закона диалектики

Законов целое множество, есть и не познанные.

Рассмотрим три основополагающих закона диалектики:

--- Закон единства и борьба противоположностей,

--- закон взаимного перехода количественных и качественных изменений,

--- закон отрицания отрицания.

Из этого нельзя сделать вывод о том, что будто бы законы этим и

ограничиваются.

Испокон веков внимание разума привлекали как противоречивость характеризуют

диалектическую суть взаимодействия элементов бытия, мировоззрения и

методологии познания и действия. Противоречивость бытия познается лучше

тогда, когда мы знаем что такое противоречие. Противоречие представляет

собой определенный тип взаимодействия различных и противоположных сторон

,свойств, тенденций в составе той, или иной системы или между системами

,процесс столкновения противоположных стремлений и сил.

Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны внутри себя и между

собой.

Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимоисключающие и взаимопредполагающие друг друга стороны, тенденции того или

иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса). Формула

"Единства и борьбы" противоположностей выражает напряженное взаимодействие

"полярных" свойств, изложений движения, развития.

"Растение, животное, каждая клетка в каждое мгновение в своей жизни

тождественны с собой и тем не мение отличаются от самих себя благодаря

усвоению и выделению веществ,благодаря знанию, образованию и отмиранию

клеток, благодаря происходящему процессу циркуляции -словом, благодаря

сумме непрерывных молекулярных изменений

которые составляют жизнь и общие итоги которых выступают воочию, в виде

жизненных фаз: эмбриональная жизнь, юность, половая зрелость,процесс

размножения, старость, смерть".

Используя закон единства и борьбы противоположностей всеобщего и вообще

любой объект в частности, можно расценивать их как соединение двух

гипотетических начал - мужского и женского. Мужчина и женщина отнюдь не

демонстрируют наличие сугубых противоположностей, напротив, человек с любой

точки зрения - анатомической, психологической,

Философской - есть подвижный результат двух начал. Даже если вспомнить миф

о Меркурии – две Земли переплетаются в не поддающихся узорах, и только

тогда, когда Апполон бросает золотой жезл, они образуют вокруг него

гармоническую фигуру.

Любая ориентация, стремление определяет мужское в мужчине, женское в

женщине.

Движение слева направо, вверх, от центра к периферии - мужское.

Справа влево, вниз, от периферии - женское.

Отсюда минимум два вывода:

1) любое "слева" уже подразумевает "направо";

2) любое "вверх" имеет смысл, если известен "низ".

Все направления легитимны (-по закону) тогда, когда имеется центр.

Противоречие - выражает внутренний источник всякого развития, движения.

Познание внутреннего (сущностного) и внешнего (формального) противоречия

отличает диалектику от метафизики. "Диалектика есть изучение противоречия в

самой сущностей предметов"

"Диалектическое противоречие есть единство взаимоисключающих (взаимно друг

друга обуславливающих), т.е. взаимодействующих противоположностей".

"Единство тождества

и различия - такова диалектическая форма противоречия"

Противоположности характеризуются как взаимообусловленные и

взаимодействующие стороны диалектического противоречия. Противоположности

,по словам Гегеля, "имеют

против себя" не просто иное, а "свое иное ".Диалектика противоречия

отражает двойственное отношение внутри целого:

1.Единство противоположностей.

2.Их борьбу.

Типы (виды) противоречий:

а) внутренние и внешние. Внутренние противоречия -это противоречия между

элементами структуры; а внешние -это противоречия различных систем,

явлений. Общество и природа, организм и среда.

б) Основные и не основные,главные и неглавные. Пример: Взаимные

превращения нейтрона, протона, электрона, мезона в ядре атома представляют

собой процесс непрерывного возникновения и разрешения противоречий, но это

не приведет к изменению атома - полярность ядра электронные оболочки

остаются!

В материалистической диалектике отрицание рассматривается как необходимый

момент развития, условие качественного изменения вещей.

Отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременным

переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в

составе второго, что называется снятием.

Диалектическое отрицание включает в себя триединный процесс:

1) деструкции (разрушения, преодоления, изживания), прежнего;

2) кумуляции (накопление, суммирование) - (частичного сохранения,

препятственности, трансляции);

3) конструкции (формирования,создания нового).

Отрицание отрицания предполагает цикличность, относительную

повторяемость, поступаемость.

Примеры диалектического отрицания в истории России:

1.Переход от языческой веры к православной - Крещение Руси - это поворот к

Западу отрицанием Востока.

2. Татаро-монгольское иго -переход от феодального Запада к азиатскому

Востоку.

3. Петровские реформы - ориентировка России с Востока на Запад.

4. Революция 1917 года -вектор времени снова направляется с Запада на

Восток.

5. Идет перестройка - признаки идеализации Запада.

Закон количественных и качественных изменений имеет категории:

1. Качество-это совокупность свойств, указываемых на то,что представляет

собой вещь, чем она является.

1. Количество-это совокупность свойств, характеризующих величину вещи, ее

размеры.

2. Качество -такая определенность предмета (явления, процесса), которая

характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему

свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.

2. Количество-характеристика по степени развития или интенсивности

присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.

Каждая отдельная вещь обладает бесчисленным количеством свойств, единство

которых, означает ее качество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: