При монополистической конкуренции с дифференциацией продукта на рынку продолжает оставаться большое количество продавцов и покупателей. Но возникает новое явление – дифференциация товара, т.е. наличие у продукта таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов (высокое качество продукта, красивая упаковка…)
Признаки:
· Малость и множественность (много предприятий небольших размеров, где распространена сфера услуг)
· Неоднородный товар
· Контроль за ценами
· Нужно устанавливать цены ниже уровня цены конкурентов, но выше цены себестоимости
· Ценовая дискриминация
· График спроса будет эластичен
· Коэф.Лернера = от 15-20%
Монополистическая конкуренция всегда работает с избытком мощности т.е. ресурсы и продукция остается. Мы информированы о ценах, но о качестве.
Характеристика олигополии
Олигополия –(несколько продавцов и много покупателей) тип рыночной конкуренции, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой неценовую конкуренцию.
- мало предприятий, но имеют большие размеры.
Олигополия бывает: кооперированной и некооперированной
Кооперированная т.е. объединились и договорились о ценах
Некооперированная т.е. автономная
Олигополия:
· Легальная (картель) предприятия объединились и договорились о ценах
· Нелегальная («тайный сговор») документально ничего не подтверждается, но фактически есть. Все фирмы осуществляют стратегическое поведение, контроль за ценами очень жестокий. График спроса ломанный.
Олигополисты могут создавать однородную и дифференцированную продукцию. Неценовая конкуренция присутствует в создании однородной продукции.