Законов целое множество, есть и не познанные.
Рассмотрим три основополагающих закона диалектики:
--- Закон единства и борьба противоположностей,
--- закон взаимного перехода количественных и качественных изменений,
--- закон отрицания отрицания.
Из этого нельзя сделать вывод о том, что будто бы законы этим и
ограничиваются.
Испокон веков внимание разума привлекали как противоречивость характеризуют
диалектическую суть взаимодействия элементов бытия, мировоззрения и
методологии познания и действия. Противоречивость бытия познается лучше
тогда, когда мы знаем что такое противоречие. Противоречие представляет
собой определенный тип взаимодействия различных и противоположных сторон
,свойств, тенденций в составе той, или иной системы или между системами
,процесс столкновения противоположных стремлений и сил.
Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны внутри себя и между
собой.
Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимоисключающие и взаимопредполагающие друг друга стороны, тенденции того или
|
|
иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса). Формула
"Единства и борьбы" противоположностей выражает напряженное взаимодействие
"полярных" свойств, изложений движения, развития.
"Растение, животное, каждая клетка в каждое мгновение в своей жизни
тождественны с собой и тем не мение отличаются от самих себя благодаря
усвоению и выделению веществ,благодаря знанию, образованию и отмиранию
клеток, благодаря происходящему процессу циркуляции -словом, благодаря
сумме непрерывных молекулярных изменений
которые составляют жизнь и общие итоги которых выступают воочию, в виде
жизненных фаз: эмбриональная жизнь, юность, половая зрелость,процесс
размножения, старость, смерть".
Используя закон единства и борьбы противоположностей всеобщего и вообще
любой объект в частности, можно расценивать их как соединение двух
гипотетических начал - мужского и женского. Мужчина и женщина отнюдь не
демонстрируют наличие сугубых противоположностей, напротив, человек с любой
точки зрения - анатомической, психологической,
Философской - есть подвижный результат двух начал. Даже если вспомнить миф
о Меркурии – две Земли переплетаются в не поддающихся узорах, и только
тогда, когда Апполон бросает золотой жезл, они образуют вокруг него
гармоническую фигуру.
Любая ориентация, стремление определяет мужское в мужчине, женское в
женщине.
Движение слева направо, вверх, от центра к периферии - мужское.
Справа влево, вниз, от периферии - женское.
|
|
Отсюда минимум два вывода:
1) любое "слева" уже подразумевает "направо";
2) любое "вверх" имеет смысл, если известен "низ".
Все направления легитимны (-по закону) тогда, когда имеется центр.
Противоречие - выражает внутренний источник всякого развития, движения.
Познание внутреннего (сущностного) и внешнего (формального) противоречия
отличает диалектику от метафизики. "Диалектика есть изучение противоречия в
самой сущностей предметов"
"Диалектическое противоречие есть единство взаимоисключающих (взаимно друг
друга обуславливающих), т.е. взаимодействующих противоположностей".
"Единство тождества
и различия - такова диалектическая форма противоречия"
Противоположности характеризуются как взаимообусловленные и
взаимодействующие стороны диалектического противоречия. Противоположности
,по словам Гегеля, "имеют
против себя" не просто иное, а "свое иное ".Диалектика противоречия
отражает двойственное отношение внутри целого:
1.Единство противоположностей.
2.Их борьбу.
Типы (виды) противоречий:
а) внутренние и внешние. Внутренние противоречия -это противоречия между
элементами структуры; а внешние -это противоречия различных систем,
явлений. Общество и природа, организм и среда.
б) Основные и не основные,главные и неглавные. Пример: Взаимные
превращения нейтрона, протона, электрона, мезона в ядре атома представляют
собой процесс непрерывного возникновения и разрешения противоречий, но это
не приведет к изменению атома - полярность ядра электронные оболочки
остаются!
В материалистической диалектике отрицание рассматривается как необходимый
момент развития, условие качественного изменения вещей.
Отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременным
переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в
составе второго, что называется снятием.
Диалектическое отрицание включает в себя триединный процесс:
1) деструкции (разрушения, преодоления, изживания), прежнего;
2) кумуляции (накопление, суммирование) - (частичного сохранения,
препятственности, трансляции);
3) конструкции (формирования,создания нового).
Отрицание отрицания предполагает цикличность, относительную
повторяемость, поступаемость.
Примеры диалектического отрицания в истории России:
1.Переход от языческой веры к православной - Крещение Руси - это поворот к
Западу отрицанием Востока.
2. Татаро-монгольское иго -переход от феодального Запада к азиатскому
Востоку.
3. Петровские реформы - ориентировка России с Востока на Запад.
4. Революция 1917 года -вектор времени снова направляется с Запада на
Восток.
5. Идет перестройка - признаки идеализации Запада.
Закон количественных и качественных изменений имеет категории:
1. Качество-это совокупность свойств, указываемых на то,что представляет
собой вещь, чем она является.
1. Количество-это совокупность свойств, характеризующих величину вещи, ее
размеры.
2. Качество -такая определенность предмета (явления, процесса), которая
характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему
свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.
2. Количество-характеристика по степени развития или интенсивности
присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.
Каждая отдельная вещь обладает бесчисленным количеством свойств, единство
которых, означает ее качество.