1. Отвечая на этот вопрос, важно различать два обстоятельства: реальную способность на то или другое и что считают по этому поводу окружающие.
Многочисленные факты говорят о том, что успех в одной деятельности может и не влиять на успех в другой.
К примеру, многие спортсмены, закончив выступать в сравнительно молодом возрасте, имея, как правило, высшее образование, имя, поклонников, связи, не только не достигли успехов в других видах деятельности, но и закончили жизнь плачевно. Даже несмотря на наличие у них сильной воли, работоспособности, умения достигать победы.
Есть множество других примеров, когда люди, которые блестяще делают одно дело, во всем остальном оказываются беспомощными.
И тем не менее имеет место так называемый «эффект ореола»: человека, добившегося больших успехов в какой-то области, окружающие считают способным на большее и в других областях.
Хотя и основанный на заблуждениях, в массовом сознании он все же присутствует. Почему?
Приведем результаты экспериментов.
|
|
Группе (классу, студенческому потоку) дают задания. Затем, не проверяя этих заданий, одной половине участников говорят, что они справились с работой прекрасно, другой — что плохо. После этого снова дают задания аналогичной сложности. Проверка заданий показывает, что большинство из тех, кого похвалили, вторую работу сделали лучше, а те, чью работу оценили плохо, хуже.
Опытные тренеры начинают тренировать штангистов и прыгунов в высоту с малых весов и высот, чтобы закрепить привычку к успеху.
Таким образом, в краткосрочном плане «эффект ореола» проявляет себя в той или иной степени.
Именно личные впечатления от сиюминутных результатов являются почвой для возникновения «эффекта ореола». Кстати, исследованиями установлено, что у человека, испытывающего удовлетворение, несколько улучшается острота зрения, слуха, осязания.
2. По-разному люди реагируют на неудачу. Слабого она деморализует, сильного — мобилизует.
Например, Черчиллю принадлежат слова: «Успех — это переход с одной неудачи к другой с нарастающим энтузиазмом». Выдающийся изобретатель Эдисон говорил: «Каждая неудачная попытка — это еще и шаг вперед». Проиграв президентские выборы, Лех Валенса заявил: «Как говаривал еще Пилсудский, поражение — это когда ты с ним смирился. А если не смирился, то это временная неудача».
Многие известные личности высказывались и в том смысле, что поражение иногда полезнее победы. Ибо победа расслабляет, а поражение заставляет действовать, искать новые пути.
Но это справедливо для сильных личностей (потому они и сильные, что неудача их не ломает). А в сознании большинства действует «эффект неудачника»: человека, потерпевшего неудачу, окружающие, как правило, считают способным на еще меньшее и в других делах.
|
|
Психологической основой является факт недолговременного угнетающего действия неудачи, о котором говорит и эксперимент, описанный выше.
Известно высказывание: «Женщины не любят неудачников». На самом деле их не любит никто, просто женщины в силу большей коммуникабельности охотно делятся своими мыслями, в том числе и этой.
Представим себе такую ситуацию. Клиент приходит в банк, просит кредит: «Мне в Автобанке отказали, в Агропромбанке отказали... Может, вы мне дадите?». Всякий скажет, что и здесь ему откажут. Потому, что он — неудачник.
В бизнесе указанные эффекты проявляют себя в полной мере. Фирмы, деловые люди охотно говорят о своих успехах и скрывают неудачи (особенно плохое финансовое положение).
В странах, где давно успех нации связали с бизнесом, выработались стандарты поведения, нацеленные на деловой успех. Например, американец на вопрос «Как дела?» ответит только бодрым «О' кей» и никогда не станет плакаться о своих неудачах (в отличие от многих наших соотечественников).