Экономическая конкуренция- это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товара.
По форме конкуренция представляет систему норм, правил и методов хозяйствования рыночных субъектов. Различают конкуренцию производителей (продавцов) и потребителей (покупателей).
Конкуренция производителей вызвана их борьбой за потребителя и осуществляется с помощью цен и издержек. Это основной и преобладающий вид конкуренции.
Конкуренция потребителей связана с борьбой индивидуальных потребителей за доступ к различным товаром (или производителей за прикрепление к выгодным поставщиками продавцам товара).
Экономическое значение конкуренции: обеспечивает свободу предпринимательству и свободу выбора, способствует улучшению качества продукции, развитию научно -технического прогресса, распределению ресурсов между отраслями, устранению диктата производителей по отношению к потребителям.
Условия конкуренции:
1) Наличие множества равноправных рыночных субъектов
|
|
2) Экономическая особенность экономических субъектов
3) Зависимость субъектов от рыночной конъюнктуры
4) Разная эластичность товара
Функции конкуренции:
1) Учет производителями спроса на товар
2) Дифференциация товара производителя
3) Распределение ресурсов в соответствии со спросом и нормой прибыли
4) Ликвидация не трудоспособных предприятий
5) Стимулирование роста эффективности производства и улучшение качества продукции
Негативные стороны конкуренции:
1.Образование монополий
2.Усиление социальной несправедливости
3. Инфляция, в результате обнищание и разорение отдельных экономических субъектов
4. Безработица
31 билет. Характеристика совершенной конкуренции
Совершенная конкуренция (полиполия)- состояние рынка, при котором существует множество производителей и потребителей, которые не влияют на рыночную цену. Это означает, что спрос на продукцию не сокращается по мере увеличения продаж.
Сов.кон-я представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой:
· На рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами
· Обмен осуществляется стандартизированными и однородными продуктами
· Покупатели и продавцы имеют полную информацию об интересующих их продуктах
· Существует возможность свободного входа и выхода с рынка, а у участников отсутствуют стимулы для слияния.
Главная черта совершенной конкуренции: ни она из фирм не влияет на розничную цену, так как доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна.
Уровень конкурентной борьбы зависит от фазы жизненного цикла:
|
|
1я фаза «Рождение товара» (Q продолжает быть небольшим)
2я фаза «Юность» (спрос растет, сохранение высоких цен)
3я фаза «Зрелости» (Q достигает максимума, спрос насыщен, темпы роста Q замедляются, обостряется конкуренция, цены снижаются)
4я «Старость» (спрос снижается, Q снижается, конкуренция затухает, цены снижаются)
Совершенная конкуренция - т.е. конкуренты не чувствуют себя конкурентами
Признаки:
· Малость, множественность (очень много конкурентов)
· Производится однородный продукт
· Нет контроль за ценами, действует закон единой цены
· Спрос на продукцию эластичен
· Коэффициент Лернера =0 т.к. продукция однородная, нет ценовой конкуренции
· Поведение фирмы не стратегическое
· Отсутствуют барьеры на выход и вход на рынок
· Полная информированность потребителя
· В длительном периоде фирмы работают с нулевой прибылью
· В коротком периоде могут работать как с прибылью, так и с убытком.