мире, это собственность

брахмана; вследствие превосходства рождения именно

брахман имеет право на все это41.

101. Брахман ест только свое, носит - свое и дает -

свое; ведь другие люди существуют по милости брахмана.

Гл ава III

13. Для шудры предписана жена шудрянка, для вай-шия

- шудрянка и своей варны, для кшатрия - те обе и своей

варны, для брахмана - те три, а также своей варны.

15, Дваждырожденные42, берущие по глупости в жены

низкорожденных женщин, быстро низводят семьи и потомков

к положению шудры.

Глава VII

8. Даже если царь - ребенок, он не должен быть пре-

зираем думающими, что он только человек, так как он -

великое божество с телом человека.

54. Надо назначить семь или восемь сановников, нас-

ледственных, знатоков шастр43, храбрых, опытных в воен-

ном деле, родовитых, испытанных.

56. Вместе с ними следует постоянно обдумывать обыч-

ные дела, мир, войну..., взимание налогов, охрану стра-

ны и обеспечение приобретенного.

57. Узнав мнение каждого из них - в отдельности или

совместно, - следует самому выбирать при исполнении дел

полезное для себя.

65. Армия зависит от военачальника, контроль над

подданными - от армии, сокровищница и страна - от царя,

мир и его противоположность - от посла.

96. Кто лично захватывает колесницу, лошадь, слона,

зонтик, деньги, зерно, скот, женщин, всякое прочее доб-

ро и недрагоценный металл, - это его.

97. Пусть воины отдадут лучшую долю царю: так сказа-

но в Веде; не захваченное в отдельности должно быть ца-

рем распределено между всеми воинами.

39 Достоинства, добродетели.

40 Богом-творцом.

41 Не следует понимать буквально: как провозглашение

нрава собственности брахмана на любое имущество.

42 Брахмана, кшатрии и вайшия. "Вторым рождением"

признавался обряд посвящения.

43 Шастра - трактат, сборник предписаний.

114. Подчинение страны следует обеспечивать, поместив

01 ряд воинов посреди двух деревень, трех, пяти, а так-

же сотен деревень.

115. Следует назначить старосту для каждой деревни,

управителя десяти деревень, управителя двадцати и ста,

а также управителя тысячи.

116. Деревенский староста пусть сам сообщает должным

образом о преступлениях, совершенных в деревне, управи-

телю десятью деревнями, управитель десятью - управителю

двадцатью;

117. Управитель двадцатью пусть все это сообщает уп-

равителю сотни, а управитель сотни деревень - лично уп-

равителю тысячи.

118. Что должно быть даваемо царю жителями деревни

ежедневно - пища, питье, топливо и т. д., - то пусть

собирает деревенский староста.

120. За их действиями в деревнях, а также за частны-

ми делами пусть наблюдает особый сановник царя - верный

и неутомимый.

121. В каждом городе надо назначить одного, думающе-

го обо всех делах, высокого по положению, грозного на

вид, подобного планете среди звезд.

122. ПУСТЬ он всегда посещает всех тех служащих сам;

поведение их в сельских местпостях пусть проверяет

должным образом посредством соглядатаев.

133. Царь, даже погибая, пусть не взимает налог с

знатока Веды...

137. Пусть царь ежегодно заставляет простой народ,

живущий в стране самостоятельным промыслом, платить

нечто, называемое налогом.

138. Царь может заставить исполнять работу один день

каждый месяц ремесленников всех специальностей и шудр,

живущих своим трудом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: