Теория насилия

Основой данной теории является утверждение о том, что главная причина возникновения государства кроется в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В результате победители образуют правящий класс, а побежденные и порабощенные – “класс рабочих и служащих”. Превратившиеся в классы и сословия племена – победители создают государство – аппарат принуждения и управления порабощенными народами и территориями. Следовательно, государство – не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила. При этом насилие рассматривается как глобальное, присущее всем человеческим обществам, «естественное» явление. Насилие политическое – силовое подчинение властвующим подвластных, становится основой экономического господства. В то же время насилие порождает и единство противостоящих друг другу «элементов» государства – победителей и побежденных, правящих и управляемых, когда оба элемента начинают нуждаться друг в друге.

Видными представителями теории насилия были немецкий философ и экономист Е. Дюринг, австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович и австрийский марксист К. Каутский.

Патриархальная теория.

Основателем патриархальной теории является древнегреческий философ Аристотель, сторонниками ее были Филмер и Н.К. Михайловский.

Согласно учению Аристотеля, государство, является продуктом естественного развития и возникает в результате разрастания семьи. В основе образования государства лежит естественное стремление людей к взаимному общению, т.к. люди – «коллективные животные». Такое общение приводит к тому, что создаётся семья, а затем из нескольких семей складывается селение или род, а из нескольких селений или родов образуется государство, точнее, город – государство – полис. Государство, по Аристотелю, является высшей формой общения, «обнимающей собой все другие образования и формы общения». Оно «появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни». Государство – это система, скрепляющая всех своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви со стороны правителя к подданным.

Власть правителя в государстве олицетворяется с властью отца (патриарха) в семье. Она является неограниченной, поскольку изначально признается божественное происхождение власти «патриарха». Поэтому подданным следует подчиняться своему государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо последние – его дети. Как и в семье, подданные не могут обойтись без своего «патриарха», потому что только его отеческая забота способна обеспечить им необходимые условия жизни.

Психологическая теория.

Психологическая теория объясняет причины возникновения государства особенностями психики человека, влиянием на социальную сферу его инстинктов и эмоций. Они, согласно воззрениям основателя теории, известного польско-русского ученого Л.И. Петражицкого, играют главную роль не только в приспособлении человека к условиям жизни, но и в образовании общества и государства.

Появление государственности связано, с одной стороны, с потребностью «выдающихся» личностей во власти над людьми, а с другой, – со стремлением большей части населения – «простых» людей, подчиняться и подражать.

Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям и жрецам (шаманам, колдунам и т.д.). Их магическая сила, психическая энергия создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная. Государство, таким образом, есть продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.

З. Фрейд добавлял, что всегда существовали лица, которые были не согласны с властью, проявляли те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных психических начал личности и возникает государство.

Э. Дюркгейм, исходя из посылки, что человек, прежде всего, существо общественное, объяснял образование государства присущей людям потребностью в социальной солидарности. Именно для обеспечения возможности жить вместе и создаются соответствующие государственно-правовые институты.

Следовательно, государство необходимо для удовлетворения психологических потребностей большей части людей в совместном проживании, в подчинении, или в повиновении выдающимся личностям, а также для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства – психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Сторонниками этой теории были психологи Г. Тарда, З. Фрейд, Э. Дюркгейм.

Органическая (биологическая) теория.

Идея сопоставления государства с биологическим (человеческим) организмом, развивалась ещё в трудах древнегреческого философа Платона. Пик развития органической теории приходится на конец XIX – начало XX века вследствие влияния идей Ч. Дарвина. Одним из наиболее видных сторонников органической теории происхождения государства был английский ученый-философ Г. Спенсер.

Согласно органической теории государство появляется в результате действия сил природы, создающих его наряду с обществом и человеком. Иными словами, государство – продукт социальной эволюции, которая есть продолжение эволюции биологической (органической). Таким образом, государство приравнивается к биологическому организму. Как живое существо, оно имеет самостоятельную волю и сознание, отличные от воли и сознания, входящих в него отдельных людей. Оно имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений, т.е. мышцы – подданных или народ. Чиновники – это нервы, передающие команды от мозга к мышцам, кровь – это финансы, питание – налоги, торговля и военная добыча.

Подобно тому, как среди биологических организмов происходит естественный отбор, так и среди социальных организмов в процессе политической и экономической борьбы и войн (тоже естественный отбор) выживают наиболее приспособленные государства и правительства, совершенствуется структура управления. Как любой биологический организм, государство рождается, развивается и гибнет.

Расовая (цивилизаторская) теория.

Согласно расовой теории человечество делиться на «высшие» расы, призванные господствовать, и «низшие», которым самой природой предназначено находиться в подчинении у «высших» рас. Появление государства необходимо для обеспечения господства одних рас над другими. Более того, государство могут создавать только полноценные, высшие, расы.

Расовая теория наибольшее развитие и практическое применение получила в период расцвета колониализма (XVII-XIX вв.) и в первой половине ХХ в. – в период появления в Европе фашизма и нацизма. Сначала «цивилизованные» страны широко использовали её для оправдания жестокого обращения с туземцами и захвата их земель, а позже Германия и её сателлиты, а также Япония, объясняли развязанную ими войну против других стран. Идея превосходства, лежащая в основе расовой теории, использовались и в ходе «холодной войны» – глобального противостояния между капиталистическими странами во главе с США и социалистическими во главе с СССР. И с той и с другой стороны выдвигались проекты развития человечества согласно своим социально-политическим доктринам. В настоящее время Соединённые Штаты вместе со своими союзниками продолжают осуществлять «мессианскую» задачу распространения по всему миру «демократических ценностей», которая по своей сути мало отличается от «цивилизаторской» миссии европейских расистов прошлых эпох.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: