ЦД – продукт продается по более чем 1 цене, эти различия не оправдываются различиями в издержках (не является ЦД поставка одного и того же товара по разным ценам в разные регионы, в различные периоды времени (сезонность), разного качества и т.д.)
Главными условиями осуществления ЦД являются:
Монополистическое право продавца на реализацию конкретного вида товаров или предоставляемых услуг, поскольку в этом случае имеется возможность контролировать ценообразование и производственную деятельность. Если покупателей на рынке будет недостаточно, то диктат ценообразования может быть ограничен;
Потребитель должен иметь возможность и быть готов платить завышенную стоимость за конкретный товар. Но данное условие может быть обосновано только при эластичности спроса;
Покупатель не должен иметь возможности перепродать приобретенный товар или какую-либо услугу. В связи с этим, в наибольшей степени ценовой дискриминации подвержены военные, медицинские и юридические услуги.
|
|
Виды ЦД:
Совершенная (по доходам покупателя) – каждая единица товара продается по цене спроса.
На практике совершенная ЦД почти невозможна, поскольку для ее реализации монополист должен знать цены спроса всех возможных потребителей своей продукции. Некоторое приближение к ценовой дискриминации данного вида возможно при наличии небольшого числа покупателей, например, при индивидуальной предпринимательской деятельности (услуги врача, юриста, портного и т.д.), когда каждая единица товара производится по индивидуальному заказу.
Вторая степень ЦД (нелинейное ценообразование) - стоимость товара зависит от объема покупки, товар группируется, покупатель не может продать свой продукт.
В реальной жизни ЦД второй степени чаще всего принимает форму ценового дисконта (т.е. скидок).
-скидки на объем поставок (чем больше объем заказа или поставки, тем больше скидка к цене);
-кумулятивные скидки (цена проездного единого билета на год, который предполагают ввести в московском метрополитене относительно ниже цены ежемесячного проездного);
-ЦД во времени (различные цены на утренние и вечерние сеансы в кино, различные наценки в ресторанах в дневное и вечернее время) и т.д.
ЦД третьей степени осуществляется на основе сегментации рынка и выделения некоторого количества групп покупателей (сегментов рынка), каждой из которых продавец назначает свои цены. Более бедные платят за более низкую цену, более богатые – более высокую.
Примерами подобной ценовой дискриминации могут служить:
-авиабилеты туристского и первого классов;
-спиртные напитки класса "люкс" и другие алкогольные продукты;
-скидки на билеты в музеи и кинотеатры для детей, военнослужащих, студентов, пенсионеров;
-плата за подписку на специализированные издания для организаций и индивидуальных подписчиков (для вторых она, как правило, ниже);
-гостиничные тарифы и плата за посещение музеев для иностранцев и резидентов (в России) и т.д.