Развитие России в XIIв. После воцарения династии Романовых. Новые явления в экономике и политической сфере

Восстановление экономики после “смутного времени”.

Преодоление “великого московского разорения”, восстановительный процесс смуты занял примерно три десятилетия и завершился к середине столетия. Генеральная линия русской истории проходила по пути дальнейшего укрепления крепостнических порядков и сословного строя. К середине XVII в. разруха и разорение времен смуты были преодолены. А восстанавливать было что: в 14 уездах центра страны в 40-е годы распаханная земля составляла 42% ранее возделываемой, сократилось и число крестьянского населения, бежавшего от ужасов безвременья. Экономика восстанавливалась медленно в условиях сохранения традиционных форм ведения хозяйств, резкоконтинентального климата и низкого плодородия почв в Нечерноземье - наиболее развитой части страны. Ведущей отраслью оставалось сельское хозяйство. Хозяйство по прежнему имело натуральный характер. В этих условиях рост объемов производства достигался за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых земель: Черноземья Среднего Поволжья, Сибири. В XVII в. наблюдалось повсеместное перерастание ремесла в мелкотоварное производство. Простое товарное производство становится капиталистическим только тогда, когда оно получает широкое распространение и происходит превращение рабочей силы в товар. В России XVII в. такие явления имели эпизодический, временный характер. Появлявшиеся очаги вольнонаемного труда подавлялись крепостничеством и, как правило, вскоре прекращали свое существование. Высшим сословием в стране было боярство, в среду которого много потомков бывших великих и удельных князей. Дворяне составляли верхний слой государственных служащих людей по отечеству. Дворянство значительно усилило свои позиции в конце смуты и стало опорой царской власти. Этот феодальный слой включал в себя лиц, служивших при царском дворе, а также городовых, т.е. провинциальных дворян и детей боярских.

Мануфактуры.

В XVII столетии развитие мелкотоварного производства подготовило базу для появления мануфактур. Мануфактура - это крупное предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике. В XVII в. в России насчитывалось приблизительно 30 мануфактур. Первые казенные мануфактуры возникли еще в XVI в. (Пушкарский двор, Монетный двор), но обычно принято считать первой частновладельческой мануфактурой - Ницинский медеплавильный завод, на Урале, построенный в 1631 г. Поскольку в стране не было свободных рабочих рук, государство стало приписывать, а позднее (1721г.) разрешило покупать крестьян к заводам. Приписные крестьяне должны были свои подати государству отрабатывать на фабрике или заводе по определенным расценкам. Государство оказывало владельцам предприятий помощь землей, лесом, деньгами. Мануфактуры, основанные при поддержке государства, получили позднее название “посессионных” (от латинского слова “посессия” - владение).

Начало формирования всероссийского рынка. Ярмарки.

В XVII в. возросли роль и значение купечества в жизни страны. Большое значение приобрели постоянно собиравшиеся ярмарки, где купцы вели крупную по тем масштабам оптовую и розничную торговлю. Наряду с развитием внутренней торговли росла и внешняя. До середины века огромные выгоды из внешней торговли извлекали иностранные купцы, вывозившие из России лес, меха, пеньку, поташ и т.д. Достаточно сказать, что английский флот был построен из русского леса. Центром русской торговли с Западной Европой являлся Архангельск. Здесь имелись Английский и Голландский торговые дворы. Тесные связи устанавливались со странами Востока через Астрахань, где находились индийский и персидский торговые дворы.

Иностранные торговцы имели право вести оптовую торговлю только пограничных торговых центрах. В XVII в. значительно расширился обмен товарами между отдельными регионами страны, что говорило о начале складывания всероссийского рынка. Началось слияние отдельных земель в единую экономическую систему. Растущие экономические связи укрепили политическое единство страны.

Соборное уложение 1649 г.

“Боязни ради и междоусобий от всех черных людей”, как писал впоследствии патриарх Никон, был созван Земский собор. Его заседания проходили в 1648-1649 гг. и завершились принятием “Соборного уложения” царя Алексея Михайловича. Это был крупнейший Земский собор в истории России. В нем участвовали 340 человек, большинство которых (70%) принадлежности к дворянству и верхушке посада. “Соборное уложение” состояло из 25 глав и содержало около тысячи статей. Отпечатанное тиражом в 2000 экз., оно явилось первым русским законодательным памятником, изданным типографическим способом, и оставалось действующим вплоть до 1832 г. Оно было переведено почти на все европейские языки. В первых трех главах “Уложения” говорилось о преступлениях против церкви и царской власти. Любая критика церкви и богохульство карались сожжением н костре. “Соборное уложение” регламентировало несение различных служб, выкуп пленных, таможенную политику, положение различных категорий населения в государстве. “Соборное уложение” ограничивало рост церковного землевладения, что отражало тенденцию подчинения церкви государства. Важнейшим разделом “Соборного уложения” была глава XI “Суд о крестьянах”: водился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян, запрещались крестьянские переходы от одного владельца к другому. Это означало юридическое оформление системы крепостного права. Глава XIX “Соборного уложения” “О посадских людях” внесла изменения в жизнь города. Были ликвидированы “белые” слободы, их население включалось в посад.

Церковные реформы Никона.

Церковная реформа диктовалась необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства. Сын мордовского крестьянина Никон сделал стремительную карьеру. Приняв монашеский постриг на далеких Соловецких островах, Никон вскоре стал игуменом Кожеозерского монастыря (район Каргополя). Никона связывали знакомство и дружба с царем Алексеем Михайловичем, чей поддержкой он долго пользовался. Никон становится архимандритом московского Новоспасского монастыря - родовой усыпальницы Романовых. После короткого пребывания митрополитом Новгородским Никон в 1652 г. избирается московским патриархом. Стремясь превратить русскою церковь в центр мирового православия, властный патриарх Никон начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила.

Становление абсолютизм - определяющая тенденция развития политического строя России во 2-ой половине XVII в.

В 1-й половине XVII в. Россия оставалась сословно-представительной монархией, но во 2-й половине XVII в., в период правления Алексея Михайловича, стали возникать предпосылки перехода к абсолютизму. Царь часто единолично принимал многие решения. Боярская дума созывалась редко; Земские Соборы не созывались после 1653 г. Наметилось объединение некоторых приказов, возник приказ Тайных дел. Появились полки “нового строя”, что укрепило опору царской власти. Конфликт между царем и патриархом Никоном закончился пользу царя. В 1682 г. при царе Федоре Алексеевиче было отменено местничество (порядок распределения должностей по знатности и родовитости).

Раскол.

Реформы, проводившиеся в условиях массового народного недовольства, вызывали протест со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись, что перемены церкви подорвут ее авторитет в народе. Произошел раскол в русской церкви. Приверженцы старых порядков - старообрядцы - отказались признать реформу Никона и выступали за возврат к дореформенным порядкам. Внешние разногласия между Никоном и его противниками-старообрядцами, среди которых выделялся протопоп Аввакум, сводились к тому, по каким образцам - греческим или русским - унифицировать церковные книги. Спор между ними шел и о том, как следует креститься - двумя или тремя перстами, как совершать крестный ход - по ходу солнца или против солнца и т.д. Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, связывавших ухудшение своего положения с реформой церкви. Наиболее мощно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. В 1667 г. предатель через тайный лаз впустил царские войска в монастырь. Из 600 защитников крепости в живых осталось 50.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: