double arrow

К школьному обучению

1. Наблюдение за деятельностью учащихся на занятиях. Основное внимание уделяется оценке мотивационной активности детей. Следует отметить, насколько учащиеся увлечены содержанием занятий, насколько сосредоточены и внимательны к объяснению учителя, какова активность, старательность в выполнении заданий. Оценивается эмоциональное состояние и активность учащихся на протяжении занятий. Необходимо обратить внимание на подведение итогов занятий, организации рефлексии учащихся.

Данные фиксируются в таблице. Проводится качественный анализ по содержанию наблюдения.

УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК
Используемые методы Активизация внимания Пед. оценка, эмоциональный настрой Актив-ность, увлечен-ность, интерес Внима-ние, сосредо-точенность Старательность в выполне-нии заданий Умение входить в контакт с детьми, с учителем, работать в паре, группе Эмоциональное состояние, настроение
               

2. Индивидуальная беседа с ребенком по анкете оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов Н. Г.Лускановой: Нравится ли тебе в школе? Как ты готовился к поступлению в школу? Что тебе в школе нравится больше всего? Если бы тебе предложили выбирать: снова вернуться в детский сад или остаться в школе, что бы ты выбрал? Почему? Что особенно тебе интересно на занятиях? Почему? Почему тебе не хочется идти в школу? (этот вопрос задается, если ребенок “выбирает” детский сад). Данные фиксируются в таблице. Затем обрабатывается результат беседы. Если ребенок на вопросы дает положительные отзывы о школе и занятиях, то за каждый ответ выставляется 3 балла, на неопределенные ответы («не знаю», «не очень») – 1 балл, за ответы, отрицающие положительное отношение, - 0 балл. Результат: 12-15 б – хороший уровень мотивационной готовности, 7-11 б – средний, 6 б и меньше – низкий. По результатам беседы также проводится качественный анализ по вопросам и рекомендуется провести коррекционную работу.

3. Тестирование по методике М.Р. Гинзбург «Определение мотивов учения». Ребенку предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается соответствующий содержанию рисунок. Дети последовательно осуществляют три выбора. Затем подсчитывается, сколько баллов набрал ребенок по каждому мотиву. Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора. Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Акцент ставится на выявление общего уровня мотивации успеха в целом и преобладающих мотивов (внешнего, игрового, получения отметки, позиционного, социального и учебного). О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т. е. различные подходы во всех ситуациях. Проводится количественный анализ результатов.

4. Опрос по утверждениям («согласен – не согласен»): 1) В школе у меня будет много новых друзей. 2) Мне очень интересно, какие будут в школе уроки. 3) Я хочу дружить со всеми одноклассниками. 4) Я хочу, чтобы уроки были дольше, чем перемены. 5) Интересно, как выглядит классная комната. 6) Я обязательно буду учиться хорошо. 7) Я думаю, каникулы - это самое лучшее в школьной жизни. 8) Я думаю, что в школе интереснее, чем в детском саду. 9) Я хочу учиться и много знать. 10) Если бы можно было, я бы пошел в школу уже год назад. Затем обрабатывается результат: за каждый утвердительный ответ ставится один балл. Если ребенок набрал от 1 до 3 баллов, то стоит призадуматься, ребенок не горит желанием идти в школу. Ему хорошо и без нее. От 4 до 8 баллов - хороший результат, ребенок хочет в школу. Но важно определить, что для него важнее: внешняя сторона или внутреннее содержание; что его больше интересует - новые друзья или сами уроки. Если больше получено утвердительных ответов по первой части опроса, то ребенок несколько идеализирует школу, он еще не совсем готов к трудностям школьных будней. Если же больше положительных ответов во второй половине, то ребенок вполне представляет, для чего ходят в школу, а повседневная школьная жизнь пока не вызывает у него неприязни. 9-10 баллов - отличный результат, ребенок хочет идти в школу, и желание его вполне осознанно. Возможно, он сохранит свое отношение к школе на протяжении всего школьного обучения.

5. Проективные методы: «Нарисуй, что тебе понравилось в школе», «Отметь х, где ты находишься», «Выбери, чем ты сейчас хотел бы заниматься».

Все работы детей прилагаются в дневнике, данные фиксируются в протоколе. Проводится качественный и количественный анализ результатов.

Вопросы для анализа и обсуждения:

1. Как мотивируют дети стремление к обучению в школе?

2. Какие стороны школьной жизни привлекают детей больше всего? Как мотивируют этот интерес учащиеся?

3. Какова мотивационная готовность к обучению в школе у отдельных учащихся? (На основе индивидуального наблюдения и опроса).

4. Каковы выводы о состоянии мотивационной готовности детей к обучению в школе и педагогические рекомендации для детского сада.

5. Какие рекомендации нужно давать родителям?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: