Происхождение государства и типология государств

Государство как особая человеческая организация зародилось примерно 10.000 лет назад вследствие беспрецедентного в человеческой истории явления – неолитической революции. На протяжении многих веков с момента своего происхождения человек не вел хозяйства. Он не возделывал землю, не выращивал растений, не разводил животных. Человек занимался лишь охотой, собирательством, бортничеством, рыбной ловлей и т.п. Иными словами, пребывал в состоянии варварства.

Однако 10.000 лет назад ситуация изменилась. Человек стремительно за относительно короткий срок перешел от состояния варварства к состоянию цивилизации и начал свою хозяйственную деятельность, основанную на растениеводстве и животноводстве. Иными словами, человек перешел от присваивающей экономики к экономике производящей.

Поскольку производящий экономический тип способствует более разумному использованию природных ресурсов, их экономии, в отдельных домохозяйствах стали накапливаться излишки произведенного продукта, что привело к появлению рынка. Поскольку ранее человек брал от природы только то, что ему было необходимо для существования, рынка не существовало. Однако накопление излишков различных продуктов сельского хозяйства и ремесленного производства привело к необходимости их обмена. Люди, обладающие материальным излишком, были способны к привлечению менее успешных товаропроизводителей к ведению своего домашнего хозяйства. Успешное ведение хозяйства, концентрация значительных материальных ресурсов в руках определенных групп людей в конечном итоге привела к расслоению всего общества, становлению классов властвующих и подвластных и рождению государства.

Параллельно с экономическими процессами происходит постепенное разложение родоплеменного строя (первобытнообщинной организации): от родовой общины происходит постепенный переход к соседской общине. Также вводится запрет на инцест, чреватый вырождением всего человечества и устанавливается моногамия. Происходит внутренняя специализация каждой группы людей – одни занимают нишу управленцев, другие подвластных: крестьян, ремесленников.

Точно неизвестно, что побудило резкие экономические преобразования сообщества древних людей. Одни авторы считают, что это произошло вследствие благоприятных изменений климатических условий, другие указывают на развитие умственных способностей людей вследствие воздействия радиации (многие древние стоянки первобытных людей размещались в зонах повышенного радиационного фона), третьи указывают на появление некоего религиозного культа.

Первые государства возникли на территориях с достаточно жарким и стабильным климатом вблизи крупных рек. По данным археологических исследований первыми из известных государств являлись Египет (IV тысячелетие до н.э.), Вавилон (IV-III тысячелетие до н.э.), Индия (III тысячелетие до н.э.) и Китай (II тысячелетие до н.э.).

«Первичные государства» сформировались в исключительно благоприятных климатических зонах. Однако легкий захват необжитых пространств, примыкающих к древним государством, занятых еще варварскими племенами, привел к необычайно быстрому и масштабному расширению территории государств. Гигантские территории древних государств, требовали экстенсивного развития сельского хозяйства, что в итоге привело к масштабным сельскохозяйственным работам. Однако для выполнения этих масштабных работ господствующему классу приходилось прибегать к объединению усилий сотен и тысяч земледельцев, что предопределило деспотический характер власти. Такой путь становления государств в научной литературе именуется «восточным». Восточное государство эксплуатирует свое население и организует экономическую систему общества.

«Вторичные государства» образовались несколько позже (Греция, Рим). Вследствие незначительных территорий развитие экономики происходило не экстенсивно, а интенсивно. При этом процессы расслоения общества на классы протекали куда более быстро, чем в «первичных государствах», что в итоге привело к классовой борьбе и распаду земледельческих общин, утверждению права частной собственности. Такой путь становления государств в науке именуется «западным».

В науке существует множество взглядов на процессы зарождения государства. В настоящее время выделяют несколько основных концепций происхождения государства.

Название концепции Краткое содержание концепции и ее представители
  Религиозные и мифологические Государство создано Богом или иным мифическим существом. Сверхъестественное происхождение государства. Платон, Конфуций
  Патриархальная Государство – большая семья, где власть имущие – родители, а подвластные – дети. Р. Филмер
  Органическая Государство – живой организм. О. Конт, Г. Спенсер
  Естественно-правовая Государство – результат соглашения всех людей об установлении власти для обеспечения порядка. Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо
  Насильственная Государство – результат насилия сильных над более слабыми и, как следствие, их завоевание. Е. Дюринг, К. Каутский
  Психологическая Государство – потребность человека жить в коллективе, стремление поиска авторитета. Н. Коркунов, Л. Петражицкий
  Марксистская Государство – машина подавления одного класса другим, средство угнетения. К. Маркс, Ф. Энгельс

Таблица 1. Концепции происхождения государства

Развитие любого государства можно проследить в процессе его истории. Государства непрерывно и неизбежно зарождаются, развиваются и умирают. Цикл жизни государства предопределен многими факторами и в первую очередь экономическими. На главенствующей роли экономики в зарождении, развитии и гибели государств основана формационная концепция типологии государств.

Формационная концепция классификации государств, предложенная К. Марксом и Ф. Энгельсом, исходит из того, что одна общественно-экономическая формация постепенно и неизбежно сменяет другую под влиянием развития производительных сил и средств производства. То есть развитие промышленности, изменение способов ведения хозяйства, внедрение новых технологий (вспомним, например, появление конвейера на заводах Генри Форда) приводят к изменению всего общества.

К. Маркс и Ф. Энгельс выделяли четыре общественно-экономические формации:

1) первобытнообщинную (догосударственную);

1) рабовладельческую;

2) феодальную;

3) капиталистическую;

4) коммунистическую (постгосударственную).

Для первобытнообщинного общества не характерно существование государства и права. О первобытнообщинном обществе речь шла выше.

Рабовладельческое государство (примерно VIII тысячелетие до н.э. – V век н.э.) возникает на развалинах первобытнообщинного строя. Экономическая основа рабовладельческого государства заключается в принудительном, несвободном труде – рабском труде. Господствующий класс обладает правом собственности на людей (рабство), а также исключительным правом собственности на средства производства. Хозяйство основано на принудительном труде рабов, а государство выступает как машина подавления одного класса, класса рабов, другим классом – рабовладельцами. По своему содержанию этот строй являлся антагонистическим, то есть классы властвующих и подвластных находятся в постоянном противоречии и противостоянии.

Феодальное государство (примерно V век н.э. – XVI век н.э.) сменяет рабовладельческий тип государства вследствие разложения последнего. Основное содержание данного исторического типа заключается в появлении нового класса, класса феодалов – крупных землевладельцев. При феодальной формации рабства не существует, однако формируется обширный класс зависимых крестьян (крепостное крестьянство). В этот период основной функцией государства становится поддерживание эксплуатации крестьян феодалами. По своему содержанию этот строй являлся антагонистическим – классы находятся в противоречии и противостоянии.

Капиталистическое государство (примерно XVI век н.э. – по настоящее время) возникает в результате буржуазных революций. В результате побед революционных движений провозглашаются права и свободы человека, частная собственность объявляется священной и неприкосновенной. Капиталистическое общество и государство основано на господстве товарно-денежных отношений. По своему содержанию этот строй являлся антагонистическим – классы находятся во внутреннем противоречии.

На переходном этапе между капитализмом и коммунизмом рождается социализм, который сам по себе не является формацией, но обеспечивает планомерный переход от капиталистической формации к коммунистической. Представители диалектико-материалистической концепции указывают, что подготовительной стадией перехода общества в коммунистическую формацию является социалистическое государство, характеризующееся сломом буржуазного аппарата, обобществлением всех орудий и средств производства, провозглашением лозунга «от каждого по способностям – каждому по труду».

Коммунистическая формация не предполагает существование государства. При коммунизме все люди становятся формально и фактически равными, что делает ненужным и излишним существование государства и права. По своему характеру коммунистический строй является неантагонистическим – общественных противоречий не существует, поскольку отсутствуют классы.

Помимо концепции формационной концепции существует цивилизационная концепция, основоположниками которой являлись А.Б. Тойнби и О.А. Шпенглер. Основой цивилизационной концепции выступают не экономико-производственные отношения, а культурно-духовные, философские, религиозные и технико-технологические аспекты в развитии общества и государства. Цивилизационный подход к типологии государств выделяет типы цивилизацией, указанные в таблице 2.

Типы цивилизаций
Американская Индейцы Северной и Южной Америки
Дальневосточная Народы Китая и Японии
Ближневосточная Арабский мир
Евразийская Народы России
Европейская Северная, Центральная и Западная Европа
Африканская Народы африканского континента
Индийская Народы Индии

Таблица 2. Типы цивилизаций


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: