Эпоха железа (1 тыс. до н. э.)

Последнее тысячелетие до нашей эры есть и последний этап существования первобытнообщинного строя на тех тер­риториях, где еще не сложились рабовладельческие государ­ства. В начале этого тысячелетия люди научились добывать значительно более прочный материал – железо, которое окончательно вытеснило каменные орудия и частично – бронзовые. В этот период, для которого характерны жесткие граби­тельские войны, еще более усилилась роль военных предво­дителей и племенной аристократии. Дальнейшее имуществен­ное расслоение привело к появлению патриархального раб­ства.

В Западной Европе последний период истории первобыт­ного общества представлен культурой кельтов, в развитии которой выделяют два периода – гальштатский и латенский (названы по местам первых находок в Австрии и Швейца­рии). Кельты были оседлые земледельческие племена, селив­шиеся по берегам рек. Гальштатская керамика, созданная на гончарном круге, отличалась четкостью и правильностью очертаний. Помимо орнамента, сосуды украшались изображе­ниями зверей и людей. Большая, а иногда и главенствующая роль человека в изобразительном искусстве отражает новые черты в мировоззрении людей эпохи железа. Художники стремились широко представить жизнь человека: на стен­ках ситул (металлических ведер) гравировались сцены пи­ров, празднеств с игрой на музыкальных инструментах, сце­ны кулачных боев, охоты, битв, религиозных процессий, жертвоприношений. Кельты были искусными литейщиками, ювелирами. Они создавали великолепное воинское снаряжение и орудия тру­да, богато декорированную утварь и разнообразные укра­шения: браслеты, гривны, фибулы, броши. Покойников кельты сжигали. Среди предметов, которые клали в могилу около урны с прахом, были миниатюрные культовые повозки. Иногда такое произведение представля­ло собой соединение повозки с птицами, которым отводилось большое место в кельтской мифологии: они соприкасались с потусторонним миром.

В отечественной литературе наиболее изученной культу­рой 1 тыс. до н. э. является скифская. В широком понима­нии – это культура огромного мира кочевых и полукочевых племен, живших в Северном Причерноморье, на Кубани, в Средней Азии, на Алтае и в Южной Сибири. О происхожде­нии племен, населявших столь обширные территории, пока нет единого мнения. Установлено только, что они принадле­жали к европеоидному типу, а их язык – к иранской группе индоевропейской семьи языков. Возможно, скифами перво­начально именовало себя лишь несколько или даже одно пле­мя, которое в первые века 1 тыс. до н. э. вторглось с восто­ка в Причерноморье и подчинило себе близкородственное ему коренное население этих мест. Скифские племена предпринимали далекие походы в Урарту, Ассирию, Фракию, Палестину, Сирию, Египет, Ки­тай. Их силу составляла конница, которая считалась непо­бедимой. Скифы не были завоевателями, они не занимали городов, а расселялись в степях, собирая дань, входили в во­енные союзы' с разными государствами. Для своих походов группы племен объединялись в союзы, которые потом распа­дались. В конце V в. до н. э. царь Атей, проживший 90 лет, объединил скифов. Эпоха Атея – период подъема могущест­ва этого народа. В его царствование в Приднепровье возник город, в цитадели которого жила военная и торговая знать, а в самом городе – ремесленники: литейщики, кузнецы, юве­лиры и косторезы. Они добывали руду и изготавливали из нее оружие, конские уборы, украшения. Недалеко от этого города находилась местность Геррос, где хоронили скифских царей и племенных вождей. Там были раскопаны самые зна­менитые курганы – Чертомлыкский, Александропольский, Солоха, относящиеся к IV в. до н. э.

Курганы являются главным источником наших знаний о жизни и культуре скифов, однако почти все они (как и еги­петские пирамиды) в той или иной степени подверглись раз­граблениям, которые начинались обычно вскоре после захо­ронения. Греческий историк Геродот, оставивший много сведений о жизни скифов, подробно описал обряд погребения царей. Те­ло бальзамировали, покрывали воском и укладывали на ко­лесницу, которая объезжала все царство от племени к племе­ни. Затем колесница прибывала в Геррос, где тело царя клали в приготовленную могилу, наполненную дорогими сосудами с вином и оливковым маслом, различными украшениями. В других могилах, соединенных коридорами с царской, хоронили лучших его коней, конюха, повара, наложницу Все подданные царя должны были принести зем­лю на его могилу – так возникал курган. Здесь устраивали тризну, разбивали погребальную колесницу, приносили жертвы. Через год на холме убивали пятьдесят коней и воинов; воинов водружали на коней и поверх снова насыпали землю. Высота Чертомлыкского и Александропольского курганов около 20 м.

Скифы были воинами, земледельцами, скотоводами, ре­месленниками. Большое значение для скифов Причерноморья имели связи с расположенными на побережье греческими го­родами-государствами, которые находились на иной, более высокой стадии развития. Скифы продавали грекам хлеб, лошадей, получая от них вино, расписную керамику, ювелир­ные изделия. Свои поселения скифы строили обычно на возвышеннос­тях, по берегам рек и укрепляли их рвами и валами. Скифы-кочевники жили в кибитках. По словам Геродота, особым почитанием у скифов пользовались семь богов, первое место среди которых принадлежало Табити – богине огня. Из дру­гих наиболее известен бог, воплощенный в древнем желез­ном мече. Для поклонения ему сооружался из хвороста ги­гантский алтарь; водруженному на вершине мечу приносили в жертву домашних животных и каждого сотого пленника. В III в. до н. э. у скифов Причерногморья возникло государ­ство с центром в Неаполе Скифском (в районе Симферопо­ля). Оно распалось во II в. до н. э. под ударами сарматов. Продолжал существовать только город-государство Неаполь Скифский, который пал под натиском сарматов и готов во II в. н. э. Художественное творчество скифов проявилось в основном в сфере декоративно-прикладного искусства. Сам образ их жизни определял характер и назначение создаваемых произведений: это были украшения человека, оружия, конской упряжи. Причем все эти произведения не только служили украшениями, но и выполняли магическую роль, выражали религиозно-мифологические представления скифов.

Наиболее яркой особенностью самобытной скифской культуры является так называемый звериный стиль. В отличие предшествующего времени, предпочтение здесь отдается изображениям не промысловых животных, а хищных – львов, пантер, тигров, барсов, орлов. Конечно, изображались и оле­ни, козлы, бараны, кабаны, рыбы; большое место занимали фантастические животные – грифоны. Звери обычно пред­ставлены в закрепленных, канонических позах; часто эти по­зы выражают напряженное состояние или животные показа­ны в борьбе. Кроме целых фигурок мастера нередко давали отдельные части тех или иных зверей и птиц: головы, клювы, копыта, лапы. Закреплено было и расположение многих изображений на определенных местах: на уздечках часто встречаются лошадиные копыта или птичьи лапы, на рукоятках кинжалов – головы или клювы птиц, рыба изо­бражалась только на конских налобниках или небольших бляшках. Все эти особенности звериного стиля выражали стремление придать, прибавить обладателю вещей качества, присущие изображенным животным, а также защитить его от напасти. В произведениях звериного стиля реалистичность соединялась с декоративностью, стилизацией. В начале развития скифской культуры (VII-VI вв. до н. э.) изображение животного чаще всего было обобщенным, но близким к на­туре. Такова, например, отлитая из золота пантера, найденная в Келермесском кургане на Кубани. Фигурка зве­ря, служившая украшением щита, дана в очень выразитель­ной, напряженной, воинственной позе. Верность облика не снижается из-за того, что на хвосте и лапках помещены свернувшиеся хищники, усиливавшие магические свойства изображения. Со временем в скифском искусстве нарастает декоратив­ность, узорность, схематизм. Фигуры животных как бы рас­творяются в сложном орнаментальном мотиве. Но при этом всегда сохраняется высокое композиционное мастерство, вы­разительность.

Уникальные произведения были найдены в шести курга­нах в долине Пазырык на Алтае. Эти курганы тоже были разграблены, но не полностью. Благодаря вечной мерзлоте, образовавшейся в могильниках, в них сохранились такие предметы, которые в обычных условиях сгнивают, разруша­ются. Здесь был обнаружен огромный деревянный сруб, в котором стоял саркофаг, вырубленный из вековой лиственни­цы, с высохшими трупами вождя и его наложницы. Тело вож­дя покрывала великолепная татуировка. Сруб изнутри был обит войлочным ковром, который является самым древним в мире из дошедших до нас. Была найдена разнообразная одежда, изготовленная из полотна, войлока, меха и кожи, му­зыкальные инструменты – тамбурин и арфа и многое дру­гое. Особенно интересными находками были погребения бое­вых коней прекрасной породы, напоминающей ахалтекинскую, с полным набором снаряжения и конскими ритуальными мас­ками, и высокая (около 3 м) разборная колесница. Она была сделана из деревянных жердей без единого гвоздя, ее части связывались ремнями. В курганах было обнаружено не так много художествен­ных изделий, но они поражают необычайным разнообрази­ем. Такого богатства декоративных форм и материалов ар­хеологи нигде в скифских курганах не встречали. Здесь на­ходилась деревянная скульптура всевозможных видов, объ­емные и силуэтные фигурки, выполненные из войлока, кожи, сафьяна, бересты и меха; золотые изделия сочетались с цветной пастой, бирюзой или эмалью; в глаза животных бы­ли вставлены самоцветы. Алтайский вариант звериного стиля отличается необыч­ностью многих изображений и повышенной декоративностью: художники стремились представить не обыкновенных зверей, а существ, наделенных сверхъестественной силой. Здесь мож­но увидеть грифона, держащего в клюве голову оленя, рогатого волка, фантастического петуха, горного козла с клювом, кабана с когтистыми лапами, крылатого тигра с птичьей головой и рогами антилопы. Мотивы борьбы зверей были отражением военных столкновений племен. Такая сце­на изображена, например, на очень красивой, богато укра­шенной войлочной седельной покрышке: крылатый грифон терзает козла.

В заключение постараемся выделить главную особенность всего первобытного искусства. Это инте­рес к зверю, отразивший зависимость человека от окружаю­щего мира, от сил природы. Безусловно, во все время суще­ствования первобытнообщинного строя образ человека зани­мал определенное место в художественном творчестве, а в последние периоды обрел во многих случаях и ведущее по­ложение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: