Показатели эффективности правового воспитания
Выполнил студент
академическая группа______, курс____
очной/заочной формы обучения
направления подготовки (специальности)
___________________________________
___________________________________
«____» _______________________ 2015 г.
Научный руководитель
Ф.И.О._____________________________
Должность__________________________
Ученая степень______________________
Ученое звание_______________________
___________________________________
«_____» ______________________ 2015 г.
Челябинск
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ..…………………………………………………………………….6
1.1 Определение эффективности правового воспитания………………………….6
1.2 Эффективность и цели правового воспитания…………………………….......9
1.3 Эффективность и другие свойства правового воспитания…………………..15
ГЛАВА II. ИЗМЕРЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ…………………………………………………………………….21
2.1 Измерение эффективности правового воспитания как социальная и научно-практическая проблема ……………………………………………………………21
2.2 Критерии и показатели эффективности правового воспитания.....................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….47
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы дипломного исследования обусловлена изменениями, происходящими в экономической, политической и правовой сферах жизни российского общества. В настоящее время, когда осуществляется реформирование общественных отношений, проблемы правового воспитания, подъема его уровня приобретают характер неотложных и требуют принятия кардинальных мер, от успешной реализации которых во многом зависит успех государственно-правового строительства в Российской Федерации.
Однако система правового воспитания в России еще не сформирована, ее отсутствие отрицательно сказывается на осуществлении политической и правовой реформы, состоянии законности и правопорядка. В этих кризисных условиях наблюдается рост числа преступлений и других правонарушений, в основе которых лежит не только сложная экономическая ситуация, падение нравов в обществе, но и во многом низкий уровень правового воспитания населения.
Правовое сознание основной массы россиян, особенно молодого поколения, сформировалось и формируется в момент кризиса. Серьезные потрясения, произошедшие в политической и экономической системах российского общества, привели к существенному изменению качества жизни. Непосредственным результатом отсутствия правового воспитания является кризис ценностей, на которые ориентировалось общество. Растет ощущение неуверенности перед будущим. Вместе с этим деформируется отношение граждан к действующей системе права. Возникает негативное отношение к законам, которые не могут обеспечить правовую защищенность гражданина, его личности, чести, достоинства.
Происходящие преобразования экономической и политической системы России требуют создания адекватной им правовой системы, законодательного обеспечения реформ. Общество в настоящее время; как никогда ранее, нуждается в новом ценностном сознании, отвечающем современным реальностям. Возникла острая необходимость в формировании позитивного правосознания.
Решение актуальных задач государственной политики в сфере правового воспитания возможно только на основе целенаправленного, фундаментального и всестороннего исследования теоретических и практических проблем в данной сфере. В частности, большое значение имеет изучение показателей эффективности правового воспитания.
Вышесказанное и предопределило выбор темы данного дипломного исследования, его объект, предмет, цель и задачи.
Объектом дипломного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере организации и осуществления правового воспитания в Российской Федерации.
Предметом исследования являются критерии и показатели правового воспитания в России.
Цель дипломного исследования – комплексное теоретическое исследование эффективности правового воспитания граждан.
В соответствии с целью исследования предусматривается решение ряда взаимосвязанных задач:
- обозначить определение эффективности правового воспитания;
- проанализировать эффективность и цели правового воспитания;
- выявить другие свойства правового воспитания;
- проанализировать вопросы измерения эффективности правового воспитания как социальной и научно-практической проблемы;
- обозначить критерии и показатели эффективности правового воспитания;
Методологическую и теоретическую основу исследования составляет диалектико-материалистический метод познания, который позволяет рассматривать явления и процессы в изучаемой области как находящиеся в социальной взаимосвязи, обусловливающей обстоятельства и тенденции в сфере организации правового воспитания в России.
В целях получения достоверных результатов и их научного обоснования использовались методы исторического, системного и сравнительного анализа, статистический метод и методы конкретно-социологических исследований.
Степень разработанности темы исследования. Различные аспекты, соприкасающиеся с темой исследования, нашли отражение в работах Е.В. Аграновской, П.П. Баранова, А.Б. Венгерова, Н.В. Витрука, В.И. Гоймана, Н.Л. Гранат, В.П. Казимирчука, Д.А. Керимова, Н.М. Кейзерова, Б.А. Кистя-ковского, В.Н. Кудрявцева, Э.В. Кузнецова, Е.А. Лукашевой, Н.И. Матузова, А.В. Мицкевича, B.C. Нерсесянца, В.В. Оскамытного, М.Ф. Орзих, Т.Н. Радь-ко, А.Р. Ратинова, И.Ф. Рябко, В.П. Сальникова, А.П. Семитко, Е.Н. Трубецкого, И.Е. Фарбера, Б.Н. Чичерина, Т.М. Шамба, В.А. Шегорцова, Л.С. Явича.
Разработке основ организации и управления правовым воспитанием посвящены работы таких ученых, как В.В. Головченко, И.В. Тепляшин, А.С. Туманова, В.Н. Шубкин, В.А. Юсупов.
Структура работы соответствует логике построения исследования и состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка источников и литературы.