Гипотеза божественного происхождения языка

Хотя такой научный авторитет, как сэр Исаак Ньютон, говорил, что гипотез он не измышляет, гипотеза – законный способ пополнения научного знания. Гипотеза всегда шаг в неизвестное, на зыбкую почву творческих интуиций и еще не проверенных утверждений. Физиолог А.А. Ухтомский эмоционально восставал против догматизма в науке: «Ученый схоластического склада, который никогда не может вырваться из однажды навязанных ему теорий, кстати и некстати будет совать свою излюбленную точку зрения и искажать ею живые факты в их конкретном значении. Новые факты и люди уже не говорят ему ничего нового. Он оглушен собственной теорией. Известная бедность мысли, ее неподвижность, связанная с пристрастием к тому, чтобы как-нибудь не поколебались однажды уловленные руководящие определения, однажды избранные координаты оси, на которых откладывается реальность – какой это типический пример в среде профессиональных ученых!..» [Ухтомский 1950, 312].

Зная мировоззрение Ухтомского (князь и советский академик был православно верующим), за этими общими формулировками легко увидеть объект его критики. Рассмотрим сначала семиотические и собственно лингвистические основания божественной гипотезы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: