Общая картина

Самая трудная задача при переходе от второй промышленной революции к третьей имеет концептуальный, а не технический характер. Стоявшие у истоков второй промышленной революции быстро поняли, как минимум на интуитивном уровне, что новые коммуникационная среда и энергетический режим создают единственную и неразделимую экономическую парадигму. Одно нельзя развивать без другого. Они также поняли, что новая инфраструктура, создаваемая этим сочетанием, фундаментально видоизменяет пространственно-временную ориентацию общества и требует нового подхода к управлению и организации как коммерческой деятельности, так и образа жизни.

Молодые нефтяные, автомобильные, телефонные, коммунальные, строительные и риелторские компании второй промышленной революции очень скоро осознали, что деятельность каждой из них расширяет коммерческие возможности других и что добиться экономии на скорости и масштабе, позволяющей реализовать их коммерческий потенциал в полной мере, в одиночку невозможно. Переработка нефти, производство автомобилей, прокладка дорог и телефонных линий, создание системы электроснабжения, застройка пригодных зон и формирование современной деловой практики являются не отдельными видами коммерческой деятельности, а компонентами единого предприятия — второй промышленной революции.

Предприниматели поняли это еще в самом начале, объединили усилия и создали влиятельное лобби в США и Европе, а затем и в остальных странах мира для продвижения общего дела. Несмотря на то что это лобби чаще всего действовало хищнически и неблаговидно, преследовало корыстные интересы и совершенно не заботилось об общественном благосостоянии, оно все же выполняло важную публичную функцию, которая обычно оставалась незамеченной. Лоббисты служили связующим звеном. Иными словами, они сводили воедино разрозненные коммерческие силы и трансформировали их в совокупность взаимосвязей, создавая зачаток скелета нового экономического организма.

Лоббисты перетягивали правительство на свою сторону, манипулировали им и заставляли помогать формированию новой экономики. Справедливости ради следует сказать, что изобретатели, предприниматели и финансисты второй промышленной революции поняли, что за систему они создают, до того, как интеллектуальное сообщество смогло описать и классифицировать ее, а правительство смогло ввести необходимое регулирование.

В наших представлениях предпринимательство связывается с изолированными коммерческими достижениями — новыми изобретениями или бизнес-идеями, однако подлинный вклад предпринимателей заключается в другом и имеет более системный характер. Он становится видным, когда бизнес-сообщество начинает понимать, что их индивидуальные коммерческие начинания складываются в более широкое экономическое видение. Когда это происходит, наступает новая экономическая эра. Лишь какое-то время спустя новая экономическая парадигма получает название и превращается в убедительную идею, захватывающую и мобилизующую общество. (Арнольд Тойнби, выдающийся британский историк, впервые сформулировал концепцию промышленной революции в своих лекциях лишь в конце 1880-х гг., когда первая промышленная революция была уже в полном разгаре [39].)

Сегодня мы являемся свидетелями слияния новой коммуникационной среды и нового энергетического режима — третьей промышленной революции. Компании из разных секторов — чистой энергии, зеленого строительства, телекоммуникаций, мини-электростанций, распределенных интеллектуальных сетей, электромобилей и транспортных средств на топливных элементах, экологически устойчивых химических производств, нанотехнологии, логистических систем с нулевыми выбросами углекислого газа, систем управления цепочками поставок и т.д. — разрабатывают целый комплекс новых технологий, продуктов и услуг.

До недавнего времени эти новые коммерческие возможности не слишком интересовали инвестиционное сообщество, да и общество в целом. Это объясняется тем, что людей затрагивают цельные сюжеты, а они всегда связаны с взаимоотношениями и взаимодействием между характерами. Как отдельное слово не расскажет вам ни о чем, так и отдельные технологии, продукты и услуги не составят новой экономической идеи. Только когда мы понимаем, как они взаимосвязаны друг с другом, как они укладываются в новую экономическую картину, наши головы начинают поворачиваться в их сторону. Именно это и происходит сейчас по мере того, как идеологи третьей промышленной революции раскрывают перед нами одну за другой главы повести о новой глобальной экономике.

ЗАРОЖДАЮЩАЯСЯ ТРЕТЬЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — это не только изменение способа ведения бизнеса, но и изменение представлений о политике. Борьба между старыми иерархическими энергетическими интересами второй промышленной революции и нарождающимися горизонтальными энергетическими интересами третьей промышленной революции ведет к появлению новой политической дихотомии, которая является отражением сил, соперничающих за доминирование в коммерческой сфере. Новый политический сценарий будет изменять сам подход людей к политике по мере нашего продвижения в направлении новой эры.


ГЛАВА 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: