double arrow

Материалистическая (классовая) теория

Сторонники – К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин.

Основной смысл и содержание данной теории заключается в том, что на процесс возникновения и развития государства решающее воздействие оказывают материальные и социальные условия развития общества. Государственная организация, как правило, не навязывается обществу извне. Она возникает на его основе естественным путем, вместе с ним развивается и совершенствуется.

Согласно этой теории, государственная организация приходит на смену родоплеменной организации. Происходит это в силу коренных изменений, происходивших в экономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к разложению первобытнообщинного строя и к утрате способности первобытными обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях.

Крупнейшие разделения труда (неолитические революции), связанные с отделением скотоводства и ремесла от земледелия и с появлением торговли и обмена, привели к росту производительных сил, к способности человека производить больше продуктов, чем это было нужно для поддержания жизни. Становится экономически выгодным использовать чужой труд. Военнопленных, которых раньше убивали или принимали на равных в свой род, стали превращать в рабов. Производимый ими остаточный (сверх необходимого для прокормления) продукт присваивали.

В общине постепенно произошло имущественное расслоение. Появились богатые и бедные. В целях получения остаточного продукта стал широко использоваться не только труд военнопленных, но и труд своих сородичей. Имущественное неравенство повлекло за собой социальное. Складываются устойчивые группы с различным общественным статусом, со своими собственными интересами. Из этих групп и сложились классы. Это большие группы людей, отличающиеся друг от друга по своему отношению к средствам производства.

На вершине социальной лестницы оказывается знать – обособленная группа, в которую входят вождь, военачальники, жрецы. Используя свое общественное положение, эти люди присваивали большую часть военной добычи, лучшие участки земли, приобретали значительное количество скота, ремесленных изделий, орудий труда. Свою власть, ставшую со временем наследственной, они использовали не столько для защиты общественных интересов, сколько для личных, для удержания в повиновении рабов и неимущих соплеменников. Первобытнообщинный строй и соответствующая ему родоплеменная организация постепенно вытесняется государственной организацией, которая создается для сохранения и поддержки господства одного класса над другим.

Выделение из общества особого слоя людей, не производящих материальных или духовных благ, а занятых лишь управленческими делами, является одним из существенных признаков формирования государства. Об этом же свидетельствует наделение данного слоя людей особыми правами и властными полномочиями; введение различных налогов и податей, займов; разделение членов общества не по кровнородственному признаку, как при первобытнообщинном строе, а по административно-территориальному признаку; появление сформированных на постоянной основе особых отрядов вооруженных людей (дружин), призванных, с одной стороны, защищать территорию и общество от нападения извне, а с другой – самим вести новые территориальные завоевания и усмирять возможные бунты в своей стране.

Естественно-правовая (договорная) теория.

Отдельные положения естественно-правовой или договорной теории развивались еще в V-IV вв. до н.э. софистами Древней Греции. Вместе с развитием человеческой мысли совершенствовалась и данная теория. В XVII-XVIII вв. она активно использовалась буржуазией в борьбе с крепостничеством и феодальной монархией, а, в конечном счёте, за власть, которую вели буржуа против аристократии. Идеи договорной теории в этот период поддерживались и развивались многими мыслителями и просветителями. В Голландии это были Г. Гроций и Спиноза, в Англии – Т. Гоббс и Дж. Локк, во Франции – Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, Вольтер, в России – А. Радищев и др.

Сторонники договорной теории выступали против идеи божественного происхождения государства и власти государя. В их представлении власть монарха производна не от божьего провидения, а от воли людей. По их представлению, монархи, забывшие об этом, являются узурпаторами, злоупотребляющими властью против народа, давшего им в руки эту власть.

Особое внимание в теории уделяется общественному договору, благодаря которому возникает государство. Государство является продуктом сознательного творчества людей – договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в “естественном” первобытном состоянии “войны всех против всех”. Чтобы избежать истребления рода человеческого, люди добровольно решили передать в общее достояние и поставить под общее руководство свою личность и все свои силы. В результате каждый превратился в нераздельную часть целого – народ. Это коллективное целое (гражданское общество) образовало свою юридическую и политическую форму – государство. Жизнеспособность государства зависит от прочности союза его членов. Поэтому главной его заботой является забота об общем благе всего народа. Под этим подразумевалась охрана частной собственности и безопасности людей. Огромную роль при этом играют издаваемые законы, т.е. право.

В результате повторного соглашения между людьми, власть в государстве передаётся одному лицу – государю. Он обязан осуществлять её в интересах всего народа. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно – ответственность за выполнение последних. Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане, в свою очередь, обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр. Но они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью – расторгнуть договор с ними даже путем свержения. Неотчуждаемое право народа на сопротивление тиранам – королям, которые всегда “хотят быть неограниченными”, обосновывалось тем, что правители перестают заботиться о благе народа (т. е. об общем благе) и, таким образом, ставят под угрозу единство общества и существование государства.

Ж.-Ж. Руссо расширил права народа и выдвинул идею прямого народного правления. Согласно ему, только общая воля может управлять государством. Законами являются лишь такие акты, которые непосредственно принимаются или утверждаются путем проведения референдума самим народом. Таким образом, законы всегда есть акты общей воли. И никто, даже государь, не может быть выше их.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: