Заключение

Коррупция трактуется как мера нарушения существующих норм и правил поведения, мера внутренней неупорядоченности функционирования системы институтов. Как системное социальное явление коррупция есть производное деятельности социального субъекта – чиновников. Социологический подход к пониманию коррупции позволяет рассмотреть её как масштабную, интегрированную в управление, социально опасную систему.

Акторы коррупционного взаимодействия объединены особыми ценностями, интересами, взглядами на власть, на принадлежность государственных ресурсов. Но исторически коррупция не была следствием особых черт русского национального характера. Она порождалась внутренней политикой правительства, которое давало возможность «кормиться от дел». Коррупция в России не была отклонением от общепринятой нормы, она являлась неотъемлемой частью установившейся системы управления.

Антикоррупционная программа с социально-управленческой точки зрения может быть рассмотрена как система содержательных мер, механизмов, технологий их реализации, способов мотивации для ликвидации недостатков функционирования системы управления, способствующих развитию коррупции. Реализация антикоррупционной программы как системы мероприятий отличается собственной организацией в виде взаимодействия механизмов, обеспечивающих отношения координации и субординации образующих её компонентов.

Проблемы, без устранения которых эффективная реализации антикоррупционных программ будет затруднена:

– повышение уровня партнерских отношений институтов гражданского общества с государством; интенсивности и качества взаимодействия различных социальных акторов при разработке и реализации антикорруционных программ; степени включенности в социальные механизмы институтов гражданского общества (НКО, СМИ, профсоюзы и проч.) и отдельных граждан;

– повышение уровня активности оппозиционных партий с целью профилактики коррупции в системе управления;

– повышение уровня активности и институциализации механизмов, оппонирующих социальному механизму антикоррупционных программ;

– снижение влияния исторически сложившихся не правовых коррупционных практик;

– сохранение устойчивой политической воли для проведения системных антикоррупционных реформ в стране и в субъектах РФ;

– формирование и массовое распространение норм, правил, ценностей, не коррупционных практик, посредством которых обеспечивается эффективное функционирование системы противодействия коррупции;

– повышение транспарентности органов власти;

– совершенствование процедуры кадрового отбора в органы власти в направлении справедливого проведения конкурса среди кандидатов и предотвращения возникновения конфликта интересов. Следует первоначально уделять значительное внимание личностным характеристикам государственных и муниципальных служащих;

– повышение уровня общественного доверия к органам власти, к инициаторам и разработчикам антикоррупционных программ, к институтам, ведущим борьбу с коррупцией;

– снижение бюрократического саботажа;

– проведение мониторинга с комплексной оценкой уровня коррупции.

– повышение эффективности антикоррупционных программ зависит от устранения противоречий, связанных с личностью и культурой чиновников;

– противоречие между моральными, этическими нормами и традициями поведения российского чиновничества, «коррупционными» традициями решения вопросов граждан, обратившихся в органы власти;

– противоречие между базовыми фиксированными установками, привычкой чиновников и граждан, обратившихся в органы власти для решения вопросов, и социальными императивами должного;

– противоречие между желанием чиновников обогатиться и низким уровнем страха ответственности, низкой вероятностью разоблачения, отсутствием контроля со стороны институтов гражданского общества; отсутствием ситуации, при которой давать взятки нецелесообразно и невыгодно, а брать их чрезвычайно рискованно и неоправданно;

– противоречие между субъективным осознанием чиновниками своей руководящей роли и реальной объективной роли «слуг», оказывающих услуги населению;

– противоречие между должной и привычной трактовкой ценности законов. Пока власть чиновника рассматривается выше власти закона. Административно-бюрократическое пространство доминирует над правовым, по-своему трактуя его нормы и законы.

Факторы, способствующие реализации борьбы с коррупцией:

– антикоррупционный потенциал, включающий политическую волю руководителей, доминирующие интересы и мотивы, ресурсы, уровень доверия, состояние институтов, активность экспертного сообщества;

– антикоррупционная активность, включающая уровень реформаторской, инновационной, адаптационной активности акторов разного уровня, готовность к распространению антикоррупционных практик;

– социальное давление, детерминанты принятия управленческих решений, уровень коррупционной инициативы, «рейтинг волокиты» при принятии решений и оказании государственных услуг;

– социально-технологическая культура, проявляющаяся в правильной и четкой формулировке целей, задач, ресурсов;

– в правильном и рациональном распределении ресурсов и приложении усилий; в соблюдении законов, норм и требований, в выборе лучшего варианта последовательности реализуемых мер; в выборе наиболее подходящих методов и способов социального действия;

– в вовлечении широких общественных сил в процесс реализации антикоррупционных программ.

Факторы, сдерживающие реализацию антикоррупционных программ:

– исторические традиции, стереотипы;

– инертность общественных процессов;

– административно-бюрократическая среда;

– оппонирующие механизмы, дискреционные возможности чиновников;

– толерантность граждан к проявлениям коррупции.

Исследования показывают, что на региональном уровне оппонирующие социальные механизмы особенно устойчивы. Это связано с тем, что деятельность акторов среднего уровня протекает не столько в законодательном, сколько в административно-бюрократическом пространстве.

Реформаторская активность элит не подкрепляется социально-инновационным поведением среднего слоя, и, как следствие, антикоррупционные нормы и социальные практики не апробируются и не распространяются в обществе. В условиях низкого доверия органам власти имеет место достаточно низкий уровень адаптационной активности масс, которая в идеале должна бы привести к массовому воспроизводству антикоррупционных практик.


Источники:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: