Использование металла определило собой следующий этап в развитии человечества. Добыча и обработка металла требовали профессиональных знаний, поэтому произошло второе, после выделения пастушеских племен, разделение труда – ремесло отделилось от земледелия. Самостоятельными отраслями производства стали литейное, кузнечное дело, как несколько ранее гончарное, а позже – ткацкое. Усилилась роль военных столкновений за овладение скотом, пашнями, металлом. Зародилась частная собственность, увеличилось имущественное неравенство. Завершился переход к патриархату. Вождь стал пользоваться большой властью и особым почетом: на него смотрели как на носителя божественной силы. После смерти над его гробницей воздвигали курган; в могилу для загробной жизни помещали огромное количество разнообразных вещей. (Поэтому курганы стали впоследствии главным источником культурных и художественных памятников). Первыми металлами, которыми начал пользоваться человек, были золото, серебро и медь. Но в чистом виде они были не пригодны для изготовления орудий труда. Вскоре научились получать бронзу (сплав меди с оловом), и наступила эра господства металла. Из бронзы стали изготовлять боевые секиры и топоры, кинжалы и наконечники копий, обрядовые сосуды (ритоны) и всевозможные украшения: застежки, пояса, пряжки, браслеты, серьги, кольца, обручи, нашивные бляшки. Довольно быстро были освоены все техники обработки металла: ковка, литье, чеканка и гравировка. С помощью этих техник все изделия из бронзы покрывались различными узорами и изображениями, создавались предметы мелкой пластики.
|
|
Главным изобразительным мотивом при изготовлении и украшении всевозможных изделий остаются звери, каждый из которых имеет определенный магический, символический смысл. Фигуры животных трактуются по-разному в зависимости от назначения и характера изображения. В кургане близ Майкопа найдены отлитые из золота и серебра фигурки быков, которые были укреплены на стержнях, поддерживающих балдахин, и золотые бляшки в виде львов и быков, нашитые на самом балдахине. Эти изображения зверей трактованы в монументальном, реалистическом стиле. Когда же фигурки животных служили украшением каких-либо предметов, изображения подчинялись формам предметов и трактовались декоративно, превращались в узор. Таковы гравированные рисунки на кавказских бронзовых ритонах, поясах, топорах, где в стилизованных фигурках не всегда можно распознать породу зверя; сюжетная сценка на булавке: две собаки нападают на оленя – воспринимается как орнаментальная вязь.
|
|
Но не только изготовление изделий из металла и высокие достижения декоративного искусства характеризуют эпоху бронзы. Важнейшим явлением этого времени была мегалитическая (мегалит – большой камень) архитектура, тесно связанная с религиозно-культовыми идеями. Выделяют три вида мегалитов: менгиры, дольмены и кромлехи. Менгиры – это вертикально поставленные камни различной высоты (от 1 до 20 м). Они могут быть и едва отесанными, и покрытыми рельефной резьбой, могут быть увенчаны головой человека или животного либо целиком выполнены как монументальная скульптура. Менгиры, как и другие виды мегалитов, встречаются на обширных территориях Европы, Азии и Африки. Ставили их обычно на возвышениях, иногда они тянулись параллельными рядами на 2-3 км (Франция); порой были центром поселений. Возможно, менгиры были объектом поклонения как символы плодородия, стражи пастбищ и источников или обозначали место церемоний. В степном Причерноморье антропоморфные стелы (так называемые каменные бабы) помещали над курганами – они служили надмогильными памятниками. Дольмены – довольно сложные сооружения из крупных каменных плит, стоящих вертикально и перекрытых сверху еще одной плитой. По форме они могли быть многогранными или круглыми; внутри плиты иногда покрыты символическими знаками. Порой к дольмену вел коридор из наклонных плит или небольших менгиров. Дольмены были местом захоронения членов рода. Кромлехи, самые значительные сооружения древности, представляют собой расположенные по кругу каменные плиты или столбы. Кругов (концентрических) могло быть несколько; иногда столбы перекрывались плитами. Кромлехи располагаются вокруг кургана или жертвенного камня. Это первые известные нам культовые сооружения. В то же время кромлехи, вероятно, являлись древнейшими обсерваториями. Таков, во всяком случае, самый знаменитый и сложный кромлех, находящийся в Англии близ Стоунхенджа. Считают, что и другие кромлехи Англии, а их около 600, были предназначены для астрономических наблюдений.
Таким образом, в эпоху бронзы начали свой путь новые формы выражения идей, мыслей и чувств человека: монументальная пластика и культовая архитектура.