Теории происхождения государства

Религиозная (теологическая) теория.

Говоря о теориях происхождения государства и права и причинах их появления, следует отметить, что особая роль в решении этих вопросов на протяжении всей истории развития человечества отводилась религии. У первобытных народов политико-правовая мысль развивалась в мифологическом русле. Земные порядки рассматривались как часть общемировых, космических процессов, имеющих внеземное – божественное происхождение. Процесс формирования государства так же был объяснён вмешательством божественных сил. От распространённых в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее мифологических представлений о божественном происхождении государства, эта идея перекочевала в христианство. «Закон дал нам Моисей, наследие обществу Иакова», читаем мы в Библии. Теологический подход к проблеме образования государства характерен и для других мировых религий.

В христианском мире идея о божественном происхождении государства особенно широкое распространение получила в феодальный период. На рубеже XII-XIII вв. в Западной Европе развивается, например, теория «двух мечей». Она исходила из того, что основателям католической церкви Бог вручил символ власти – два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе, ибо не пристало церкви самой использовать оружие. А второй они вручили светским государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти «не от Бога».

Примерно в тот же период появляется и развивается учение богослова Фомы Аквинского (1225-1274). Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства аналогичен процессу сотворения мира Богом. Сам божественный разум управляет всем миром. Он лежит в основе всей природы, общества, мирового порядка, каждого отдельного государства. Автор выступал за активное проникновение богословской идеологии в науку и философию, за неразрывную взаимосвязь светских и религиозных институтов. Религия, по логике Ф. Аквинского, должна обосновывать необходимость существования государства. В свою очередь, последнее обязано защищать религию.

Призывая светские власти беспощадно бороться с еретиками, Ф. Аквинский писал, что «извращать религию, от которой зависит жизнь вечная, гораздо более тяжкое преступление, чем подделывать монету, которая служит для удовлетворения потребностей временной жизни. Следовательно, если фальшивомонетчиков, как и других злодеев, светские государи справедливо наказывают смертью, еще справедливее казнить еретиков...».

По мнению представителей религиозной доктрины, государство – продукт божественной воли, в силу чего государственная власть – вечна и незыблема, поэтому каждый человек обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления правителю – продолжателю на Земле власти Бога. Сам правитель в своих действиях подчиняется лишь Богу и, в какой-то мере, Церкви, которая «освещает» его деятельность. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему. Придавая государству и государям ореол святости, идеологи данной теории поднимали их престиж, способствовали утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделялось «посредникам» между Богом и государственной властью – церкви и религиозным организациям.

Религиозные учения о происхождении государства и права имеют хождение и поныне. В современных условиях её поддерживают идеологи исламской религии и католической церкви.

Нравственная теория.

Еще в Древнем Риме были высказаны идеи о том, что на возникновение и развитие государства, а также на закат отдельных государств решающее влияние оказывают человеческие слабости и страсти. Так, если в обществе превалируют так называемые добродетели: почитание младшими старших, послушание власти, соблюдение законов, крепкая семья, то и государство будет прочным. Нравственное здоровье граждан (подданных) государства определяет прочность и эффективность деятельности государственного аппарата. Напротив, если у жителей государства преобладают отрицательные человеческие черты: алчность – жажда денег и власти, честолюбие, высокомерие, жестокость и другие, когда частные интересы затмевают общественные, то такое государство не будет прочным. Оно погибнет или в результате внутренней смуты, или иноземного вторжения. «Что послужило главной причиной упадка Римского государства?» - спрашивает, например, римский историк I в. до н.э. Гай Саллюстий Крисп в работе “Заговор Кателины”. И тут же отвечает – “упадки нравов, стяжательство, страсть к распутству, обжорству и прочим излишествам”.

Нравы - положительные и отрицательные, добрые и злые, - несомненно, играли и играют значительную роль в процессе возникновения и развития государства. Важную, но не решающую. Они являются скорее следствием, но не первопричиной. Как показывает исторический опыт, главные причины возникновения и развития государства и права лежат вовсе не в сфере морали или религии. Они коренятся в области экономики и социальной сфере жизни людей. Но как фактор, определяющий крушение некоторых государств, например, Римской или Российской империй, нравы (отрицательные) выступают на первый план.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: