К школьному обучению

13. Наблюдение за наличием у детей привычки к аккуратности и самообслуживанию: 1) внешний вид (чистота и опрятность одежды, прически, подтянутость, чистота рук и лица, состояние обуви); 2) умение детей самостоятельно замечать и устранять отдельные недостатки в своем внешнем виде (застегнуть пуговицы, почистить костюм, завязать бант, вымыть руки); 3) умение заметить непорядок во внешнем виде других учеников и указать им на это, помочь исправить, умение отнести общее требование к себе лично.

14. Наблюдение за отношением детей к своим вещам и учебным принадлежностям: 1) аккуратное размещение вещей: портфель в парте, сменная обувь в мешке, ручка и карандаш в специальном пенале; 2) бережное обращение с учебными принадлежностями: внешний вид учебников и тетрадей, наличие закладок и обложек в учебниках и тетрадях, бережное обращение с учебниками: рассматривать учебник за партой, браться за учебник чистыми руками, страницы перелистывать осторожно, класть учебные принадлежности после урока в рюкзак; 3)аккуратное ведение тетрадей.

15. Наблюдение за деятельностью и поведением учащихся на занятии: умение подготовить все необходимое к занятию (заранее достать нужный учебник, тетради, карандаш, ручки и пр.); после звонка занять свое место у парты и стоя ждать учителя; в ходе занятия внимательно выслушивать задания учителя, начинать выполнять работу после его указаний в соответствии с поставленной целью, не отвлекаясь посторонними делами; работать, не мешая товарищам, не подсказывая им; после выполнения задания сидеть спокойно, ждать, когда остальные учащиеся закончат работу; переходить от одного вида задания к другому без дополнительного индивидуального обращения учителя; работать в нужном темпе, не отставать; умение в элементарной в форме планировать свою работу; после окончания занятия самостоятельно убрать учебные принадлежности в портфель, подготовиться к следующему занятию и выйти на перемену.

16. Наблюдение за способностью детей произвольно управлять своим поведением в соответствии с правилами и требованиями учителя; спокойно вести себя в течение занятия, проявлять активное внимание к заданиям учителя, четко реагировать на замечания, уметь относить общие дисциплинарные замечания учителя к себе лично, правильно поднимать руку, бесшумно вставать и садиться, правильно сидеть за пертой, покидать свое место только после слов учителя: “Занятие окончено”.

17. Наблюдение за общением детей со сверстниками и взрослыми: выполнение детьми правил культуры поведения по отношению к учителю: здороваться с учителем, называть его по имени и отчеству; в случае опоздания в класс просить разрешения войти; не перебивать учителя; вставать и садиться на уроке с разрешения учителя; обращаясь с просьбой к учителю, употреблять слова “спасибо”, “пожалуйста”; при разговоре с учителем стоять прямо, смотреть в лицо собеседника, отвечать громко; уметь предложить помощь учителю: донести тетради, поднять оброненную вещь и т.п. При этом определяется мера самостоятельности в данных проявлениях, постоянство соблюдения правил, восприимчивость учащихся к требованиям учителя.

18. Наблюдение за взаимоотношениями учащихся с другими детьми: умение не мешать им, не отвлекать разговором, оказать взаимопомощь (поделиться в случае необходимости учебными принадлежностями, поднять упавшую вещь, указать нужную страницу и т.п.); самостоятельно поддерживать устойчивые доброжелательные отношения со сверстниками и сознательно выполнять требования к поведению (вести себя спокойно, организованно, не бегать, не шуметь, не вступать в конфликты).

19. Беседа, решение ситуаций с целью выявления отношений к окружающим людям, к сверстникам и взрослым, к новому социальному статусу школьника, школьным правилам, социальным нормам: Какие правила поведения на уроке в классе ты знаешь? Какие правила поведения на перемене ты знаешь? Почему каждый школьник должен выполнять эти правила? и т.д.

20. Выявление знаний ребенка о школе и школьном распорядке: Что такое класс? Что такое урок? Что такое каникулы? В классе учатся дети одного возраста или разного? Как можно узнать, что пора идти на урок? Что такое перемена и для чего она нужна? Что такое отметка? Какие отметки хорошие, а какие - плохие? Как в школе называют стол, за которым сидят дети? На чем пишет учитель (или учащиеся), когда объясняет правило или задание? Как нужно обращаться к учительнице? Что нужно сделать, если необходимо спросить что-то у учительницы или когда хочешь ответить на заданный вопрос? Что нужно сказать, если необходимо выйти в туалет? Затем обрабатывается результат опроса, за каждый правильный ответ засчитывается один балл: если ребенок правильно ответил на 11-14 вопросов, то он вполне знаком со школьными правилами и необходимость следования школьному распорядку не будет его огорчать; он будет с уважением относиться и к учителям, и к своим одноклассникам и, скорее всего, будет отличаться примерным поведением; правильные ответы на 7-10 вопросов свидетельствуют о том, что ребенок в общих чертах знаком с правилами школьного распорядка, но, чтобы он меньше испытывал трудностей в повседневной школьной жизни, неплохо было бы подробнее поговорить с первоклассником о школе. 4 – 6 правильных ответов - это информация к размышлению для родителей, ребенок еще не очень хорошо знает, как проходят занятия в школе, как необходимо себя вести в тех или иных ситуациях. Поэтому побольше нужно рассказывать ребенку о школе, спрашивать его время от времени о школьной жизни. В том случае, когда правильных ответов всего 3 или меньше, - это уже тревожный сигнал. Если количество правильных ответов ребенка меньше шести, наряду с разговорами о школьном распорядке рекомендуется моделировать повседневные школьные ситуации.

21. Для этого приглашаются детей поиграть в "Лесную школу". Эта игра помогает "примерить на себя" школьную жизнь и представляет собой ролевую игру, где дети учатся, как нужно вести себя в школе. Каждый ребенок (или взрослый, если он принимает участие) представляет какого-либо животного. Выбирается ведущий - учитель, мудрая сова. Звенит звонок, сова влетает в класс и представляется: "Здравствуйте, ребята, меня зовут Сова - Мудрая Голова, а вас как зовут?" Дети наперебой начинают представляться именами своих животных. Сова их учит, что, для того чтобы всех было слышно и все смогли представиться, нужно называть свое имя по очереди, а если необходимо что-то сказать, то надо поднять лапу или крыло. Затем моделируются различные школьные ситуации. Например, Сова объясняет новый материал, вызывает для ответа какого-либо животного к доске, спрашивает урок и задает домашнее задание. Можно в игровой форме моделировать содержание различных школьных предметов. Просить детей посчитать, рассказать что-то вслух, выполнить различные занимательные упражнения. В процессе игры ребята должны научиться вести себя корректно в той или иной ситуации, они также знакомятся с общими правилами и нормами школьного распорядка. Сова может ставить отметки. В качестве отметок используются желуди, шишки, листочки и т. п. Важно, чтобы дети умели считать до пяти и понимали, какая отметка плохая, а какая - хорошая. После того как дети потренировались в такой игровой форме, можно повторить опрос.

Данные фиксируются в дневнике. Проводится качественный анализ результатов.

Вопросы для анализа и обсуждения:

1. Каковы представления учащихся о правилах поведения в школе?

2. Каковы особенности проявления организованности и дисциплинированности учащихся на уроках и перемене?

3. Каково отношение учащихся к учебным принадлежностям?

4. Каковы проявления культуры общения учащихся с учителем и сверстниками? Соответствует ли выявленный уровень культуры поведения первоклассников требованиям к детям 6-7 лет, определенным в дошкольной образовательной программе.

5. Какие требования предъявляет учитель к поведению детей, готовы ли учащиеся к выполнению требований учителя?

6. Какие рекомендации нужно давать родителям?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: