Закон США о коррупционной деятельности за рубежом

Foreign Corrupt Practices Act 1977 г. (далее – FCPA) был принят с целью пресечения практики подкупа иностранных должностных лиц, а также восстановления общественного доверия к американской бизнес-системе.

Субъектами FCPA являются:

· компании и граждане США;

· иностранные компании, акции которых торгуются на биржах США;

· любые иные лица, действующие во время своего фактического пребывания на территории США.

FCPA запрещает совершать коррупционные платежи либо предлагать их совершить прямо или косвенно, деньгами или иными средствами, имеющими ценность, в пользу иностранного должностного лица в целях получения либо сохранения бизнеса. Кроме того, FCPA обязывает эмитентов, чьи ценные бумаги размещены на биржах США, вести учет и составлять отчетность с целью достоверного отражения деловых операций, а также поддерживать эффективную систему внутреннего контроля в компании.

Так, Положение об учете, отчетности и внутреннем контроле, содержащееся в FCPA, подлежит непосредственному применению российскими компаниями CTC Media (ее акции котируются на NASDAQ), Mobile TeleSystems (NYSE, NASDAQ), Mechel (NYSE), Vimpel Communications (NYSE, NASDAQ).

С целью минимизации рисков, связанных с применением FCPA, большинство компаний были вынуждены разработать и внедрить подробные комплаенс-программы, обеспечивающие соблюдение законодательных норм для предотвращения и выявления случаев ненадлежащих платежей.

В соответствии с FCPA иностранное должностное лицо – это любой руководитель или сотрудник как иностранного правительства (либо какого-либо его министерства, ведомства, органа), так и общественной международной организации, или любое лицо, действующее в рамках своих официальных полномочий для такого правительства (или от его имени) либо для такой общественной международной организации (или от ее имени).

В связи с тем, что подавляющее большинство производств по делам, регулируемым FCPA, прекращаются еще на досудебной стадии (например, посредством соглашения сторон об отсрочке уголовного преследования), существует достаточно ограниченное количество судебных прецедентов, по которым можно было бы судить о пределах трактования этого определения.

Большинство юристов-экспертов осуждают пристрастность подхода органов исполнительной власти США при применении FCPA, а также существующую тенденцию к расширению границ толкования его ключевых понятий. При этом не в полной мере определены границы понятия «иностранное должностное лицо», особенно в случаях, когда часть акций иностранной компании находится в собственности государства, в связи с чем такая компания может быть рассмотрена как государственная структура. Также вызывает замешательство определение размера денежной ценности, начиная с которого подарок может быть расценен как взятка.

FCPA не требует доказывания территориальной связи с США для применения его положений. Правонарушение, наказание за которое предусмотрено FCPA, может иметь место даже в тех случаях, когда неправомерная деятельность осуществляется за пределами США. Именно в этой связи материнские компании могут быть привлечены к ответственности и будут вынуждены уплатить колоссальные штрафы в качестве наказания за действия, совершенные представителями их дочерних компаний в любой точке мира.

За каждое совершенное правонарушение FCPA предусмотрены штрафы в размере до 2 миллионов долларов. Физическим лицам (т.е. менеджерам, директорам, акционерам, работникам, представителям) может грозить штраф в размере до 100 тысяч долларов, а также наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет.

На практике суммы выплат могут быть гораздо больше, т. к. фактически размер наложенного штрафа может достигать двукратного размера денежного выражения того преимущества, которое нарушитель желал получить, совершая коррупционные действия. Кроме того, компания может быть лишена права участвовать в государственных контрактах, а также получать лицензии на экспортную деятельность. Также Комиссия США по ценным бумагам и биржам может на время или навсегда лишить соответствующее лицо права осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг и взыскать ущерб, причиненный нарушением закона, в гражданско-правовом порядке.

В последнее время уполномоченные органы США при ведении расследования, связанного с нарушением FCPA, все чаще используют методы прослушивания, записи переговоров и осуществления проверочных закупок. Кроме того, определенные сферы бизнеса (нефтегазовый сектор, фармацевтика и медицинское оборудование, финансовые услуги, киноиндустрия Голливуда) регулярно подвергаются «отраслевой чистке».

Возможности для ведения расследований в рамках FCPA значительно расширились с принятием в 2010 г. Закона Додда-Франка о реформировании Уолл-стрит и защите потребителей (Dodd-Frank Wall Street Reform and Consumer Protection Act), т. к. возросла роль «осведомителей».

Лица, располагающие значимой информацией о нарушении требований FCPA, включая работников допустившей его компании, вправе получить вознаграждение или иные поощрения. Их размер варьируется между 10% и 30% от суммы штрафа, взысканного с виновника по всему миру в связи с совершенным правонарушением. Такие существенные финансовые стимулы для потенциальных осведомителей, скорее всего, приведут к заметному увеличению количества расследований, проводимых в рамках FCPA.

Уровень применения FCPA в США активно и стабильно растет. В Великобритании, Франции, Германии, Коста-Рике и на Тайване производства, возбужденные в рамках гражданско-правовых процедур и уголовного преследования, в связи с нарушением антикоррупционного законодательства США компанией Siemens, уже привели к взысканию значительных совокупных штрафов, реституции и конфискации доходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: