Антикоррупционное законодательство в Китае

Взяточники должны трепетать, если они наворовали лишь сколько

нужно для них самих. Когда же они награбили достаточно для

того, чтобы поделиться с другими, то им нечего более бояться.

Марк Туллий Цицерон

Китайская народная республика отличается чрезвычайно жестким антикоррупционным законодательством.

Первый юридический документ, регламентирующий уголовное наказание за коррупцию, был принят вскоре после образования КНР, в 1952 г. Положение о наказании за коррупцию содержало определение этого явления: «Присвоение, хищение, получение обманным путем, выманивание государственных ценностей, вымогательство ценностей других лиц, получение взятки и иные деяния в нарушение закона по извлечению выгоды в корыстных целях, прикрываясь общественными интересами, совершенные работниками любых государственных органов, предприятий, учебных заведений и относящихся к ним структур». [32]

1 июля 1979 г. был принят и 1 января 1980 г. вступил в силу новый Уголовный кодекс КНР. Согласно статье 155 УК, коррупция в отношении общественных ценностей, совершенная государственными работниками с использованием служебного положения, наказывалась лишением свободы на срок до пяти лет либо арестом; при крупном размере суммы, отягчающих обстоятельствах – лишением свободы на пять и более лет; при особо отягчающих обстоятельствах – пожизненным заключением либо смертной казнью. В качестве дополнительного наказания могли применяться конфискация имущества либо возмещение причиненного ущерба. Аналогичным образом карались совершившие такие же преступные деяния лица, выполнявшие служебные обязанности по поручению государственных органов, предприятий, непроизводственных структур, общественных организаций. В комментариях к тогдашнему УК и многочисленных научно-практических публикациях под коррупцией понималось «присвоение, хищение, получение обманным путем или незаконное овладение иными методами общественными ценностями государственными работниками, работниками коллективных хозяйственных организаций и другими работниками, распоряжающимися общественными ценностями, с использованием служебного положения» [33]

Начиная с 1980-х гг. в Китае велась усиленная антикоррупционная борьба, а вопрос коррупции являлся и сейчас является одним из самых острых. Ху Цзиньтао, Председатель КНР (2002–2012), заявляя о том, что «жизнь и смерть партии и государства зависит от наличия сильной политической воли для наказания и предотвращения явлений коррупции», является лишь продолжателем курса по уничтожению коррупции, теория которого была заложена еще Дэн Сяопином. [34]

В течение 1980-х гг. китайское антикоррупционное законодательство было резко ужесточено. Количество «расстрельных» статей в УК, связанных с коррупционными преступлениями, существенно возросло. Если раньше получение взятки государственным работником с использованием служебного положения наказывалось лишением свободы на срок до пяти лет либо арестом, а при причинении серьезного ущерба интересам государства или отдельных граждан – лишением свободы напять и более лет, то после ужесточения санкций тот же состав преступления карался пожизненным лишением свободы либо смертной казнью. Таким образом, законодатель приравнивал получение взятки должностным лицом к коррупции. [35]

При этом законодательство Китая предусматривает два вида смертных приговоров: с немедленным исполнением и с отсрочкой приведения в исполнение до двух лет. Если выносится приговор с отсрочкой исполнения, приговоренный к смертной казни может ее избежать, если в течение времени отсрочки будет примерно себя вести и не удостоится никаких нареканий. Но наказания он не избежит в любом случае: казнь будет просто заменена тюремным заключением. По мнению одного из директоров китайской программы в фонде «Карнеги за международный мир» Минь Синь Пэя, данный метод – лишь «символический жест», который может запугать часть чиновников, но, к сожалению, не затрагивает корней проблемы. Он считает, что антикоррупционные меры Китая носят довольно мягкий характер. [36]

14 марта 1997 г. был принят существенно переработанный и ныне действующий Уголовный кодекс КНР, который вступил в силу 1 октября 1997 г. Под коррупцией в УК 1997 г. понимается присвоение, хищение, получение обманным путем или незаконное овладение другими методами общественными ценностями государственными работниками с использованием служебного положения. Как коррупция рассматривается и присвоение, хищение, получение обманным путем или незаконное овладение другими методами государственными ценностями с использованием служебного положения работниками, которые распоряжаются, ведают государственной собственностью по поручению государственных органов, компаний, предприятий, непроизводственных структур, общественных организаций. В таком усеченном виде коррупция в китайском уголовном законодательстве все больше приобретает черты присвоения общественной собственности, т. е. активных действий, выражающихся в изъятии, обособлении вверенных виновному общественных товарно-материальных ценностей и обращении их в свою пользу либо в пользу других лиц путем установления над ними незаконного владения с использованием служебного положения. Другими словами, присвоение – это незаконное удержание чужого (общественного) имущества, полученного правомерным путем, с целью распоряжения им как своим собственным. В том случае, когда виновный (государственный работник) с использованием служебного положения похищает вверенное ему имущество для того, чтобы обратить в свою пользу, сначала обязательно происходит его обособление от остального имущественного фонда собственника, а затем перемещение похищенного в пространстве и приобщение к личному имуществу виновного. Преступник сначала изымает предмет посягательства, а затем уже обращает его в свою пользу. Определяющей особенностью присвоения как самостоятельной формы хищения является специфическое правовое отношение субъекта к похищаемому имуществу, которое не затрагивает экономической и юридической природы самого предмета посягательства, продолжающего оставаться в чужой (общественной) собственности. Особый характер этого отношения обусловлен тем, что имущество «вверено виновному». Подводя своеобразный итог развитию уголовного законодательства КНР, можно обнаружить, что налицо интенсивное выхолащивание смысловой нагрузки традиционного понятия «коррупция» в УК в 1990-е гг. [37]

Борьба с коррупцией в КНР ведется по разным направлениям. Наряду с уже существующими централизованными структурами по борьбе с коррупцией, таких как Центральная комиссия Коммунистической партии Китая по проверке дисциплины и Министерство контроля, в декабре 2007 г. руководство КНР создало Государственное Управление по предупреждению (противодействию) коррупции, главой которого назначили министра контроля. К функциям нового ведомства, подчиненного Госсовету КНР, относятся и выявления коррупционеров, и разработка целых комплексов антикоррупционных мер, и даже ведение собственных расследований.

Одним из видов борьбы с «казнокрадством» в Китае является ротация кадров во всех органах власти, которая способствует тому, что у чиновников нет возможности использовать уже сложившиеся служебные, родственные, дружеские и другие связи, способствующие незаконным действиям. Китай борется с коррупционерами, формируя у них моральные и нравственные принципы, а также повышая чувство долга и ответственности. Например, Ху Цзиньтао разработал «моральный кодекс» из восьми принципов поведения для граждан Китая, получивший название «Восемь добродетелей и восемь пороков». Вот некоторые из этих восьми принципов: «Будь отзывчивым, помогай каждому; не наживайся за счёт других», «Будь честным и порядочным; не поступайся принципами ради наживы», «Будь дисциплинированным и законопослушным; нет – хаосу и беззаконию», «Живи просто, трудись усердно; не валяйся в роскоши и наслаждениях».

На юге Китая в партийной школе, где проходят подготовку госслужащие, появились специальные занятия, названные «антикоррупционное тай-чи», которые помогают бороться с соблазнами взять взятку с помощью медитации, восточных единоборств и силовых упражнений. Задействована даже игровая технология под названием «Неподкупный борец», в которой пользователи уничтожают коррумпированных чиновников, и снят фильм «Роковое решение», просмотр которого является обязательным для всех государственных чиновников. В Пекине работает «горячая телефонная линия», по которой любой житель Поднебесной может анонимно сообщить о злоупотреблениях конкретного лица своим служебным положением.

По оценкам китайских экспертов, экономика КНР ежегодно теряет 13–17% ВВП, 20% государственных финансов попадает в руки нечестных чиновников. По данным дисциплинарной комиссии компартии Китая, на январь 2010 г. за границу сбежало более 4 тысяч партийных чиновников, которые прихватили с собой 7,1 млрд. долларов (50 млрд. юаней). Китай вышел на третье место в мире по сумме расходов на покупку предметов роскоши, потребителями которых являются партийные чиновники.

По итогам 2010 г., как сообщает «The Epoch Times» со ссылкой на издание «Фачжи Жибао», в Китае к высшей мере наказания и пожизненному заключению были приговорены 11 высших чиновников. Среди этих коррупционеров четверо были приговорены к пожизненному заключению, семеро – к смертной казни. Всего с 2000 г. в Китае были расстреляны за коррупцию около 10 тысяч чиновников, еще 120 тысяч получили по 10–20 лет заключения. В 2007 г. Центральная комиссия КПК по проверке дисциплины выпустила указ, который предусматривал «снисходительность» в отношении тех, которые добровольно сознаются в коррупции. Всего за один месяц 1790 человек пришли с повинной, вернув государству 10,2 млн. долларов. За последние 5 лет 140 660 государственных чиновников добровольно вернули государству взятки количеством 89,18 млн. долларов.

Правда, как сообщает французская газета «Мариан», жизнь осужденных на тюремное заключение в Китае не так уж «тяжела»: для коррупционеров построены специальные тюрьмы по европейским стандартам, внутри которых есть офисные помещения, банкетные залы и балконы, а вокруг располагаются спортивные площадки, теннисные корты, искусственные водоемы, сады и парки. Несмотря на то, что количество осужденных за взятки огромно, в обществе бытует мнение, что «большие мошенники выступают с докладами о борьбе с коррупцией, средние производят ревизии, а мелкие – попадают в тюрьму». [38]

Согласно рейтингу коррумпированности, опубликованному «Трансперенси Интернешнл», в 2012 г. Китай находится на 80 месте из 174 исследованных стран. [39]

Контрольные вопросы к разделу 2.2:

1. Охарактеризуйте особенности антикоррупционного законодательства США. За какие преступления предусмотрена ответственность по американскому законодательству? Каковы меры наказания?

2. Охарактеризуйте особенности антикоррупционного законодательства Великобритании.

3. В чем специфика закона США о коррупционной деятельности за рубежом (FCPA) и закона Великобритании о взяточничестве (UKBA)?

4. Как понимается коррупция в Уголовном законодательстве КНР?

5. Какие меры принимаются в КНР в целях борьбы с коррупций? Насколько они успешны? В чем, на ваш взгляд, причины ужесточения антикоррупционного законодательства в КНР?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: