К школьному обучению

6. Наблюдение за деятельностью учащихся на занятиях. Основное внимание уделяется оценке познавательной активности детей. Следует отметить объем знаний, их осведомленность, способности к сравнению, группировке, обобщению или исключению, аргументации, доказательству и т.д., а также на то, насколько сосредоточены и внимательны к объяснению учителя, старательны ли в выполнении заданий.

Данные фиксируются в таблице. Проводится качественный анализ по содержанию наблюдения.

Знания Оперирование знаниями Качество выполнения задания Интерес, внимание Ошибки, трудности Эмоциональный настрой
Объем, конкретность, уровень обобщенности, осмысленность … Сравнение, группировка, классификация, способность предвидеть результат до решения задачи… Правильность ответов, точное выполнение задания, объяснение, доказательство правильности выполнения…      
           

7. Решение ситуации. Ребенка приглашают в комнату, где на столе выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагается в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает ребенка к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную сказку для его возраста, которую он раньше не слушал. На самом интересном месте чтение прерывается и экспериментатор спрашивает ребенка, что ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на столе игрушками или дослушать сказку до конца. По окончании работы проводится качественный анализ: дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают дослушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их носит манипулятивный характер: то за одно схватятся, то за другое.

8. Определение способности к исключению-обобщению. “Четвертый - лишний”. Ребенку предлагается серия из 4 предметов (или картинок). В каждой серии один из них нужно исключить, т.к. он не похож, не подходит, не такой как три другие. Оценивается не только правильный ответ, но и умение сформулировать признак сходства, объединяющие другие три предмета (признаками сходства могут быть общие функции или свойства, принадлежность к одному виду, классу, роду явлений или предметов).

9. Оценка характера действий. “Фигуры из спичек”. Ребенку предлагается 5 спичек и дается инструкция: Составь из спичек два треугольника. Оценивается характер действий и результат (практические, поисковые или хаотические способы действий). Обращается внимание на скорость выполнения задания, интерес, самостоятельность.

10. Особенности учебной деятельности первоклассника. В процессе наблюдения за учениками 1 класса выявляется наличие элементарных навыков учебной деятельности (способность учащихся сознательно принять учебную задачу; выполнить ее в соответствии с указаниями учителя или самостоятельно составленным планом, если этого требует задание); контролировать выполнение и дать оценку своей работе и работам других учащихся; умение сохранять в течение занятия сосредоточенное внимание, проявлять интерес к уроку. При этом следует отметить:

1) как учащиеся воспринимают задания учителя (внимательно выслушивают объяснения или указания, задают вопросы, просят объяснить непонятное, уточняют отдельные моменты предстоящей работы, проявляют активный интерес);

2) как учащиеся выполняют задание учителя (приступают к работе сразу, точно руководствуясь указаниями учителя; не приступают к работе, ждут дополнительных разъяснений, индивидуальной помощи или напоминания; выполняют всю работу самостоятельно; в случае затруднения задают вопросы; подражают соседу по парте; ждут помощи учителя; всю работу выполняют точно в соответствии с указаниями учителя; добиваются результата в выполнении задания, не придерживаясь указанных учителем способов; результата не достигают);

3) как учащиеся контролируют выполнение задания и оценивают работу (контролируют работу, руководствуясь данными указаниями; умеют правильно оценить свою работу и работу товарищей; сверяют выполнение задания с другими детьми, действуют по подражанию; не способны к самоконтролю и адекватной оценке; не замечают ошибок, не могут исправить или дополнить ответ товарища и пр.).

11. Оценка владения приемами счета, измерения условной меркой, умения отвечать на вопросы по требуемой форме (кратко и развернуто), умения пользоваться раздаточным материалом и учебными принадлежностями; умения ориентироваться на листе бумаги, работать в определенном темпе, способность сохранять устойчивость внимания и интерес к занятию на всем его протяжении. Для уточнения данных о состоянии элементарных навыков учебной деятельности учащихся на перемене следует просматривать тетради с выполненными на уроке заданиями у 2-3 учащихся, за которыми проводилось наблюдение на занятиях и оценивать качество выполнения, четкое следование указаниям учителя в выполнении заданий.

12. Оценка уровня речевого развития учащихся, способности к слого-звуковому анализу слов, особенностям звуко-произношения, грамматического строя речи, словарного запаса, особенностям диалогической и монологической речи. Наблюдение фиксируется в таблице:

Звуковая культура речи Фонемати-ческий слух Словар-ный запас Граммати-ческий строй Синтакси-чески правильная речь Диалоги-ческая речь Связная речь
             

Присутствуя на уроках, беседуя с учащимися на переменах, фиксируется речь детей и оценивается степень ее развития с разных позиций:

- звуковая культура речи: правильное произношение звуков, четкая дикция, умеренный темп речи, грамотность, выразительность, культура устного ответа (стоять прямо, отвечать громко, внятно, законченными предложениями);

- развитие фонематического слуха: умение выделять в предложении слова, делить слова на слоги, вычленять звуки в лове и логах, определять их порядок и количество;

- словарный запас: достаточный запас слов, отсутствие ошибок в словах;

- грамматический строй: морфологическая правильность речи (отсутствие грамматических ошибок);

- синтаксическая правильность речи: правильное построение предложения, выражение предложением законченную мысль.

- диалогическая речь: ответы на различные по характеру вопросы, соблюдение в ответах правильный порядок слов, выражение мысли предложением;

- связная речь: способ говорения (плавная, прерывная), артикуляция, словарный запас, строение предложений (распространенные, простые, неполные), составление коротких рассказов, рассказ по плану или самостоятельное составление плана рассказа, объяснение факта, явления или способа выполнения задания, способность рассуждать.

Данные фиксируются в дневнике. Проводится качественный анализ результатов.

Вопросыдля анализа и обсуждения:

1. В чем выражается проявление умственной активности учащихся на уроке?

2. Каков уровень производительности познавательных процессов у учащихся (произвольность внимания, способность к произвольному запоминанию и воспроизведению)?

3. В какой степени уровень развития речи учащихся обеспечивает возможность их активного участия в решении задач, поставленных на уроке (умение связно выражать свои мысли, точность словаря, четкость звукопроизношения, грамматическая правильность речи)?

4. Какими элементарными навыками учебной деятельности владеют учащиеся? Какие навыки учебной деятельности формировались учителем у учащихся на уроке? Какова готовность детей к выполнению требований учителя?

5. Каков уровень умственной готовности к школе у отдельных учащихся (на основе данных индивидуального наблюдения)?

6. Какие рекомендации нужно давать родителям?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: