Петроглифы. В Эрмитаже наиболее полно представлена памятниками Карелии. Там, в районах восточного берега Онежского озера и впадения реки Выг в Белое море, тянется группа скал, покрытых многочисленными рисунками, которые насчитывают около 4 тысяч лет и известны под названием петроглифов, т. е. каменных письмен. Кусок одной такой скалы с 58 изображениями на нем был привезен в 1935 году с берегов Онеги в Государственный Эрмитаж. Рисунки на этом камне, трудно воспринимать их как единую композицию. Изображения людей и предметов размещены друг над другом. Кроме того, на камне видны узкие и длинные лодки, круги с лучами, человеческие фигурки в странных головных уборах, с символическими предметами в руках, наконец, животные – лоси. Некоторые из лосей уже поражены. Одно животное опрокинуто навзничь. В грудь другого глубоко вонзилось копье или рогатина. Здесь же плывущие попарно лебеди. Они как бы отвлекают людей от притаившегося выводка. Если в рисунках Онежского камня не наблюдается определенного композиционного плана и известного порядка, то охват явлений реальной жизни в них значительно расширен по сравнению с палеолитическими наскальными рисунками. Гораздо больше рассказывается о жизни человека, его охоте. Показаны не только звери, но и птицы, не только человек, но и лук, копья, дротики, лодки. Рассматривая онежские наскальные рисунки, мы видим, что образы людей, животных, птиц и разнообразные предметы – все они силуэтны, хотя техника резьбы оставалась прежней: выбивали рисунки каменными орудиями. Человеческие фигуры становятся все более схематизированными, условными, они, как правило, переданы узкими и длинными, с широкой грудью и крупной головой. Плывущие лодки – тоже схематичны: изображение передано одним штрихом. Однако в передаче найден такой силуэт, который легко позволяет узнать их. Убедительно обрисована корма лодки. Она завершена головой оленя с большими рогами. А поскольку мы без труда узнаем именно лодку, то становится понятным и длинный ряд часто поставленных на одном уровне полосок: гребцы.
|
|
Среди многочисленных рисунков любопытно отметить сцену единоборства человека с лосем. Она выполнена теми же средствами неолитических изображений. Силуэтным схематизированным рисунком. Но как ни условен самый очерк фигур, их движения приобретают очень осязательный характер. Единый ритм пробегает через обе фигуры. Охотник трактован в стремительном движении. Он весь изогнулся, напрягся и тянет животное к себе. Лось же передан статично. Смертельно раненное животное и человек расположены в непосредственной близости от одного из кругов с лучами. В этом направлении повернуты их головы. А все изображение помещено на скале, которая была обращена на запад – на заход солнца – и находилась поблизости от воды. В этом, вероятно, заключен свой смысл: вслед за уходящим в озеро солнцем люди как бы отправляли туда и жертвенных животных, посвященных светилу. Но какие моменты дают возможность предположить существование у первобытных онежцев космического культа? Крупнейший исследователь этих рисунков В. И. Равдоникас обратил особое внимание на круги с лучами, помещенные на Онежском камне, и на основании изучения обширного этнографического материала предложил рассматривать их как символы луны и солнца. Смелая гипотеза ученого вызвала большие споры. Теперь же такая расшифровка загадочных знаков находит все больше сторонников. Для людей неолита мир оставался по-прежнему таинственным, чуждым. Но постепенно человек перестает быть в полном подчинении у природы. Он начинает задумываться над окружающими его явлениями, в первую очередь, над теми, которые больше всего вторгались в его жизнь и определяли ее. Можно предполагать, что древний человек уже заметил неизбежность захода и восхода светила. Однако первобытный уровень познания природы не позволял людям разобраться в закономерности чередования дня и ночи. А незнание вызывало страх, что зашедшее однажды солнце больше не появится, так как вокруг много таинственных злых сил, которые способны помешать восходу. И люди настойчиво искали путей, чтобы воздействовать на восход солнца. Зачастую люди стремились придать загадочному Нечто человеческий облик, благодаря чему, думали они, будет легче воздействовать на явления природы. Так возникло представление о богах как олицетворении природных сил. Они воплощаются в виде идолов, изваянных из камня и дерева. Но не всегда идолы имели человеческий вид. В жизни охотников лесной полосы важная роль принадлежала лосю или оленю. Они – главный источник существования, их мясо – пища, их шкура – одежда, их кости – орудия труда. Занимая столь важное место в быту людей, эти животные не могли не найти своего отражения и в духовной культуре человека. Лось и олень становятся мифическими существами, занимают место на небесах, считаются у людей воплощениями небесных светил, прежде всего солнца. Наконец, пытаясь осмыслить явления природы, первобытный человек создал мифы, в которых солнце ездит по небу на лодке, а везут эту лодку лоси или олени. Чтобы заставить зашедшее солнце показаться вновь, нужно расположить его в свою пользу просьбами-молениями, подарками, жертвами, а также повлиять на светило магическими действиями. Некоторые рощи и скалы становятся священными как места культовых действий. По мнению одного из специалистов в области идеологии первобытного общества К. Д. Лаушкина, группа скал Онежского озера была грандиозным первобытным храмом солнца, где куполом являлось само небо, иконостасом гранитные утесы с изображениями на них, алтарем горизонт с солнцем, а обряды выполнял, вероятно, колдун. В этом храме, как пишет К. Д. Лаушкин, и происходили поклонения заходящему светилу, и: на поверхностях отшлифованных ледниками скал люди высекали символические изображения и жертвенных животных. Теперь понятна сцена единоборства. Здесь, вероятно, запечатлен магический момент: человек приносил в жертву живого лося, а изображение этой сцены тоже отдавал на службу солнечному божеству, чтобы оно, обновив свою упряжку, могло и впредь беспрепятственно совершать свой путь по небу.
|
|
Итак, материалами искусства здесь по-прежнему оставались конкретные жизненные впечатления: охота, использование животных для езды и т. п. Но в силу изменившихся условий жизни художественные образы и: сюжеты получили теперь более сложное выражение. Большую роль человек стал отводить изображениям символов солнца и символическим актам (жертвоприношениям). Памятники такого сюжетно-символического характера получили широкое распространение. А схематизация в неолитических рисунках, по-видимому, представляла собой результат определенного творческого замысла и была основной чертой стиля неолитического искусства. Поскольку охота сохраняет большое хозяйственное значение, охотничьи сцены продолжают часто встречаться в наскальных изображениях этой поры.
|
|
Примером может служить скала Залавруга. Скала Залавруга расположена в низовьях реки Выг при выходе ее к Белому морю. Площадка скалы размером 6Х10 м покрыта многофигурной композицией повествовательного характера, представляющей коллективную охоту на оленей, в которой участвует вся община. В центре – многовесельные лодки с гребцами. Они сходны с изображениями на Онежском камне. Лодки движутся в том направлении, где показаны две группы оленей. На животных ведется промысел. Сзади одной группы – человек с луком, который как бы гонит оленей. Слева помещены охотники-лыжники. Каждый рисунок на камне Залавруги является целым рассказом с конкретным содержанием. А каждая сцена представляет собой законченное целое и в то же время часть общего плана, объединенного общностью сюжета и действия. Эти рисунки отличает не только повествовательная сложность. Художник пытается передать событие, действие посредством новых композиционных приемов. Так, в группе лыжников фигуры людей показаны в различных позах. Лыжники стоят, то опираясь на палку, то слегка согнув торс и наклонив голову. Фигуры, данные в том или ином положении и повторяющиеся через определенные промежутки, создают ритм, составляющий основу композиции. Именно в период неолита композиция и ритм окончательно складываются в групповых сценах как элемент художественной формы.
Одним из значительных достижений людей нового каменного века было изготовление глиняной посуды. Овладели этим искусством и жители лесной полосы. Лепили сосуды еще без применения гончарного круга. Днища таких сосудов делали округлыми (для того, чтобы ставить прямо в золу костра). Стенки покрывали сверху донизу узором из ямок, который наносили с помощью заостренных костяных палочек или зубчатых „штампиков". Затем этот простейший орнамент обогащали, комбинировали с изображениями человеческих фигур, животных, птиц. Таков узор на обломках глиняной посуды, найденных на стоянке близ Повенца, в Карелии. Рисунок состоит из волнистой линии, образованной ямками и комбинированной с изображениями водоплавающих птиц.
|
|
Голова лосихи из Шигирского торфяника. Фигурные каменные молоты с изображениями голов медведя, лося и т. п. Одним из наиболее замечательных произведений этого рода является роговая рукоятка, которая завершается головой лосихи. Этот фрагмент орудия найден в Шигирском торфянике и ныне хранится в Эрмитаже. В естественной форме рога неолитический скульптор нашел сходство с мордой лося и выявил это сходство, подчеркнув очертания длинной, вытянутой головы животного, его массивную верхнюю губу.Подчеркивая только основные, без мелких подробностей, те зримые черты, какие были необходимы для создания образа животного, художник использовал ту же технику, которая применялась при изготовлении неолитических орудий, – полировку материала. Благодаря мягкой игре скользящих бликов света, появившихся от полировки, усилилась художественная выразительность изделия. Как бы воочию виден блеск лосиной кожи. Зверь насторожился, уши навострились, трепетно раздуваются ноздри. Магический смысл изделия сочетается с художественной выразительностью. Скульптор воспользовался такими средствами, как ритм массы, ритм линий, моделировка, светотень.
Дальнейшее развитие в эпоху неолита получает и строительство. В лесной полосе наряду с ранее существовавшими поселками из землянок стали возникать новые, так называемые свайные поселения. Эти оригинальные сооружения рыболовов и охотников, обнаруженные в Шигирском. торфянике (близ Свердловска), теперь широко известны. Благодаря консервирующему действию торфа здесь все хорошо сохранилось. В основу деятельности „архитекторов" неолита легли конструкции жилищ, известных еще людям древнекаменного века. Шигирские поселения представляли группу прямоугольных жилищ, стены которых были бревенчатыми или плетеными из веток тростника, с глиняной обмазкой. Двускатная крыша покрывалась берестой. Дома делились на две части; в меньшей находился каменный очаг. Каждое жилище сооружалось на специальной платформе, сложенной из тонких бревен. Выше шел настил из тростника и мха, обмазанных глиной. Сама платформа покоилась на кольях и сваях, вбитых в дно озера или в болотистый его берег. Между собой дома соединялись бревенчатыми настилами. С берегом их связывали мостки.
В лесной полосе, в богатых месторождениями металла районах Прикамья и Приуралья, появляются во II тысячелетии до н. э. изделия из совершенно новых материалов – серебра и меди. Таковы тесла, кинжалы, топоры, серпы, серебряные браслеты, различные украшения, найденные близ деревни Турбино, Свердловской обл. Золото, серебро и медь были первыми металлами, которыми начал пользоваться человек. Но несовершенство тогдашней металлургии, а также непригодность в самородном виде этих металлов для изготовления орудий труда (без соответствующего сплава они вязки) были причиной того, что камень и кость сохраняли для человека по-прежнему большое значение. Они оставались важными материалами для изготовления стрел, скребков, ножей, костяных шильев и проколок (тоже найдены у деревни Турбино). Освоение техники выплавки меди, техники сплава ее с оловом (бронза) привело к тому, что в дальнейшем металл все более становился основным материалом для изготовления орудий. Камень, наоборот, все более отходит на второй план.
Начало бронзового века в истории человечества для лесной полосы ученые относят к середине II тысячелетия до н. э. Наконечники стрел, копий, лезвия ножей, клиновидные тесла (кельты), бронзовые подвески и браслеты свидетельствуют о том, что с применением бронзы расширяется производство металлических изделий. В художественном литье бронзы лесной полосы значительное место занимают идолы, представлявшие местные божества или духов предков. Один из самых знаменитых – в виде фигуры сидящего человека – был найден на берегу Галичского озера, у села Туровского Костромской обл. В этой скульптуре очень ярко проявились, с одной стороны, новые особенности искусства эпохи бронзы, а с другой заканчивается линия развития неолитического искусства. Мы видим тот же прием, что и в наскальных рисунках: тонкая талия, широкие плечи, большая голова. Плечи, грудь, руки, ноги хорошо моделированы. Замечается стремление запечатлеть их крепкими, мускулистыми. Такая передача обнаженного тела свидетельствует о более развитом пластическом чувстве. Привлекает внимание голова идола. Овальное лицо с выступающими скулами увенчано головным убором. Высокий широкий лоб резко отделен надбровными дугами, из-под которых смотрят чуть скошенные глаза. Прямой и длинный нос и больших размеров раскрытый рот придают этому облику грозный и свирепый вид. Это подчеркивается и самими бликами золотистой бронзы, поверхность которой отшлифована. Блики играют на скулах, мерцают в уголках глаз. Мы видим стремления подчеркнуть индивидуальные черты: выступающие скулы, широкие брови, четырехугольный подбородок. Следовательно, в этой скульптуре есть отдаленные предпосылки портретного изображения. Металл, в принципе, не изменил общего облика культуры людей. В хозяйстве их по-прежнему господствовал рыболовецко-охотничий уклад.
На юге неолитические племена вырываются в своем развитии вперед. Они поднимаются здесь на следующую, более высокую ступень – занятие земледелием и скотоводством. О первых земледельцах европейской части нашей страны рассказывают памятники, найденные в районах Киевской области, на Днепре, у современного Триполья. Археологи назвали трипольцами не только эти племена, но и земледельцев и скотоводов большой области, простиравшейся от Припяти до низовьев Днепра, Буга, Днестра, а также древнейших жителей Балканского полуострова. Единая культура, объединившая эти племена, вошла в науку под названием „трипольской" (первая половина III-II тысячелетий до н. э.). Неизвестно, как называли себя жители этих мест и на каком языке говорили они пять тысяч лет назад, но проводившиеся здесь раскопки позволили археологам выяснить, что период расцвета трипольской культуры падает на середину III тысячелетия до н. э. и представлен одним из самых больших поселений этого времени, обнаруженным на месте нынешнего села Владимировка в верхнем Побужье, а также находками в районе села Поливанов Яр на Днестре. Большого совершенства в этот период в трипольской культуре достигает производство керамики. Свойства глины как весьма пластического природного материала были по достоинству оценены древними гончарами. Их посуда сделана еще без применения гончарного круга, но обожжена более тщательно. Стенки сосудов иногда настолько тонки, что их можно сравнить со скорлупой яйца страуса. Трипольские мастера работали смело, уверенно, изобретательно, придавая своим изделиям формы больших кувшинов с узкими горлами, глубоких мисок, двойных сосудов (похожих по форме на бинокль). Сосуды служили для хранения зерна, масла, воды. Большое разнообразие форм изделий из глины указывает на усложнение быта неолитических земледельцев.
Но еще ярче керамика свидетельствует о творческой деятельности древнеземледельческих племен. Мастера стремились придать сосудам красивую форму, умели и украшать их. Сосуд красили или покрывали коричневой обмазкой. На подготовленную таким образом поверхность наносили узор в виде ленты, расположенной то полосой, то сложной спиралью, то концентрическими фугами. Этот геометрический орнамент покрывает всю поверхность изделия и гармонирует с самим предметом, его формой. Образующая узор лента наносилась краской, цвет которой зависел от цвета обмазки. Сосуд, покрытый коричневой обмазкой, украшался белой широкой лентой. Внутри ее проводились параллельные тонкие линии светло-коричневого цвета. На сосудах с красной обмазкой орнамент часто выполнялся черным цветом. Контрастное сопоставление цветов с применением ленточного узора делало трипольскую керамику нарядной и декоративной. Из глины изготовлялись не только различные сосуды. Она была основным материалом и для скульптуры малых форм, представляющей собой маленькие глиняные модели жилищ, или изображения животных, или женские фигурки. Одна из таких статуэток изображает сидящую женщину. Вся фигура украшена орнаментом, вероятно передающим одежду. Трактовка тела носит упрощенный, схематический характер. Сама фигура лишь очень отдаленно, по общим своим очертаниям, напоминает человека. Пропорции тела характеризуются неестественно удлиненными формами. У фигуры нет, в строгом смысле слова, ни рук, ни ступней, не проработана детально голова, изображенная в виде выступа с горбатым носом. С возникновением земледелия боязнь неурожая, засухи, града вызывала у людей прежнее чувство зависимости от сил природы. При таких обстоятельствах образ прежней женщины-прародительницы приобрел несколько иные функции: великой богини Земли. А через ее образ, полагал первобытный земледелец, можно магическим путем влиять на стихийные силы природы, чтобы вызывать их благотворное действие и тем самым: обеспечить себе лучший урожай. Примешивание хлебных зерен в глину некоторых фигурок подтверждает тот факт, что женские статуэтки были связаны именно с культом земли, с культом плодородия. Переход общества к земледелию и скотоводству определил и культовые обряды. Теперь немалое место занимает почитание быка. Поэтому в мелкой пластике трипольцев фигурка быка встречается очень часто. Для статуэтки характерна обобщенность форм. Но это обобщение не исключает ритмического характера форм, развитого скульптурного чутья. Древний скульптор выделил рога как наиболее отличительную черту в облике животного, верно передал мощную, полную жизни голову, подчеркнув раздутые, словно трепещущие ноздри.
Среди произведений скульптуры малых форм известны глиняные изображения жилищ. На одном из них, найденном в поселении Коломийщина, очень четко изображена двускатная крыша, на которой краской нанесен узор, окна круглые, а стены раскрашены. Некоторые подобные изображения передают и внутреннее убранство: очаги, лежанки, даже посуду. Женская фигурка в одном из таких „жилищ" напоминает многие трипольские статуэтки. Все эти воспроизведенные жилища оказались особенно ценными при сравнении их с остатками самих сооружений. Археологи воссоздали картину трипольских поселений. Большой интерес представляет архитектурно-планировочное решение дома. Трипольские жилища, прямоугольные в плане постройки, покрывались двускатной крышей, имели прямоугольные двери и круглые окна. Обычно такие дома площадью от 6 до 160 кв. м с одним, двумя или тремя помещениями тщательно отделывались изнутри. Стены сооружались на каркасе из толстых кольев и плетня, обмазанных снаружи и изнутри толстым слоем глины. Пол делался из обожженных глиняных плит, уложенных на глиняный раствор. Очаги имели полукруглую форму. Рядом с печами, вдоль стен, находились вылепленные из глины выступы, на которые ставили сосуды. В некоторых случаях посередине дома помещался крестообразный жертвенник – тоже из глины. А около печей, у жертвенников, в каждом три-польском доме находились статуэтки, о которых мы упоминали выше. Пестрые, многоцветные росписи, состоящие из геометрических орнаментов, покрывали стены, пол и жертвенник дома, а сама цветовая контрастность этих росписей свидетельствует об учете такого момента, как освещение дома. Для жилых построек трипольского периода характерна утилитарность. Однако строительное искусство впервые связало здесь между собой живопись и скульптуру и простейшие приспособления для домашнего хозяйства. На поселении Владимировка мы сталкиваемся еще с одним новым явлением – комплексной архитектурной планировкой. Об этом свидетельствует организованное расположение многочисленных жилищ поселка несколькими концентрическими кругами. Входы обращены к центру поселения. В центре находилась обширная площадка. Здесь стояло одно или два больших сооружения. Сюда, по-видимому, собирались обитатели поселка для обсуждения общинных дел. Размещение жилищ по кругу создавало определенную замкнутость и укрепленность поселения, что иногда дополнялось искусственными оборонительными сооружениями, рвами. Владимировка находится на юге бассейна реки Буг, по которой с глубокой древности осуществлялась связь с Причерноморьем и со странами восточного Средиземноморья. Поселок прекратил существование во второй половине II тысячелетия до н. э. Его упадок по причине неизвестного нам внутреннего кризиса характеризует и местная керамика, плохо обожженная, одноцветная по росписи.