19. Признак хорошего тона — не задавать вопросы, относящиеся к коммерческой тайне предприятия (экономические показатели, с кем заключены контракты и их условия, заработная плата работников, численность персонала и т.п.).
Но уж если вопрос задан (обычно он мотивируется целями переговоров), надо выходить из положения.
Фирма предлагает сшить спецодежду (фирменную одежду) для работников предприятия. Зная численность персонала, они получат представление о верхней границе возможного заказа. Возможен следующий диалог.
— Вы хотите определить, сколько мы можем заказать?
— Да, именно так.
— Для начала мы закажем пробную партию для одного-двух подразделений. Посмотрим, как это будет принято работниками.
— Сколько комплектов составит пробная партия?
— Пятъдесят-шестъдесят.
Читатель наверняка обратил внимание, что партнер ушел от прямого ответа, трансформировав заданный вопрос. Этим приемом можно пользоваться в аналогичных ситуациях.
Неприятное впечатление производят партнеры, старающиеся «пустить пыль в глаза» своей осведомленностью. Подобная манера не пользуется успехом в деловых кругах.
|
|
20. На то, что вас когда-то обманули, лучше не ссылаться. Иначе может сработать «эффект неудачника», ваш имидж пострадает: больше все-таки обманывают тех, кто позволяет себя обманывать (хотя в принципе от обмана не застрахован никто). Требование твердых гарантий не нуждается в подобных Обоснованиях.
21. Увидев просчет партнера, лучше всего прямо сказать ему об этом: честный поступок укрепит ваш имидж и ваши взаимоотношения как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе, что в итоге перевесит сиюминутную выгоду.
22. Самоуничижительные высказывания типа «Я не оратор» не благоприятствуют имиджу делового человека. Может сработать «эффект неудачника», поэтому подобных высказываний рекомендуется избегать.
23. У них жест пальцами в виде нуля — это неприличный жест, он может вызвать у них шок, а уж отрицательные эмоции — безусловно.
Мы привели это обстоятельство, чтобы обратить ваше внимание на необходимость специальной подготовки к переговорам, включающей изучение национальных особенностей партнеров.