Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
Вы замечаете, что он здесь подразумевает? Он обращает внимание на два аспекта закона: на его письменную часть (само правило или постановление) и на мицву (правосудие, милость и веру). «Сие надлежало делать, и того не оставлять». Он ни в коем случае не говорит, что мы должны отказаться от послушания закону, а утверждает прямо противоположное. Мы ДОЛЖНЫ исполнять закон, но при этом обязаны ПОНИМАТЬ, что цель закона заключается в утверждении среди нас правосудия, милости и веры. В статье, написанной еврейской организацией «Дом Хабад» (Chabad House), говорится:
«Прилепитесь к Нему»
В главе Торы под названием «Рье» нам сказано: «Следуйте за Б-гом, Г-сподом вашим, бойтесь Его, соблюдайте Его заповеди, слушайтесь Его и служите Ему и прилепитесь к Нему». Комментируя слова «прилепитесь к Нему», Раши говорит: «Прилепитесь к Его путям, творите благие деяния, участвуйте в похоронах, посещайте больных, как это делает Б-г». Над комментарием Раши следует поразмыслить: если, по словам Раши, этот стих говорит нам, что мы должны прилепиться к Б-жьим путям и поступать так, как поступает Он, почему же в этом стихе нам не сказано «прилепитесь к Его путям», но «прилепитесь к Нему»?
|
|
Более того, поскольку заповедь прилепиться к Б-жьим путям передана словами «прилепитесь к Нему», становится понятно, что окончательное единение с Б-гом совершается именно через подражание Б-жьему примеру в совершении добрых дел.
Иными словами, окончательно прилепиться к Б-гу можно именно через эти поступки, а не через исполнение ранее упомянутых заповедей, о которых сказано: «исполняйте заповеди Его».
Тут тоже следует поразмыслить: все мицвот приводят к приобщению человека к Б-гу; можно ли достигнуть еще большего приобщения теми поступками, которые попадают в разряд «прилепления к Б-гу»? Б-г повелел нам исполнять мицвот, и мы исполняем их, потому что обязаны. Отсюда следует, что в приобщении, проистекающем из исполнения мицвот, человек не теряет осознание своего «я»; он осознает себя как личность, достигающую связи с Б-гом через исполнение заповедей. Однако все не так, когда речь идет о «прилеплении к Б-гу». Хотя «прилепление к Б-гу» происходит в результате исполнения заповеди, само свершение, наполнение и широта заповеди достигаются благодаря полной потере своего «я», поскольку человек полностью поглощен Им — он прилепляется к Нему.
Разница между мицвот в целом и поступками, ведущими к «прилеплению к Нему», таким образом, является разницей между «приобщением к Б-гу» и «прилеплением к Б-гу».
|
|
«Приобщение к Б-гу» — состояние, достигаемое посредством регулярного исполнения Торы и заповедей. Оно подобно связыванию между собой двух отдельных предметов. Даже после того, как предметы связаны друг с другом, они воспринимаются как два разных предмета. «Прилепление к Б-гу» является столь сильной формой единения, что участники перестают быть отдельными сутями — они воистину становятся одним целым.
Таким образом, мы понимаем, что один и тот же поступок, — продление долга, например, — исполняемый с намерением достичь «прилепления к Б-гу», бесконечно более велик, нежели такое же благодеяние, исполненное как отдельная мицва. В последнем случае не хватает полной потери своего «я», что приводит лишь к приобщению, а не к прилеплению к Б-гу.
В этом также заключено объяснение того, почему в стихе сказано «прилепляться к Нему». Хотя речь и идет о «прилеплении к Его путям», нет указания на конкретные поступки, поскольку целью обсуждения здесь является не сам поступок — «Его пути», — а его результат; если человек достигает единства с Б-гом, следование путям Б-жьим происходит само собой.
Например, об Альтер Ребе говорили, что в пятницу вечером он автоматически погружался в сон, поскольку наступало время сна, ниспосылаемого Свыше. То есть его прилепление к Б-гу было столь глубоким, что соответствующие поступки — «пути» — совершались им спонтанно. Такие неподготовленные и непродуманные заблаговременно действия, совпадающие с желаниями Б-га, открывают глубокую степень внутреннего прилепления еврейской души к Б-гу. Когда Тора заповедует нам «прилепляться к Б-гу», она вдохновляет все наше естество на раскрытие наших скрытых качеств.
Этот пример хорошо показывает, чем отличается соблюдение буквы закона (законничество) от соблюдения духа закона, когда он становится частью твоего естества.