Величина чистых активов рассчитывается по формуле 1 табл. 1.9.
Задача 8
На основании приведенных данных рассчитать стоимость чистых активов открытого акционерного общества и сделать выводы.
Нематериальные активы - 29 000 р.; кредиторская задолженность - 25 120 000 р.; запасы - 33 652 000 р.; краткосрочные обязательства по займам и кредитам - 11 646 000 р.; основные средства - 38 996 000 р.; прочие оборотные активы - 531 000 р.; денежные средства - 388 000 р.; прочие краткосрочные обязательства - 303 000 р.; долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения — 112 000 р.; дебиторская задолженность - 17 182 000 р.; сформированный уставный фонд - 20 000 евро; курс евро в день расчета - 3150 р.
Методические рекомендации
1. Величина активов рассчитывается по формуле 1 табл. 1.9.
2. Величина пассивов рассчитывается по формуле 1 табл. 1.9.
3. Величина чистых активов (формула 1 табл. 1.9.)
4. Рассчитывается величина уставного фонда в момент расчета
Задача 9
На основании приведенных данных рассчитать стоимость чистых активов ОДО и сделать выводы.
Сформированный уставный фонд - 2000 евро; курс евро в день расчета - 3150 р.; основные средства - 8 610 000 р.; кредиторская задолженность - 44 690 000 р.; запасы - 13 326 000 р.; налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям - 12 082 000 р.; дебиторская задолженность - 3 404 000 р.; денежные средства - 1 690 000 р.; краткосрочные обязательства по займам и кредитам - 17 368 000 р.
Методические рекомендации
1. Величина активов, принимаемых к расчету рассчитывается по формуле 1 табл. 1.9.
2. Величина пассивов рассчитывается по формуле 1 табл. 1.9.
3. Величина чистых активов рассчитывается по формуле 1 табл. 1.9.
Задача 10
Функционирование финансово-промышленной группы заключается в реализации пяти процессов, каждым из которых руководит отдельная команда. Результаты работы организаций, входящих в финансово-промышленную группу, представлены в таблице.
Показатель
| Номер организации
|
|
|
|
|
|
Затраты организации, млн. р.
|
|
|
|
|
|
Чистая прибыль организации, млн. р.
|
|
|
|
|
|
Определить, какая организация вносит наибольший вклад в успех финансово-промышленной группы.
Методические рекомендации
Расчет эффективности работы организаций, которые входят в финансово-промышленную группу, приведен в таблице.
Показатель
| Номер организации
|
|
|
|
|
|
1. Доля организации в затратах ФПГ (формула 2 табл. 1.9.)
|
|
|
|
|
|
2. Доля организации в прибыли ФПГ (формула 3 табл. 1.9.)
|
|
|
|
|
|
3. Коэффициент корпоративной эффективности организации (формула 4 табл. 1.9.)
|
|
|
|
|
|
Тема 1.2. Планирование деятельности организации
1.2.1. Сущность внутрифирменного планирования.
Задача планирования
является обеспечение успешного функционирования и развития предприятия. В этом заинтересованы все субъекты рыночной экономики. Это, прежде всего, акционеры или собственник имущества (увеличивается их капитал), работники предприятия (повышаются их доходы), государство (обеспечиваются поступления в бюджет), предприятия - поставщики материалов и комплектующих (развивается их бизнес), банки (своевременное погашение кредитов).
|
Рис. 1.16. Задача планирования
Планирование
представляет собой процесс разработки, обоснование, организацию выполнения и контроль за выполнением планов. Это непрерывный процесс определения целей и способов их достижения, а также оценки возможного влияния принимаемых решений на конечные результаты деятельности фирмы. Оно создает основу для четкой, слаженной работы всех структурных подразделений, позволяет выработать комплекс средств и методов, обеспечивающих разработку и внедрение рыночных методов хозяйствования.
|
Цель планирования
заключается в повышении производительности и эффективности работы посредством:
♦ целевой ориентации и координации всех событий на предприятии;
♦ выявление рисков и снижение их уровня;
♦ разукрупнение и упрощение процессов;
♦ повышение гибкости, приспособляемости к изменениям.
|
Все цели, способствующие успешному функционированию и развитию предприятия, можно сгруппировать по трем направлениям:
|
Материальные цели
это выпуск конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на рынке. Материальные цели достигаются посредством реализации стратегий.
|
Стоимостные (монетарные) цели
это ожидаемые в будущем финансовые результаты (чистая текущая стоимость, расчетная и балансовая прибыль, рентабельность собственного капитала, увеличение рыночной стоимости предприятия). Стоимостные цели могут характеризоваться абсолютными и относительными показателями (балансовая прибыль и рентабельность капитала). Стоимостные цели реализуются только через достижение материальных целей.
|
Социальные цели (гуманитарные цели)
обуславливают модель поведения по отношению к персоналу, лицам и общественным группам в подсистемах самого предприятия и по внешней среде. Они могут иметь денежное и не денежное выражение: уровень доходов персонала, интересная работа, культура мероприятия, имидж предприятия, защита окружающей среды. Социальные цели могут быть достигнуты через реализацию материальных и стоимостных.
|
Планирование на предприятии основывается на определенных принципах, которые определяют характер и содержание плановой деятельности на предприятии, обеспечивают единообразие требований, предъявляемых к разработке планов. Соблюдение принципов планирования создает предпосылки для успешного функционирования и развития предприятия.
|
Принципы планирования
в зависимости от принятой в государстве политики регулирования экономических процессов, принципы можно сгруппировать по двум направлениям:
|
Общие принципы планирования
применимы, как в планово-регулируемой, так и в рыночной экономике.
|
Частные принципы планирования
свойственны только одной из видов экономики.
|
Принцип непрерывности
предполагает сочетание и преемственность стратегических, тактических и текущих планов. В организационном отношении это означает непрерывность самого процесса планирования, а также их увязку по принципу прямой и обратной связи. Стратегический план служит основой для разработки тактического плана, на базе которого разрабатывается текущий план. Анализ выполнения текущего плана используется для корректировки стратегического плана.
|
Принцип единства
предполагает разработку общего или сводного плана развития предприятия. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях управления. Внутрипроизводственное планирование является по своему назначению основой соблюдения единства планов на уровне предприятия.
|
Принцип комплексности
означает охват планом всех сторон деятельности предприятия: целей, ресурсов, функциональных сфер деятельности, природопользование.
|
Рис. 1.17. Сущность планирования
Метод планирования
конкретный способ, технический прием, с помощью которого решается какая-либо проблема планирования, рассчитываются числовые значения показателей прогнозов, программ и планов.
|
Балансовый метод
представляет собой совокупность приемов, используемых для обеспечения увязки и согласования взаимозависимых показателей. Цель этих приемов - добиться баланса (равновесия) между показателями.
Балансы, используемые на уровне предприятия, позволяют судить о наличных производственных мощностях, их динамике в прогнозном периоде, степени использования, планировать производство продукции предприятия в маркетинговом мониторинге; получить четкое представление о ресурсах фонда времени работы оборудования и производственных мощностей и его использования в производстве, а также о фонде рабочего времени персонала, его структуры и направлениях экономии; подготовить плановый бюджет предприятия, решить другие, стоящие перед ним задачи. Система балансов охватывает все разделы программ и планов, при их составлении используются как балансовый метод, так и все другие методы планирования.
|
Нормативные методы
базируются на применении научно обоснованных прогрессивных норм и нормативов. Под нормой понимается регламентированная величина абсолютного расхода ресурсов на единицу продукции или на выполнение единицы работы. Норматив - это относительный показатель расхода какого-либо ресурса в расчете на другие единицы (кроме продукции или работы). Нормы и нормативы, используемые в планировании можно свести в следующие группы:
♦ затрат труда (нормы времени, нормы обслуживания, нормативы управляемости и др.) и заработной платы;
♦ расхода сырья, материалов, производственных запасов;
♦ использования производственных мощностей и оборудования;
♦ экономические, в том числе финансовые (нормативы текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и др.).
|
Аналитические методы или методы экономического анализа
чрезвычайно разнообразны, но общим для них является разложение причин экономического явления на отдельные факторы и нахождение степени влияния этих факторов на конечный результат.
|
Программно-целевой метод
предусматривает разработку комплексных программ, которые представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс производственных, научно- исследовательских и организационно - хозяйственных мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.
|
Методы экономико-математического моделирования или оптимального планирования
позволяют решать задачи отыскания минимальных или максимальных значений целевой функции. Основные положения экономико-математического моделирования состоят в определении методики выбора и задания критерия оптимальности, формализация модели функционирования объекта управления, построения ограничений, по ресурсам и заданиям, разработка алгоритма численного анализа модели, анализа фактического развития и совершенствования разработанных средств формирования решений при управлении производством.
|
Рис. 1.18. Методы планирования
1.2.2. Виды планов.
Планирование генеральных целей
|
Стратегическое планирование
|
Рис. 1.19. Виды планирования
Генеральное целевое планирование
включает разработку концепции предприятия. Генеральные цели предприятия формируются в виде директив общего характера. В качестве таких директив выступает глобальная цель предприятия - это прибыльность и достижение гарантированной ликвидности.
Для предприятия в социальной рыночной
экономике это означает, что стремление к
максимальному результату, выраженному
в конечном итоге в максимизации ценности
капитала предприятия, формулируется, как
высшая монетарная цель, которая может
достигаться только при достижении уста-
новленных по периодам целей производст-
ва, и сбыта конкурентоспособных продук-
тов и услуг с учетом социальных целей.
|
Сюда относится планирование важнейших материальных целей:
♦ областей деятельности, важнейших результатов, которых хотят достичь;
♦ планирование важнейших стоимостных целей: финансовых результатов и ликвидности;
♦ планирование важнейших социальных целей: определенного имиджа предприятия, социального положения, определенной модели поведения по отношению к персоналу, инвесторам, рыночным партнерам, государству.
|
Рис. 1.20. Планирование генеральных целей
Стратегическое планирование
осуществляется на долгосрочную перспективу и подразумевает формулирование целей, задач, масштабов и сферы деятельности предприятия на качественном уровне или в виде, весьма общих, количественных ориентиров. Стратегическое планирование- это, прежде всего планирование достижения целей.
Стратегическое планирование связано с планированием развития предприятия и инновационным планированием. Оно носит долгосрочный характер и характеризуется следующими признаками:
♦ основополагающие решения должны приниматься с учетом философии и политики предприятия;
♦ они имеют особое значение для развития материальной базы и (или) финансовых показателей предприятия;
♦ действуют в долгосрочной перспективе и принимаются относительно редко;
♦ требуют при принятии особой ответственности за предприятие в целом и учета всех взаимосвязей.
Отсутствие стратегического подхода в управлении предприятием часто является главной причиной поражения в рыночной борьбе.
|
В рамках стратегического планирования целевые установки могут упорядочиваться различными способами, однако, как минимум выделяется четыре типа целей:
♦ рыночные (какой сегмент рынка товаров и услуг планируется охватить, каковы приоритеты в основной производственно-коммерческой деятельности компании);
♦ производственные (какие структура производства и технология обеспечат выпуск продукции необходимого объема и качества);
♦ финансово-экономические (каковы основные источники финансирования и прогнозируемые финансовые результаты выбираемой стратегии);
♦ социальные (в какой мере деятельность компании обеспечит удовлетворение определенных социальных потребностей общества в целом или отдельных его слоев).
|
Стратегическое планирование включает в себя планирование программы и потенциала (планирование численности и структуры персонала, видов, объемов и структуры средств производства, организационной и территориальной структуры предприятия). Стратегическое планирование называют также планированием стратегий полей бизнеса, стратегий функциональных сфер деятельности и региональных стратегий.
|
Предметом стратегического планирования является планирование выражаемого потенциалом размера предприятия, определение целеориентированной структуры потенциала, так как размер предприятия ограничен возможностями внешнего финансирования, то планирование структуры капитала (соотношение собственного и заемного капитала) также относят к стратегическому планированию.
|
Структура стратегического плана:
Раздел 1. Содержание и целевые установки деятельности компании.
Излагаются предназначение и стратегическая цель деятельности компании, масштабы и сфера деятельности, тактические цели и задачи.
Раздел 2. Прогнозы и ориентиры.
Приводятся прогноз экономической ситуации на рынках капиталов, продукции и труда, намеченные перспективные ориентиры по основным показателям.
Раздел 3. Специализированные планы и прогнозы:
♦ Производство;
♦ Маркетинг;
♦ Финансы (финансовый план);
♦ Кадровая политика;
♦ Инновационная политика (научно-исследовательские и конструкторские разработки);
♦ Новая продукция и рынки сбыта.
|
Рис. 1.21. Стратегическое планирование
Тактическое планирование
осуществляется на среднесрочную перспективу (1-5 лет). В структурных подразделениях предприятия в рамках тактического планирования планируют не только цели и мероприятия, но и отдельные проекты по реализации стратегических целей. Тактическое планирование осуществляется в форме - бизнес - планов, которые представляют собой программу эффективного управления предприятием и проектами.
|
В практике предпринимательской деятельности существует необходимость иметь один планирующий документ, учитывающий в той или иной мере все основные планы. Таким документом является бизнес-план.
Бизнес-план не имеет жесткой структуры и может содержать от 5 до 18
разделов. Обязательными элементами плана должны быть:
1. Цели и задачи предпринимательской сделки.
2. Обобщенное резюме, основные параметры и показатели бизнес-плана.
3. Характеристики продуктов, товаров, услуг, предоставляемых предпринимателем потребителю.
4. Анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта, спроса, объемов продаж.
5. План (программа) действий и организационные меры. Программа предпринимательских действий обычно включает:
а) маркетинговые усилия (реклама, определение рынка сбыта, контакты с потребителем, учет его запросов);
б) осуществление производства продукции (в случае производственного предпринимательства);
в) закупку, хранение, транспортировку, реализацию товаров (в особенности применительно к коммерческому предпринимательству);
г) обслуживание покупателя в процессе продажи товара и после продажи.
6. Ресурсное обеспечение сделки.
7. Эффективность сделки.
|
Бизнес-план – это план развития бизнеса на предстоящий период, в котором сформулированы основные экономические параметры предприятия.
|
Особенности бизнес-плана:
♦ имеет вероятностный характер, различные варианты делового поведения предприятия.
♦ всегда имеет адресата (партнер, инвестор, руководство и т.д.), т.е. необходимо учитывать интересы того, кому он адресован.
|
Рис. 1.22. Тактическое планирование
Взаимосвязь стратегического и тактического планов
|
Анализ портфеля продукции
|
Привлекательность отрасли
|
Обязательства предприятия
|
Разработка системы бизнес- планов
|
Зависимость от внешней среды
|
Средства и методы реализации стратегии
|
Рис.1.23. Взаимосвязь стратегического и тактического планирования
|
Текущее планирование
осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) краткосрочных и оперативных планов для предприятия в целом и ее отдельных подразделений.
|
Оперативный план - это план действий, направленных на решение проблем, стоящих перед предприятием.
|
Годовой (текущий) план предприятия состоит из планирования функциональных сфер деятельности:
♦ план сбыта;
♦ план производства;
♦ план научно - технического развития, совершенствования производства и управления;
♦ план материально - технического снабжения;
♦ план персонала;
♦ финансовый план;
♦ социальное развитие коллектива;
♦ охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
|
Рис. 1.24. Текущее планирования
Таблица 1.10. Отличительные черты стратегического и текущего планирования
Отличительные
признаки
| Текущее планирование
| Стратегическое планирование
|
Разработчики плана
| Руководители функциональных подразделений и линейные руководители
| Руководители предприятия
|
Задача планирования
| Повышение эффективности предприятия
| Обеспечение успешного функционирования и развития предприятия
|
Горизонт планирования
| Краткосрочный период
| Долгосрочный период
|
Точность планирования
| Детальное планирование
| Укрупненное планирование
|
Диапазон планирования
| Ограниченный спектр альтернатив
| Широкий спектр альтернатив
|
Основа планирования
| Внутренние условия предприятия
| Изменение внешней среды
|
Оценка эффективности
| Прибыль и ликвидность
| Увеличение рентабельности собственного капитала
|
Оперативно-производственное планирование
является развернутым продолжением текущего планирования производства, формируя производственные программы и задания участкам и бригадам с учетом возможности и выполнения на каждом рабочем месте. Оно призвано обеспечить эффективное функционирование производственного процесса, способствовать достижению высоких конечных результатов.
|
Оперативно-производственное планирование осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям
|
Календарное планирование
включает:
♦ расчеты загрузки оборудования по цехам и по его видам;
♦ определение календарных нормативов движения процесса производства;
♦ разработку календарных графиков запуска и выпуска изделий;
♦ составление оперативных планов по бригадам, сменам, цехам и оперативную подготовку производства (обеспечение заготовками, инструментом, техдокументацией, комплектующими изделиями).
|
Диспетчирование
Задачи диспетчирования:
♦ оперативный учет выполнения установленного графика производства и сменно-суточных заданий, выявление, анализ и устранение причин отклонений от установленных графиков, принятие оперативных мер по предупреждению и устранению отклонений;
♦ координация текущей деятельности взаимосвязанных звеньев, снабжение рабочих мест заготовками, оснасткой, инструментом.
В условиях серийного производства основными объектами диспетчирования являются: уровень складских заделов, состояние комплектации по отдельным изделиям, сроки запуска и выпуска деталей, узлов, изделий, обеспечение рабочих мест заготовками и инструментом.
|
Оперативно-производственное планирование в зависимости от масштабов подразделений, для которых оно осуществляется, подразделяют
|
Внутрицеховое планирование
|
Критериями оценки эффективности ОПП:
♦ ритмичная работа коллектива и равномерный выпуск продукции;
♦ уровень использования средств производства и рабочей силы;
♦ минимальная длительность производственного цикла;
♦ минимальные запасы незавершенного производства.
|
Рис. 1.25. Оперативно-производственное планирование
Финансовое планирование
осуществляется в рамках генерального целевого, стратегического, тактического и текущего планирования.
Бюджеты имеют множество видов и форм: отдельные бюджеты, характеризующие промежуточные операции (закупка сырья, материалов, бюджет производства и т.п.), могут нести информацию только о доходах (бюджет продаж) или только о расходах, а укрупненные бюджеты (отчет о прибылях и убытках, бюджет денежных средств) показывают бюджет предприятия в целом, так называемого генерального бюджета (master budget), представляющего собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов.
Формируемые в рамках каждого блока количественные оценки используются не только по своему предназначению как плановые и контрольные ориентиры, но и как исходные данные для построения финансового бюджета.
|
Основным элементом финансового планирования является бюджетирование. Бюджет- это количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы за определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных целей. Данные бюджета планируют будущие финансовые операции, что позволяет использовать его для контроля и оценки эффективности деятельности предприятия.
|
Блок 1. Бюджет продаж. Цель данного блока - рассчитать прогноз объема продаж в целом. Исходя из стратегии развития компании, ее производственных мощностей и, главное, прогнозов в отношении емкости рынка сбыта определяется количество потенциально реализуемой продукции (в натуральных единицах). Прогнозные отпускные цены используются для оценки объема продаж в стоимостном выражении. Расчеты ведутся в разрезе основных видов продукции.
Блок 2. Бюджет производства. Цель данного блока - рассчитать прогноз объема производства исходя из результатов расчета предыдущего блока и целевого остатка произведенной, но не реализованной продукции (запасов продукции).
Блок 3. Бюджет прямых затрат сырья и материалов. На основе данных об объемах производства (предыдущий блок), нормативах затрат сырья на единицу производимой продукции, целевых запасах сырья на начало и конец периода и ценах на сырье и материалы определяются потребности в сырье и материалах, объемы закупок и общая величина расходов на приобретение. Данные формируются как в натуральных единицах, так и в денежном выражении.
Блок 4. Бюджет прямых затрат труда. Цель данного блока - рассчитать общие затраты на привлечение трудовых ресурсов, занятых непосредственно в производстве (в стоимостном выражении). Исходными данными блока являются результаты расчета объемов производства в блоке 2. Алгоритм расчета зависит от многих факторов, в том числе и систем нормирования труда и оплаты работников. В частности, если установлены нормативы в часах на производство той или иной продукции или ее компонента, а также тарифная ставка за час работы, можно рассчитать прямые затраты труда.
Блок 5. Бюджет переменных накладных расходов. Алгоритм расчета ведется по статьям накладных расходов (амортизация, электроэнергия, страховка, прочие общецеховые расходы и т.п.) в зависимости от принятого в компании базового показателя (объем производства, прямые затраты труда в часах и др.).
Блок 6. Бюджет запасов сырья, готовой продукции. Исходными данными для расчета служат: целевые остатки запасов готовой продукции в натуральных единицах, сырья и материалов (блоки 2 и 3), данные о ценах за единицу сырья и материалов, а также данные о себестоимости готовой продукции.
Блок 7. Бюджет управленческих и коммерческих расходов. Здесь исчисляется прогнозная оценка общезаводских (постоянных) накладных расходов. Постатейный состав расходов определяется различными факторами, в том числе и спецификой деятельности компании.
Блок 8. Бюджет себестоимости реализованной продукции. Расчет ведется на основании данных предыдущих блоков с использованием алгоритмов, определяемых принятой в компании методикой исчисления себестоимости.
|
Рис. 1.26. Финансовое планирование
Модель системы планирования
|
Планирование генеральных целей
|
Стратегическое планирование
|
Рис. 1.27. Взаимосвязь плановых комплексов
1.2.3. Бизнес-план: сущность, виды, структура.
Рис. 1.28. Классификация бизнес-планов
Наиболее общая цель бизнес-плана - прогноз хозяйственной деятельности предприятия-инициатора проекта на определенный период времени в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых финансовых ресурсов, в том числе в форме иностранного кредита. В связи с этим бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:
· определить конкретные направления деятельности предприятия, его целевые рынки;
· сформулировать, долговременные и краткосрочные цели компании, стратегию и тактику их достижения;
· выбрать состав и определить характеристики производимых товаров и услуг, проанализировать производственные и торговые издержки;
· определить перечень маркетинговых мероприятий фирмы;
· оценить материальные, кадровые и финансовые возможности предприятия, их соответствие поставленным целям.
Бизнес-план в общем виде состоит из следующих разделов:
· общие сведения (резюме);
· анализ текущей деятельности (разрабатывается для действующего предприятия);
· описание вида деятельности, продукции, их характеристика;
· оценка рынка сбыта;
· стратегия маркетинга;
· план мероприятий по усовершенствованию продукции с целью обеспечения ее конкурентоспособности;
· план производства;
· организационный план;
· оценка риска и страхование;
· финансовый план;
· оценка хозрасчетной экономической эффективности предприятия;
· информация о разработчиках бизнес-плана.
Таблица 1.11. Методика расчета основных показателей
Показатель
| Формула
| Условное обозначение
|
1. Объем производственной продукции (ОП)
| ОП = ∙ )
| – объем выпуска i -го изделия (в натуральных единицах);
- отпускная цена единицы i -го изделия, руб.
|
2. Реализованная продукция (РП)
| РП = ± ± ∆ ± ∆ ) или
РП = ∙
| - объем произведенной продукции, руб.;
∆ - изменение остатков готовой продукции i -го вида на складе, руб.;
∆ - изменение остатков готовой продукции i -го вида отгруженной, но неоплаченной потребителем, руб.;
- объем продаж i -й продукции.
|
3. Чистая продукция (ЧП)
| ЧП = РП – МЗ – АО
Или
ЧП = ЗП +
| РП – реализованная продукция (без косвенных налогов), руб.;
МЗ – материальные затраты на выпуск продукции, руб.;
АО – сумма амортизационных отчислений, руб.;
ЗП – заработная плата работников с отчислениями на социальные нужды, руб.;
– прибыль от реализации продукции, руб.
|
4. Условно чистая продукция (УЧП)
| УЧП = РП – МЗ или
УЧП = ЗП + + АО
| -//-
|
5. Календарный фонд времени работы агрегата ()
| = ∙ t
| - количество календарных дней в плановый период;
t – количество часов работы агрегата.
|
6. Номинальный (режимный) фонд времени работы агрегата ()
| = ( - ) ∙ t
| - количество нерабочих дней в плановый период.
|
7. Эффективный фонд времени работы оборудо-вания ()
| = ∙ (1 – ( + ): 100)
| - затраты времени на ремонт оборудования в процентах к режимному времени;
- затраты времени на наладку и переналадку оборудования в процентах к номинальному фонду.
|
8. Производствен-ная мощность агрегата ()
| = ∙
| - производительность агрегата в единицу времени, шт., кг и т.д./ч;
- годовой плановый фонд времени работы агрегата, ч.
|
9. Производственная мощность участка (цеха, предприятия) ()
| = ∙ ∙ n
или
= ∙ n
| n – количество агрегатов установленных на участке.
|
10. Входная мощность ()
| = ∙
| – количество агрегатов, установленных на участке (в цехе, на предприятии), на начало планового периода.
|
11. Выходная мощность ()
| = + -
| , - производственная мощность введенная и выбывшая в течении планового периода соответственно.
|
12. Среднегодовая производственная мощность ()
| = + ∙ (: 12) - ∙ (: 12)
| - производственная мощность на начало года;
- количество полных месяцев работы агрегатов после их ввода в эксплуатацию до конца года;
- количество полных месяцев простоя агрегатов после их выведения из эксплуатации до конца года
|
13. Коэффициент использования производственной мощности ()
| = :
| - объем выпущенной продукции по плану или фактически (в соответствующих натуральных единицах измерения).
|
14. Коэффициент ритмичности ()
| = :
| , - выпущенная продукция i -го вида по плану и фактически соответственно (в натуральном или стоимостном измерении) за определенный расчетный период (сутки, декада, месяц, квартал, год).
|
15. Трудоемкость произведенной программы ()
| = ∙
| - выпущенная продукция i -го вида по плану и фактически (в натуральном измерении);
– трудоемкость единицы изделия i -го вида, нормо-ч
|