Эффективность правового воспитания – проблема сложная и многоплановая, опосредованная действием многих условий и факторов. Отдельные ее направления могут стать предметом самостоятельного исследования.
Эффективность правового воспитания означает его способность реально, в оптимальные сроки и с наименьшими издержками положительно воздействовать на усвоение гражданами правовых знаний, их убеждения, мотивы и установки в соответствии с потребностями общества.
Целями правового воспитания являются следующие.
1) формирование у граждан системы правовых знаний
2) формирование правовой убежденности
3) формирование мотивов и привычки правомерного, социально-активного поведения.
В общетеоретическом плане эффективность можно яснее представить, если исследовать другие положительные свойства правового воспитания, такие как:
а) экономичность (т.е. соотношение средств правового воспитания с практически достигнутым результатом;
б) полезность, т.е. степень его «позитивности»;
в) идеологическая ценность;
г) обоснованность и другие.
Анализ соотношения эффективности правового воспитания и перечисленных его свойств, позволил определить понятие эффективности правового воспитания в узком и широком смысле слова.
Эффективность правового воспитания в узком, или «целевом» смысле определяется отношением между фактически достигнутым результатом правовоспитательной деятельности и теми социальными целями, ради которых эта деятельность предпринята.
В широком, или качественно-целевом, смысле эффективность правового воспитания – это: а) способность правовоспитательной деятельности реально в оптимальные сроки с наименьшими издержками давать социально полезный результат; б) прогрессирующий успех, важное достижение органов государственной власти, общественных организаций, трудовых, учебных коллективов, средств массово информации в деле формирования у населения глубоких и устойчивых знаний и представлений о праве, убеждений, мотивов и установок, отвечающих требованиям современного правового развития общества, привития гражданам высокой правовой культуры, навыков и привычек активного, социально-полезного поведения, соответствующего нормам действующего права.
Измерение эффективности правового воспитания – проблема не столько юридическая, сколько социально-юридическая.
Показателей эффективности может быть несколько или даже много. К их числу следует, прежде всего, отнести:
а) степень достижения цели (или целей);
б) время, затраченное на получение определенного результата;
в) объем организационных, материальных и духовных издержек;
г) тенденции к упрочению законности и правопорядка;
д) удовлетворенность населения качеством правовой информации;
е) умение граждан применять полученные знания в жизнь;
к) положительное общественное мнение о нормах права и т.п.
Важнейшим показателем эффективности правового воспитания является соответствие достигнутых результатов задачам, вытекающим из решений органов государственной власти.
В качестве основных критериев эффективности правового воспитания в рамках данной дипломной работы были рассмотрены следующие:
а) знание права, познавательно-правовая активность;
б) правовая убежденность, чувство законности;
в) правомерность поведения;
г) социально-правовая активность[45].
В заключении необходимо отметить, что в современном российском обществе активно идет процесс совершенствования правового воспитания.
Оценка эффективности правового воспитания не самоцель, а своего рода способ выявления слабых звеньев и этой деятельности, повышения ее эффективности.
Полученные данные, их сопоставление позволят более доказательно разработать планирование необходимых правовых тематик, форм и методов правового воспитания граждан.