В термодинамических условиях на поверхности Земли при активном участии живых организмов или продуктов их жизнедеятельности осуществляются многочисленные превращения вещества, которые систематически повторяются. Превращение веществ в значительной мере циклично, поэтому его называют круговоротами или циклами. В основе круговоротов лежит фотосинтез - реакция образования сложного вещества из простых неорганических соединений за счет энергии солнечного света, которая поглощается пигментом хлорофиллом. Эта реакция происходит в высших растениях, водорослях, фотосинтезирующих бактериях. Общий ее вид такой:
6СО2 + 6Н2О «С6Н12О6 + 6О2 (2.1)
Количество энергии, которое ежегодно связывается в продуктах фотосинтеза, составляет 3.10 Дж, что на порядок выше энергетических потребностей человечества. В процессе фотосинтеза образуется органическое вещество и кислород. Вместе с углеводами в процессе фотосинтеза образуются аминокислоты, пигменты, сырьем для которых служат фосфаты, нитраты, сульфаты. Как следует из уравнения, фотосинтез вместе с противоположным процессом окисления органического вещества обеспечивает ряд биогеохимических циклов: водяного пара, углекислого газа, органического вещества, кислорода, а также превращение и аккумуляцию энергии. Масштабы этих циклов значительные: 100 млрд т СО2, 145 млрд т О2. Считается, что весь кислород атмосферы плюс часть О2, связанная горными породами —окислами, является продуктом фотосинтеза. С фотосинтезом в значительной мере связан углеродный биогеохимический цикл. Он объединяется миграцией углерода, который в различных средах образует различные соединения. Этот цикл интересен механизмом саморегуляции и экологически очень важен. Углеродный цикл протекает в системе: земная кора (выделение СО2 за счет вулканических процессов и окисления органических остатков, депонирование углерода в карбонатах) - атмосфера (промежуточное звено цикла) - океан (химическая лаборатория, в которой образуется угольная кислота и ее соли, а также регулятор содержания СО2 в системе, океаническое дно - донный ил - воды океана —атмосфера —живые организмы, (выделение СО2 в процессе дыхания, аккумуляция фотосинтезирующими растениями) - человечество (выделение СО2, СО за счет сжигания топлива). Основным регулятором в этом цикле является Мировой океан (при условии чистоты поверхности, в противоположном случае нарушается газообмен с атмосферой).
Важный экологический вывод: углеродный цикл способен вбирать избытки СО2, который присутствует в атмосфере, емкость океана в этом отношении неограниченная. Но для этого необходимо время (система инерционна, связана с изменением концентрации СО2 во всей толще океана), единство цикла, чистота поверхности океана. Прогнозы климата, которые не учитывают цикл углерода, безосновательны. В последнее время внимание геофизиков - авторов таких прогнозов - направлено на то, что нет прямой зависимости между увеличением темпа сжигания топлива, повышением содержания СО2 в атмосфере и парниковым эффектом.
В водных экосистемах кислотность воды зависит от содержания в них СО2 т.к. СО2 в результате взаимодействия с водой образует угольную кислоту,
СО2 + Н2О => Н2СО3 (2.2)
Угольная кислота в очень разбавленном водном растворе полностью диссоциирует на ионы:
Н2СО3 == Н++ НСО3
НСО3- == Н+ + СО32-
Критерием кислотности среды, определяемым экспериментальным методом, является рН раствора - отрицательный логарифм концентрации водородных ионов (рН =‑lg[Н+]). Основным фактором, понижающим содержание СО2 в водных экосистемах, является фотосинтез углеводов в зеленом листе растений (уравнение 2.1). Таким образом, экспериментально определяя рН водного раствора с погруженной в него высшей водной растительностью за определенный промежуток времени можно оценить количество поглощенной СО2 и по уравнению (2.1) рассчитать количество образовавшегося кислорода (О2), углеводов (С6Н12О6) (прирост биомассы), т. е. оценить продуктивность высшей водной растительности.
Цель работы - Изучение процесса фотосинтеза, протекающего в клетках погруженной высшей водной растительности, рН методом, расчет, исходя из изменения рН, содержания поглощенного СО2, образовавшихся углеводов, кислорода.
Приборы и оборудование. Для выполнения работы необходим рН-метр - РН‑121
Методика выполнения работы. В две банки емкостью 0,5 л налить по 0,5 л водопроводной воды, предварительно отстоянной для удаления соединений хлора (можно воспользоваться водой из открытого водоема), подогретой до температуры 25—30оС. В банку поместить небольших размеров водное растение. Банки плотно закрыть крышками и поместить около источника видимого света (подоконник), освещать 30—мин. После этого взять пробы воды из обеих банок и провести измерение рН проб. Полученные данные внести в таблицу 2.2.
Внимание! В нашем курсе вам надо взять не менее, чем два примера экспериментальных данных, приведенных в таблице 2.1.
Таблице 2.1 - Экспериментальные данные, полученные в процессе измерения рН
| Эксперимен- тальный образец | Значение рН образца воды | |
| в контрольном опыте (без растения) | в рабочем опыте (с растением) | |
| 6,52 | 6,91 | |
| 6,45 | 6,87 | |
| 6,56 | 6,92 | |
| 6,75 | 7,02 | |
| 6,35 | 6,59 |
Внесите выбранные экспериментальные данные в таблицу 2.2.
Таблица 2.2 - Экспериментальные данные, полученные в процессе измерения рН и выбранные для расчета
| Эксперимен- тальный образец | Значение рН образца воды | |
| в контрольном опыте (без растения) | в рабочем опыте (с растением) | |
По величине рН, используя формулу:
рН =‑lg[Н+], (2.3)
необходимо рассчитать концентрацию ионов водорода [Н+] в контрольном опыте и в опыте с растительностью. Затем, исходя из схемы (2.4):
2Н+ -‑->Н2СО3--->CО2--->О2--->1/6.C6Н12О6 (2.4)
рассчитать количество потребленного СО2 и образовавшейся биомассы в виде углевода С6Н12О6, а также выделившегося О2.
2(Н+)---> СО2;
2Мн+ -‑-> Мсо2;
mн+ ‑‑-> mCO2; 1
mн+ . МCO2 mCO2 = -‑--------.
2Мн+
где: mCO2 —масса потребленного СО2,мг;
mн+ —масса ионов водорода в растворе, которые участвовали в реакции, мг;
Мсо2 —молекулярная масса СО2;
Мн+ —атомная масса Н+;
mн+= [DН+]. Мн+ .V;
где: V —обьем пробы воды в банках (в мл);
[DH+] —разница концентрации водородных ионов в опыте с растительностью и контрольном опыте.
[DН+].Мн+ .V . Мсо2 [DН+] .V . Мсо2
mCO2= -‑----------------- = ‑‑--------------.
2Мн+ 2
Точно так же рассчитать количество выделенного кислорода:
2.[ DH+] -‑-> O2
[DН+] . V . Мо2
mO2 = ‑‑---------------;
и образовавшегося углевода:
1/6х2 [DН+] -‑-> —С6Н12О6;
[DН+] . Мс6н12о6.V
mС6Н12О6= -‑----------------.
2 .6
Полученные результаты расчетов запишите в таблицу 2.3.
Таблица 2.3 – Результаты расчетов количества веществ, которые принимали участие в реакции фотосинтеза на базе данных эксперимента
| № экспер. | Опыт | рН | Н+ | DН+ | mсо2, мг | mо2, мг | mуглев, мг |
| контр. | |||||||
| с растительностью. | |||||||
| контр. | |||||||
| с растител. |
Внимание! Проверьте правильность расчетов! (таблица 2.4)
Таблица 2.4 - Результаты расчетов лабораторной работы №2.
| № экспер. | Опыт | рН | Н+*10-6 | DН+*10-6 | mсо2, мг | mо2, мг | mуглев, мг |
| контр. | 6,52 | 0,302 | 0,179 | 0,0020 | 0,0014 | 0,0013 | |
| с растител. | 6,91 | 0,123 | |||||
| контр. | 6,45 | 0,353 | 0,219 | 0,0024 | 0,0017 | 0,0016 | |
| с растител. | 6,87 | 0,134 | |||||
| контр. | 6,56 | 0,275 | 0,155 | 0,0017 | 0,0012 | 0,0012 | |
| с растител. | 6,92 | 0,120 | |||||
| контр. | 6,75 | 0,178 | 0,083 | 0,0091 | 0,0066 | 0,0066 | |
| с растител. | 7,02 | 0,095 | |||||
| контр. | 6,35 | 0,447 | 0,190 | 0,0021 | 0,0015 | 0,0014 | |
| с растител. | 6,59 | 0,257 |
Сделайте вывод на базе полученных расчетов интенсивности фотосинтетической деятельности в зеленых частях погруженных водных растений. Дайте рекомендации относительно использования тех или других растений для очистки бытовых сточных вод.
Тест-контроль.
Вопрос 2.1. К каким реакциям можно отнести фотосинтез?
“А” – к реакциям окисления – восстановление;
“Б” – к реакциям соединения;
“В” – к реакциям разложения
Вопрос 2.2. Какая роль Мирового океана в регуляции биохимического цикла углерода?
“А” – в поглощении избытков углекислого газа из атмосферы
“Б” – в высвобождении кислорода в атмосферу
“В” – в транспортировании паров воды для поддержания влагооборота






