Методические рекомендации

Проблема анализа художественного текста является одной из самых сложных и в литературоведческой науке, и в школьной практике. В последние десятилетия развиваются отрасли филологической науки, которые вооружают ученых и учителей инструментарием современного анализа текста, такие, как герменевтика – учение о понимании смысла высказывания, текстология, непосредственно связанная с генезисом литературного творчества и текста, компаративистика, наука, исследующая сопоставительный аспект разных литератур.

Особые разногласия в литературоведческой науке и в методике преподавания литературы в школе вызывают принципы и приемы анализа текста. Так, М.Бахтин видит в произведении два уровня – «фабулу» и «сюжет», действительность автора и действительность героя. Совершенно иной подход оперирует такими категориями, как содержание и форма. В наиболее законченном и аргументированном виде этот подход представлен в трудах Г.Н.Поспелова: метод анализа тематики произведения, метод анализа проблематики; идейный мир произведения (авторский идеал, художественная идея, соотношение темы, идеи, проблемы), изображенный мир (художественные детали, портрет, пейзаж, мир вещей, психологизм, художественное время и пространство); художественная речь (лексика и стилистика, тропы, синтаксис и интонация, темпоритм, речь персонажа, речь повествователя). Особое внимание в литературоведческих исследованиях уделяется изучению художественного мира произведения. Литературовед В.Хализев выделяет следующие составляющие, необходимые для изучения художественного мира произведения: персонаж и его ценностные ориентации; персонаж и писатель; сознание и самосознание персонажа; портрет; формы поведения; диалоги и монологи героев; вещь; природа; время и пространство; сюжет; художественная речь; стилистика.

В подавляющем большинстве новые подходы к изучению текста базируются на системном анализе. В его основе – идея синтеза гуманитарных наук и теории систем, получившая развитие в теории науки ХХ века. Однако систематика не отменяет биографического, культурно-исторического, социологического, психологического или иного подхода. Системный подход является наиболее эффективным и полноценным, так как исключает фрагментарность, от которой чаще всего страдает анализ художественного произведения в школе.произведения

Итак, вопрос о концептуальных основах анализа художественного произведения должен стать отправной точкой разговора об особенностях школьного анализа произведения. Студентам рекомендуется прочитать материалы под № 2, 3, 8, 18,21 в списке основной литературы.

Литературное произведение – основная единица художественной литературы. Без знания произведений нет знания литературы. Познать эстетическую сущность литературы сложно или даже невожможно без профессионального анализа произведения. Причем такого анализа, который ведет ученика от понимания содержания произведения через осмысление красоты и богатства художественной формы, развивает желание познать тайну художественного слова. Такой анализ осуществляется нелегко. Но без него не развить у школьников потребности «вчитаться» в литературное произведение, в отдельные строчки и детали, не отучить от буквального и даже упрощенного понимания слова.

Условиями успешного анализа произведения в школьном курсе являются

· необходимые знания учителем теоретических основ анализа;

· доскональное владение навыками выделять и исследовать все составляющие содержания и формы;

· понимание закономерностей их взаимодействия;

· чувство эстетической природы слова в литературном произведении;

· наличие у учителя филологических способностей;

· хорошее знание учителем и учениками текста произведения.

Только при таких условиях подробная аналитическая работа над произведением будет вознаграждена радостью открытия в процессе изучения литературного феномена, эстетическим наслаждением, которое может принести встреча с прекрасным.

Теория художественного произведения, на которой основыввается анализ, сложна и обширна. Учитель-словесник должен в обязательном порядке знать основные составляющие художественного произведения, а именно составляющие формы и содержания, а также закономерности их взаимодействия. В помощь студенту для подготовки к практическому занятию рекомендуется учебно-методическое пособие В.Марко.

Успешный анализ литературного произведения невозможен без знания основных, фундаментальных, принципов и прийомов анализа произведения. Материал по данному вопросу можно прочитать в источниках под № 2, 8, 12, 18, 21 основного списка литературы.

В литературоведческих исследованиях, посвященных анализу произведения, важны не только принципы анализа (единство формы и содержания, системности, историзма), но и виды анализа, то есть подходы к произведению с точки зрения понимания функции художественной литературы. Некоторые ученые, кроме видов, выделяют и методы анализа, но при этом нужно помнить, что общепринятых критериев размеживания понятий «вид анализа» и «метод анализа» наука пока не выработала (см. статьи А.Токмань, В.Марко, В.Моклицы, А.Ситченко).

В школьном курсе литературе основным является путь анализа: пообразный, последовательный, проблемно-тематический, идейно-тематический, смешанный (комбинированный) (подробнее об этом см. статьи Ф.Штейнбука, Л.Мирошниченко, В.Марко, А.Ситченко). Учителя-словесники все чаще в прцессе анализа произведения усложняют путь анализа, используя тот или иной вид литературоведческого анализа (необходимо данное положение проиллюстрировать примерами).

Подводя итоги, следует еще раз акцентировать на том, что ключ к тайне художественного слова и литературного произведения в целом можно найти только при условии синтеза знаний теоретических основ анализа феномена словесного искусства и профессионального умения видеть всю конкретику и неповторимую оригинальность каждого составляющего содержания и формы произведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: