Неолит (6–2 тыс. до н. э.)

Последний этап каменного века характеризуется постепен­ным переходом от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Это важнейшее событие в истории человечества называют неолитической революцией. Разведение скота и вы­ращивание злаков создавали устойчивость в обеспечении лю­дей пищей, служили основой их благосостояния. Ведя осед­лый образ жизни, люди строили теперь прочные дома, глино­битные или каркасные, стены которых окрашивались или да­же расписывались. Человек научился обжигать глину, т. е. впервые сам создал материал, которого не было в природе. Изготовление керамических изделий имело такое значение и таксе распространение в неолите, что его еще иногда на­зывают керамическим веком. Совершенствовались ткачество и обработка кожи. При из­готовлении каменных орудий человек стал применять распи­ливание, сверление, шлифование; появились такие орудия труда как серп, долото, молоток, рыболовные крючки, сети и верши.

Заселение новых земель вело к межплеменной борьбе за их захват – человек становится врагом человека. Нарастаю­щее разделение труда постепенно вело к расслоению внутри общин. Менялась и родовая структура: матриархат уступал место патриархату. Усилилась роль магии, развилась земле­дельческая мифология, возникли более сложные формы ос­мысления жизни. Переход к земледелию и, следовательно, коренные изме­нения во всех сферах жизни человека определялись природ­ными условиями, которые на пространствах от Африки до Белого моря и Сибири были, естественно, чрезвычайно раз­личными. И если формы художественной деятельности человека в палеолите и мезолите в различных местах Земного шара были в значительной степени общими, то охарактери­зовать едиными чертами искусство эпохи неолита трудно, а порой и невозможно.

В одно и то же время в разных местах люди вели совер­шенно различный образ жизни, что отражалось в их твор­честве. На Ближнем Востоке раннеземледельческие общества начали складываться еще в 8 тыс. до н. э., а в 4–3 тыс. до н. э. в долине Нила и в междуречье Тигра и Ефрата возник­ли уже первые рабовладельческие государства, первые цивилизации. На севере же Европы и в Сибири, в лесной зоне, люди еще и во 2 тыс. до н. э. занимались охотой и рыболов­ством. Памятники искусства северных районов обнаруживают многие черты, свойственные произведениям мезолита и даже палеолита. Петроглифы Сибири (из которых, может быть, лучшие – петроглифы Каменных островов на реке Ангаре – затоплены Братским морем) продолжают именно палеолити­ческую традицию: изображены преимущественно животные, в основном, лоси; исполнены они реалистически, с точной передачей характерных особенностей; изображения человека встречаются редко и они схематичны; многофигурных сцен почти нет. В Сибири и на Урале найдены произведе­ния мелкой пластики, имевшие, вероятно, культовый характер – фигурки медведя, рукоятки в виде головы лося, раз­личные амулеты. Уникальным памятником является ковш в форме водоплавающей птицы, сделанный из дерева; он смог сохраниться только благодаря тому, что находился в торфя­нике. Среди петроглифов Скандинавии, побережий Белого мо­ря и Онежского озера много сложных композиций повество­вательного характера. Преобладают сцены охоты – на лосей, оленей, крупную рыбу; много изображений лодок с греб­цами, охотников на лыжах. Эти рисунки, в отличие от сибир­ских, схематизированы, но зато они разнообразны, имеют много интересных подробностей.

Памятники наскального искусства неолита и более позд­него времени встречаются повсюду: в Испании и Португалии, Франции и Италии, Англии и Германии, Африке и Австра­лии. Изображения исполнялись не только на скалах и боль­ших камнях, но и на плитах гробниц. Среди рисунков, по­мимо фигур людей и животных, лодок и колесниц, запряжен­ных лошадьми или быками, много различных знаков в виде кругов, крестов, спиралей, свастик, полумесяцев и других лунарных, солярных и иных символов. Это говорит о сущест­вовании у человека сложной мифологии и разнообразных культов – как заупокойных, так и космических. Наибольшее число памятников наскального искусства от 8 тыс. до н. э. и до сравнительно недавнего времени находит­ся в Африке, в различных ее районах: на севере, в Сахаре, в Нильской долине, на территории Эфиопии, Танганьики, в юж­ной части. Самыми ранними произведениями являются пет­роглифы в горах Атласа и в районе Феццан в Сахаре. Это крупные изображения отдельных фигур животных: древних буйволов, слонов, антилоп, носорогов, жирафов, гиппопота­мов, страусов. Совершенные по исполнению, монументальные по стилю, они представляют собой одну из вершин первобыт­ного анималистического искусства. Особой известностью во всем мире пользуются росписи горного района Сахары Тассилин-Аджера благодаря сотням цветных копий (исполнены в 1956) и фотосъемкам (1960-1961). Этот район признан самым большим «музеем» доисторического искусства – хотя до сих пор обследованы лишь некоторые его участки. Создателями этого «музея» бы­ли многие поколения охотничьих и скотоводческих племен, населявших Сахару в те далекие времена, когда она была цветущей страной с богатым животным миром.

В изображениях древнейшего периода (8-4 тыс. до н. э.) наряду с несколькими примитивными, но жизнеподобными фигурками животных, много необычного: насекомообразные человеческие фигурки; люди в одеждах, напоминающих ска­фандры, и в шлемах с антеннами; фигура в маске, заштри­хованная мелкими белыми клеточками, по контуру которой как бы вырастают белые стилизованные цветы; «Рогатая богиня» – огромное изображение жрицы или богини земле­делия. «Антенны» и «шлемы скафандров» объясняют как схематизацию корзин и масок. Но остаются и загадоч­ные образы: например, огромная фигура «Великого бога» с воздетыми руками, которому поклоняются «круглоголовые» фигурки. Между 4 и 3 тыс. до н. э. в Тассили обосновыва­ются скотоводческие племена. Росписи пастухов отличаются естественностью и точностью в передаче животных и челове­ка. Представлены разнообразные живые сценки из повседневной жизни, большие стада быков, сцены войны, охоты, собирания злаков. Во всем первобытном искусстве эти росписи выделяются удивительно верным, пластичным изображением человеческого тела. В последующие периоды, когда в быт людей входят сначала лошадь, а потом верблюд, росписи постепенно схематизируются до сухого геометричес­кого знака. В Африке наскальное искусство, характерное для неоли­та, еще долго продолжало существовать у племен сохранив­ших первобытнообщинные отношения. Таковы росписи буш­менов, живущих на юге континента: общие черты присущи там изображениям, созданным и во 2 тыс. до н. э., и во 2 тыс. н. э.

В Европе наскальные росписи в новокаменном веке прак­тически исчезают. Здесь широкое развитие получило изго­товление и украшение глиняной посуды, а также создание мелкой пластики. Посуду лепили еще без применения гончарного круга. Стенки сосудов покрывали узорами и изображениями, вы­полненными тем или иным способом: краской, налепами, на­сечками, ямками, углубленными линиями и штрихами. Орна­мент составлялся из геометрических элементов, из линий, полос, спиралей, свастик, крестов, из стилизованных фигурок животных и человека. Орнаментальные узоры слу­жили не только для украшения посуды: многие из них воп­лощали представления человека об устройстве мира и име­ли магическое значение. К примеру, свастика в неолитичес­ких изображениях была обозначением благоприятного, счаст­ливого объекта. В самом создании орнамента проявлялось стремление древних людей к порядку, равновесию, ясности и одновременно вырабатывалось чувство ритма, симметрии, гармонии, эстетическое чувство. Среди мелкой пластики продолжают встречаться стату­этки женщин, связанные, как и прежде, с культом плодоро­дия. По сравнению с «палеолитическими Венерами» они весь­ма условны, а нередко и схематичны; в то же время многие фигурки неолита раскрывают отчетливое, сознательное стрем­ление к красоте создаваемого произведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: