Монополия (один продавец и много покупателей) - тип конкуренции, при которой функционирует единственный производитель продукта, нет товаров-заменителей, доступ на рынок другим фирмам закрыт, т.к. существуют экономические барьеры.
Теоретическая модель предполагает, что на рынке 1 продавец. Монополия может быть естественной и искусственной, также бывает случайной.
Монополия осуществляет контроль за ценами, цены устанавливаются из максимизации прибыли.
Монополия работает с дефицитом.
Монополия использует ценовую дискриминацию т.е. когда продукт продается по более чем одной цене, эти отличия не оправдываются различиями в издержках.
3 вида ценовой дискриминации:
1) Совершенная. Каждая единица товара продается по цене спроса. Монополист отнимает у производителя все излишки.
2) Дискриминация 2й степени. Цены зависят от количества продаваемого товара. Покупатель не может перепродать свой товар. Например, билеты на транспорт.
3) Ценовая дискриминация 3его типа. Цены устанавливаются в зависимости от платежеспособности потребителя. MC=MR
|
|
Способ контроля за ценами:
· Превращение в унитарное государство
· Владение контролем пакетных акций
· Создание организаций, которые контролируют, какие затраты включать в цены
· Гос- во санкционирует конкуренцию там, где она не может быть.
Признаки:
· В монополии не ценовой конкуренции
· У монополии полная информированность, все знают о ценах
· При монополии нет научно-технического прогресса
· Вход и выход заблокирован
· Коэффициент власти должен быть =1