Билет 30. Условия и сущность экономической конкуренции

Экономическая конкуренция- это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товара.

По форме конкуренция представляет систему норм, правил и методов хозяйствования рыночных субъектов. Различают конкуренцию производителей (продавцов) и потребителей (покупателей).

Конкуренция производителей вызвана их борьбой за потребителя и осуществляется с помощью цен и издержек. Это основной и преобладающий вид конкуренции.

Конкуренция потребителей связана с борьбой индивидуальных потребителей за доступ к различным товаром (или производителей за прикрепление к выгодным поставщиками продавцам товара).

Экономическое значение конкуренции: обеспечивает свободу предпринимательству и свободу выбора, способствует улучшению качества продукции, развитию научно -технического прогресса, распределению ресурсов между отраслями, устранению диктата производителей по отношению к потребителям.

Условия конкуренции:

1) Наличие множества равноправных рыночных субъектов

2) Экономическая особенность экономических субъектов

3) Зависимость субъектов от рыночной конъюнктуры

4) Разная эластичность товара

Функции конкуренции:

1) Учет производителями спроса на товар

2) Дифференциация товара производителя

3) Распределение ресурсов в соответствии со спросом и нормой прибыли

4) Ликвидация не трудоспособных предприятий

5) Стимулирование роста эффективности производства и улучшение качества продукции

Негативные стороны конкуренции:

1.Образование монополий

2.Усиление социальной несправедливости

3. Инфляция, в результате обнищание и разорение отдельных экономических субъектов

4. Безработица

31 билет. Характеристика совершенной конкуренции

Совершенная конкуренция (полиполия)- состояние рынка, при котором существует множество производителей и потребителей, которые не влияют на рыночную цену. Это означает, что спрос на продукцию не сокращается по мере увеличения продаж.

Сов.кон-я представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой:

· На рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами

· Обмен осуществляется стандартизированными и однородными продуктами

· Покупатели и продавцы имеют полную информацию об интересующих их продуктах

· Существует возможность свободного входа и выхода с рынка, а у участников отсутствуют стимулы для слияния.

Главная черта совершенной конкуренции: ни она из фирм не влияет на розничную цену, так как доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна.

Уровень конкурентной борьбы зависит от фазы жизненного цикла:

1я фаза «Рождение товара» (Q продолжает быть небольшим)

2я фаза «Юность» (спрос растет, сохранение высоких цен)

3я фаза «Зрелости» (Q достигает максимума, спрос насыщен, темпы роста Q замедляются, обостряется конкуренция, цены снижаются)

4я «Старость» (спрос снижается, Q снижается, конкуренция затухает, цены снижаются)

Совершенная конкуренция - т.е. конкуренты не чувствуют себя конкурентами

Признаки:

· Малость, множественность (очень много конкурентов)

· Производится однородный продукт

· Нет контроль за ценами, действует закон единой цены

· Спрос на продукцию эластичен

· Коэффициент Лернера =0 т.к. продукция однородная, нет ценовой конкуренции

· Поведение фирмы не стратегическое

· Отсутствуют барьеры на выход и вход на рынок

· Полная информированность потребителя

· В длительном периоде фирмы работают с нулевой прибылью

· В коротком периоде могут работать как с прибылью, так и с убытком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: