Матфей 23:23

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

Вы замечаете, что он здесь подразумевает? Он обращает внимание на два аспекта закона: на его письменную часть (само правило или постановление) и на мицву (правосудие, милость и веру). «Сие надлежало делать, и того не оставлять». Он ни в коем случае не говорит, что мы должны отказаться от послушания закону, а утверждает прямо противоположное. Мы ДОЛЖНЫ исполнять закон, но при этом обязаны ПОНИМАТЬ, что цель закона заключается в утверждении среди нас правосудия, милости и веры. В статье, написанной еврейской организацией «Дом Хабад» (Chabad House), говорится:

«Прилепитесь к Нему»

В главе Торы под названием «Рье» нам сказано: «Следуйте за Б-гом, Г-сподом вашим, бойтесь Его, соблюдайте Его заповеди, слушайтесь Его и служите Ему и прилепитесь к Нему». Комментируя слова «прилепитесь к Нему», Раши говорит: «Прилепитесь к Его путям, творите благие деяния, участвуйте в похоронах, посещайте больных, как это делает Б-г». Над комментарием Раши следует поразмыслить: если, по словам Раши, этот стих говорит нам, что мы должны прилепиться к Б-жьим путям и поступать так, как поступает Он, почему же в этом стихе нам не сказано «прилепитесь к Его путям», но «прилепитесь к Нему»?

Более того, поскольку заповедь прилепиться к Б-жьим путям передана словами «прилепитесь к Нему», становится понятно, что окончательное единение с Б-гом совершается именно через подражание Б-жьему примеру в совершении добрых дел.

Иными словами, окончательно прилепиться к Б-гу можно именно через эти поступки, а не через исполнение ранее упомянутых заповедей, о которых сказано: «исполняйте заповеди Его».

Тут тоже следует поразмыслить: все мицвот приводят к приобщению человека к Б-гу; можно ли достигнуть еще большего приобщения теми поступками, которые попадают в разряд «прилепления к Б-гу»? Б-г повелел нам исполнять мицвот, и мы исполняем их, потому что обязаны. Отсюда следует, что в приобщении, проистекающем из исполнения мицвот, человек не теряет осознание своего «я»; он осознает себя как личность, достигающую связи с Б-гом через исполнение заповедей. Однако все не так, когда речь идет о «прилеплении к Б-гу». Хотя «прилепление к Б-гу» происходит в результате исполнения заповеди, само свершение, наполнение и широта заповеди достигаются благодаря полной потере своего «я», поскольку человек полностью поглощен Им — он прилепляется к Нему.

Разница между мицвот в целом и поступками, ведущими к «прилеплению к Нему», таким образом, является разницей между «приобщением к Б-гу» и «прилеплением к Б-гу».

«Приобщение к Б-гу» — состояние, достигаемое посредством регулярного исполнения Торы и заповедей. Оно подобно связыванию между собой двух отдельных предметов. Даже после того, как предметы связаны друг с другом, они воспринимаются как два разных предмета. «Прилепление к Б-гу» является столь сильной формой единения, что участники перестают быть отдельными сутями — они воистину становятся одним целым.

Таким образом, мы понимаем, что один и тот же поступок, — продление долга, например, — исполняемый с намерением достичь «прилепления к Б-гу», бесконечно более велик, нежели такое же благодеяние, исполненное как отдельная мицва. В последнем случае не хватает полной потери своего «я», что приводит лишь к приобщению, а не к прилеплению к Б-гу.

В этом также заключено объяснение того, почему в стихе сказано «прилепляться к Нему». Хотя речь и идет о «прилеплении к Его путям», нет указания на конкретные поступки, поскольку целью обсуждения здесь является не сам поступок — «Его пути», — а его результат; если человек достигает единства с Б-гом, следование путям Б-жьим происходит само собой.

Например, об Альтер Ребе говорили, что в пятницу вечером он автоматически погружался в сон, поскольку наступало время сна, ниспосылаемого Свыше. То есть его прилепление к Б-гу было столь глубоким, что соответствующие поступки — «пути» — совершались им спонтанно. Такие неподготовленные и непродуманные заблаговременно действия, совпадающие с желаниями Б-га, открывают глубокую степень внутреннего прилепления еврейской души к Б-гу. Когда Тора заповедует нам «прилепляться к Б-гу», она вдохновляет все наше естество на раскрытие наших скрытых качеств.

Этот пример хорошо показывает, чем отличается соблюдение буквы закона (законничество) от соблюдения духа закона, когда он становится частью твоего естества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: