1.2.1. Сущность внутрифирменного планирования. Методические рекомендации

Величина чистых активов рассчитывается по формуле 1 табл. 1.9.

Задача 8

На основании приведенных данных рассчитать стоимость чистых активов открытого акционерного общества и сделать выводы.

Нематериальные активы - 29 000 р.; кредиторская задолженность - 25 120 000 р.; запасы - 33 652 000 р.; краткосрочные обязательства по займам и кредитам - 11 646 000 р.; основные средства - 38 996 000 р.; прочие оборотные активы - 531 000 р.; денежные средства - 388 000 р.; прочие краткосрочные обязательства - 303 000 р.; долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения — 112 000 р.; дебиторская задолженность - 17 182 000 р.; сформированный уставный фонд - 20 000 евро; курс евро в день расчета - 3150 р.

Методические рекомендации

1. Величина активов рассчитывается по формуле 1 табл. 1.9.

2. Величина пассивов рассчитывается по формуле 1 табл. 1.9.

3. Величина чистых активов (формула 1 табл. 1.9.)

4. Рассчитывается величина уставного фонда в момент расчета

Задача 9

На основании приведенных данных рассчитать стоимость чистых активов ОДО и сделать выводы.

Сформированный уставный фонд - 2000 евро; курс евро в день расчета - 3150 р.; основные средства - 8 610 000 р.; кредиторская задолженность - 44 690 000 р.; запасы - 13 326 000 р.; налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям - 12 082 000 р.; дебиторская задолженность - 3 404 000 р.; денежные средства - 1 690 000 р.; краткосрочные обязательства по займам и кредитам - 17 368 000 р.

Методические рекомендации

1. Величина активов, принимаемых к расчету рассчитывается по формуле 1 табл. 1.9.

2. Величина пассивов рассчитывается по формуле 1 табл. 1.9.

3. Величина чистых активов рассчитывается по формуле 1 табл. 1.9.

Задача 10

Функционирование финансово-промышленной группы заключается в реализации пяти процессов, каждым из которых руководит отдельная команда. Результаты работы организаций, входящих в финансово-промышленную группу, представлены в таблице.

Показатель Номер организации
         
Затраты организации, млн. р.          
Чистая прибыль организации, млн. р.          

Определить, какая организация вносит наибольший вклад в успех финансово-промышленной группы.

Методические рекомендации

Расчет эффективности работы организаций, которые входят в финансово-промышленную группу, приведен в таблице.

Показатель Номер организации
         
1. Доля организации в затратах ФПГ (формула 2 табл. 1.9.)          
2. Доля организации в прибыли ФПГ (формула 3 табл. 1.9.)          
3. Коэффициент корпоративной эффективности организации (формула 4 табл. 1.9.)          

Тема 1.2. Планирование деятельности организации

1.2.1. Сущность внутрифирменного планирования.

Задача планирования является обеспечение успешного функционирования и развития предприятия. В этом заинтересованы все субъекты рыночной экономики. Это, прежде всего, акционеры или собственник имущества (увеличивается их капитал), работники предприятия (повышаются их доходы), государство (обеспечиваются поступления в бюджет), предприятия - поставщики материалов и комплектующих (развивается их бизнес), банки (своевременное погашение кредитов).  


Рис. 1.16. Задача планирования

Планирование представляет собой процесс разработки, обоснование, организацию выполнения и контроль за выполнением планов. Это непрерывный процесс определения целей и способов их достижения, а также оценки возможного влияния принимаемых решений на конечные результаты деятельности фирмы. Оно создает основу для четкой, слаженной работы всех структурных подразделений, позволяет выработать комплекс средств и методов, обеспечивающих разработку и внедрение рыночных методов хозяйствования.  
Цель планирования заключается в повышении производительности и эффективности работы посредством: ♦ целевой ориентации и координации всех событий на предприятии; ♦ выявление рисков и снижение их уровня; ♦ разукрупнение и упрощение процессов; ♦ повышение гибкости, приспособляемости к изменениям.  
Все цели, способствующие успешному функционированию и развитию предприятия, можно сгруппировать по трем направлениям:  
Материальные цели это выпуск конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на рынке. Материальные цели достигаются посредством реализации стратегий.  
Стоимостные (монетарные) цели это ожидаемые в будущем финансовые результаты (чистая текущая стоимость, расчетная и балансовая прибыль, рентабельность собственного капитала, увеличение рыночной стоимости предприятия). Стоимостные цели могут характеризоваться абсолютными и относительными показателями (балансовая прибыль и рентабельность капитала). Стоимостные цели реализуются только через достижение материальных целей.  
Социальные цели (гуманитарные цели) обуславливают модель поведения по отношению к персоналу, лицам и общественным группам в подсистемах самого предприятия и по внешней среде. Они могут иметь денежное и не денежное выражение: уровень доходов персонала, интересная работа, культура мероприятия, имидж предприятия, защита окружающей среды. Социальные цели могут быть достигнуты через реализацию материальных и стоимостных.  
Планирование на предприятии основывается на определенных принципах, которые определяют характер и содержание плановой деятельности на предприятии, обеспечивают единообразие требований, предъявляемых к разработке планов. Соблюдение принципов планирования создает предпосылки для успешного функционирования и развития предприятия.  
Принципы планирования в зависимости от принятой в государстве политики регулирования экономических процессов, принципы можно сгруппировать по двум направлениям:  
Общие принципы планирования применимы, как в планово-регулируемой, так и в рыночной экономике.
Частные принципы планирования свойственны только одной из видов экономики.  
Принцип непрерывности предполагает сочетание и преемственность стратегических, тактических и текущих планов. В организационном отношении это означает непрерывность самого процесса планирования, а также их увязку по принципу прямой и обратной связи. Стратегический план служит основой для разработки тактического плана, на базе которого разрабатывается текущий план. Анализ выполнения текущего плана используется для корректировки стратегического плана.  
Принцип единства предполагает разработку общего или сводного плана развития предприятия. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях управления. Внутрипроизводственное планирование является по своему назначению основой соблюдения единства планов на уровне предприятия.  
Принцип комплексности означает охват планом всех сторон деятельности предприятия: целей, ресурсов, функциональных сфер деятельности, природопользование.  

Рис. 1.17. Сущность планирования

Метод планирования конкретный способ, технический прием, с помощью которого решается какая-либо проблема планирования, рассчитываются числовые значения показателей прогнозов, программ и планов.  
Балансовый метод представляет собой совокупность приемов, используемых для обеспечения увязки и согласования взаимозависимых показателей. Цель этих приемов - добиться баланса (равновесия) между показателями. Балансы, используемые на уровне предприятия, позволяют судить о наличных производственных мощностях, их динамике в прогнозном периоде, степени использования, планировать производство продукции предприятия в маркетинговом мониторинге; получить четкое представление о ресурсах фонда времени работы оборудования и производственных мощностей и его использования в производстве, а также о фонде рабочего времени персонала, его структуры и направлениях экономии; подготовить плановый бюджет предприятия, решить другие, стоящие перед ним задачи. Система балансов охватывает все разделы программ и планов, при их составлении используются как балансовый метод, так и все другие методы планирования.  
Нормативные методы базируются на применении научно обоснованных прогрессивных норм и нормативов. Под нормой понимается регламентированная величина абсолютного расхода ресурсов на единицу продукции или на выполнение единицы работы. Норматив - это относительный показатель расхода какого-либо ресурса в расчете на другие единицы (кроме продукции или работы). Нормы и нормативы, используемые в планировании можно свести в следующие группы: ♦ затрат труда (нормы времени, нормы обслуживания, нормативы управляемости и др.) и заработной платы; ♦ расхода сырья, материалов, производственных запасов; ♦ использования производственных мощностей и оборудования; ♦ экономические, в том числе финансовые (нормативы текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и др.).  
Аналитические методы или методы экономического анализа чрезвычайно разнообразны, но общим для них является разложение причин экономического явления на отдельные факторы и нахождение степени влияния этих факторов на конечный результат.  
Программно-целевой метод предусматривает разработку комплексных программ, которые представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс производственных, научно- исследовательских и организационно - хозяйственных мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.  
Методы экономико-математического моделирования или оптимального планирования позволяют решать задачи отыскания минимальных или максимальных значений целевой функции. Основные положения экономико-математического моделирования состоят в определении методики выбора и задания критерия оптимальности, формализация модели функционирования объекта управления, построения ограничений, по ресурсам и заданиям, разработка алгоритма численного анализа модели, анализа фактического развития и совершенствования разработанных средств формирования решений при управлении производством.  

Рис. 1.18. Методы планирования

1.2.2. Виды планов.

Виды планирования  
Планирование генеральных целей  
Стратегическое планирование
Тактическое планирование
Текущее планирование  

Рис. 1.19. Виды планирования

Генеральное целевое планирование включает разработку концепции предприятия. Генеральные цели предприятия формируются в виде директив общего характера. В качестве таких директив выступает глобальная цель предприятия - это прибыльность и достижение гарантированной ликвидности. Для предприятия в социальной рыночной экономике это означает, что стремление к максимальному результату, выраженному в конечном итоге в максимизации ценности капитала предприятия, формулируется, как высшая монетарная цель, которая может достигаться только при достижении уста- новленных по периодам целей производст- ва, и сбыта конкурентоспособных продук- тов и услуг с учетом социальных целей.  
Сюда относится планирование важнейших материальных целей: ♦ областей деятельности, важнейших результатов, которых хотят достичь; ♦ планирование важнейших стоимостных целей: финансовых результатов и ликвидности; ♦ планирование важнейших социальных целей: определенного имиджа предприятия, социального положения, определенной модели поведения по отношению к персоналу, инвесторам, рыночным партнерам, государству.  

Рис. 1.20. Планирование генеральных целей

Стратегическое планирование осуществляется на долгосрочную перспективу и подразумевает формулирование целей, задач, масштабов и сферы деятельности предприятия на качественном уровне или в виде, весьма общих, количественных ориентиров. Стратегическое планирование- это, прежде всего планирование достижения целей.   Стратегическое планирование связано с планированием развития предприятия и инновационным планированием. Оно носит долгосрочный характер и характеризуется следующими признаками: ♦ основополагающие решения должны приниматься с учетом философии и политики предприятия; ♦ они имеют особое значение для развития материальной базы и (или) финансовых показателей предприятия; ♦ действуют в долгосрочной перспективе и принимаются относительно редко; ♦ требуют при принятии особой ответственности за предприятие в целом и учета всех взаимосвязей.     Отсутствие стратегического подхода в управлении предприятием часто является главной причиной поражения в рыночной борьбе.
В рамках стратегического планирования целевые установки могут упорядочиваться различными способами, однако, как минимум выделяется четыре типа целей: ♦ рыночные (какой сегмент рынка товаров и услуг планируется охватить, каковы приоритеты в основной производственно-коммерческой деятельности компании); ♦ производственные (какие структура производства и технология обеспечат выпуск продукции необходимого объема и качества); ♦ финансово-экономические (каковы основные источники финансирования и прогнозируемые финансовые результаты выбираемой стратегии); ♦ социальные (в какой мере деятельность компании обеспечит удовлетворение определенных социальных потребностей общества в целом или отдельных его слоев).  
Стратегическое планирование включает в себя планирование программы и потенциала (планирование численности и структуры персонала, видов, объемов и структуры средств производства, организационной и территориальной структуры предприятия). Стратегическое планирование называют также планированием стратегий полей бизнеса, стратегий функциональных сфер деятельности и региональных стратегий.  
Предметом стратегического планирования является планирование выражаемого потенциалом размера предприятия, определение целеориентированной структуры потенциала, так как размер предприятия ограничен возможностями внешнего финансирования, то планирование структуры капитала (соотношение собственного и заемного капитала) также относят к стратегическому планированию.  
Структура стратегического плана: Раздел 1. Содержание и целевые установки деятельности компании. Излагаются предназначение и стратегическая цель деятельности компании, масштабы и сфера деятельности, тактические цели и задачи. Раздел 2. Прогнозы и ориентиры. Приводятся прогноз экономической ситуации на рынках капиталов, продукции и труда, намеченные перспективные ориентиры по основным показателям. Раздел 3. Специализированные планы и прогнозы: ♦ Производство; ♦ Маркетинг; ♦ Финансы (финансовый план); ♦ Кадровая политика; ♦ Инновационная политика (научно-исследовательские и конструкторские разработки); ♦ Новая продукция и рынки сбыта.  

Рис. 1.21. Стратегическое планирование

Тактическое планирование осуществляется на среднесрочную перспективу (1-5 лет). В структурных подразделениях предприятия в рамках тактического планирования планируют не только цели и мероприятия, но и отдельные проекты по реализации стратегических целей. Тактическое планирование осуществляется в форме - бизнес - планов, которые представляют собой программу эффективного управления предприятием и проектами.  
В практике предпринимательской деятельности существует необходимость иметь один планирующий документ, учитывающий в той или иной мере все основные планы. Таким документом является бизнес-план. Бизнес-план не имеет жесткой структуры и может содержать от 5 до 18 разделов. Обязательными элементами плана должны быть: 1. Цели и задачи предпринимательской сделки. 2. Обобщенное резюме, основные параметры и показатели бизнес-плана. 3. Характеристики продуктов, товаров, услуг, предоставляемых предпринимателем потребителю. 4. Анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта, спроса, объемов продаж. 5. План (программа) действий и организационные меры. Программа предпринимательских действий обычно включает: а) маркетинговые усилия (реклама, определение рынка сбыта, контакты с потребителем, учет его запросов); б) осуществление производства продукции (в случае производственного предпринимательства); в) закупку, хранение, транспортировку, реализацию товаров (в особенности применительно к коммерческому предпринимательству); г) обслуживание покупателя в процессе продажи товара и после продажи. 6. Ресурсное обеспечение сделки. 7. Эффективность сделки.      
Бизнес-план – это план развития бизнеса на предстоящий период, в котором сформулированы основные экономические параметры предприятия.  
Особенности бизнес-плана: ♦ имеет вероятностный характер, различные варианты делового поведения предприятия. ♦ всегда имеет адресата (партнер, инвестор, руководство и т.д.), т.е. необходимо учитывать интересы того, кому он адресован.  

Рис. 1.22. Тактическое планирование

Взаимосвязь стратегического и тактического планов
Оценка текущей стратегии
Анализ портфеля продукции
Выбор стратегии
Оценка стратегии
Внутренние факторы
Привлекательность отрасли
Конкурентная позиция
Типовые стратегии
Ресурсы
Обязательства предприятия
Фактор времени
Соответствие среде
Соответствие потенциалу
Мотивация
Оценка текущей стратегии
Разработка системы бизнес- планов
Внешние факторы
Возможности и угрозы
Потенциал предприятия
Преимущества предприятия
Цели предприятия
Позиция руководства
Зависимость от внешней среды
Приемлемость риска
Средства и методы реализации стратегии
Рис.1.23. Взаимосвязь стратегического и тактического планирования

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) краткосрочных и оперативных планов для предприятия в целом и ее отдельных подразделений.  
Оперативный план - это план действий, направленных на решение проблем, стоящих перед предприятием.  
Годовой (текущий) план предприятия состоит из планирования функциональных сфер деятельности: ♦ план сбыта; ♦ план производства; ♦ план научно - технического развития, совершенствования производства и управления; ♦ план материально - технического снабжения; ♦ план персонала; ♦ финансовый план; ♦ социальное развитие коллектива; ♦ охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.  

Рис. 1.24. Текущее планирования

Таблица 1.10. Отличительные черты стратегического и текущего планирования

Отличительные признаки Текущее планирование Стратегическое планирование
Разработчики плана Руководители функциональных подразделений и линейные руководители Руководители предприятия
Задача планирования Повышение эффективности предприятия Обеспечение успешного функционирования и развития предприятия
Горизонт планирования Краткосрочный период Долгосрочный период
Точность планирования Детальное планирование Укрупненное планирование
Диапазон планирования Ограниченный спектр альтернатив Широкий спектр альтернатив
Основа планирования Внутренние условия предприятия Изменение внешней среды
Оценка эффективности Прибыль и ликвидность Увеличение рентабельности собственного капитала

Оперативно-производственное планирование является развернутым продолжением текущего планирования производства, формируя производственные программы и задания участкам и бригадам с учетом возможности и выполнения на каждом рабочем месте. Оно призвано обеспечить эффективное функционирование производственного процесса, способствовать достижению высоких конечных результатов.  
Оперативно-производственное планирование осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям
Календарное планирование включает: ♦ расчеты загрузки оборудования по цехам и по его видам; ♦ определение календарных нормативов движения процесса производства; ♦ разработку календарных графиков запуска и выпуска изделий; ♦ составление оперативных планов по бригадам, сменам, цехам и оперативную подготовку производства (обеспечение заготовками, инструментом, техдокументацией, комплектующими изделиями).  
Диспетчирование Задачи диспетчирования: ♦ оперативный учет выполнения установленного графика производства и сменно-суточных заданий, выявление, анализ и устранение причин отклонений от установленных графиков, принятие оперативных мер по предупреждению и устранению отклонений; ♦ координация текущей деятельности взаимосвязанных звеньев, снабжение рабочих мест заготовками, оснасткой, инструментом. В условиях серийного производства основными объектами диспетчирования являются: уровень складских заделов, состояние комплектации по отдельным изделиям, сроки запуска и выпуска деталей, узлов, изделий, обеспечение рабочих мест заготовками и инструментом.  
Оперативно-производственное планирование в зависимости от масштабов подразделений, для которых оно осуществляется, подразделяют
Межцеховое планирование
Внутрицеховое планирование  
Критериями оценки эффективности ОПП: ♦ ритмичная работа коллектива и равномерный выпуск продукции; ♦ уровень использования средств производства и рабочей силы; ♦ минимальная длительность производственного цикла; ♦ минимальные запасы незавершенного производства.  

Рис. 1.25. Оперативно-производственное планирование

Финансовое планирование осуществляется в рамках генерального целевого, стратегического, тактического и текущего планирования.   Бюджеты имеют множество видов и форм: отдельные бюджеты, характеризующие промежуточные операции (закупка сырья, материалов, бюджет производства и т.п.), могут нести информацию только о доходах (бюджет продаж) или только о расходах, а укрупненные бюджеты (отчет о прибылях и убытках, бюджет денежных средств) показывают бюджет предприятия в целом, так называемого генерального бюджета (master budget), представляющего собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов.   Формируемые в рамках каждого блока количественные оценки используются не только по своему предназначению как плановые и контрольные ориентиры, но и как исходные данные для построения финансового бюджета.    
Основным элементом финансового планирования является бюджетирование. Бюджет- это количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы за определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных целей. Данные бюджета планируют будущие финансовые операции, что позволяет использовать его для контроля и оценки эффективности деятельности предприятия.  
Блок 1. Бюджет продаж. Цель данного блока - рассчитать прогноз объема продаж в целом. Исходя из стратегии развития компании, ее производственных мощностей и, главное, прогнозов в отношении емкости рынка сбыта определяется количество потенциально реализуемой продукции (в натуральных единицах). Прогнозные отпускные цены используются для оценки объема продаж в стоимостном выражении. Расчеты ведутся в разрезе основных видов продукции. Блок 2. Бюджет производства. Цель данного блока - рассчитать прогноз объема производства исходя из результатов расчета предыдущего блока и целевого остатка произведенной, но не реализованной продукции (запасов продукции). Блок 3. Бюджет прямых затрат сырья и материалов. На основе данных об объемах производства (предыдущий блок), нормативах затрат сырья на единицу производимой продукции, целевых запасах сырья на начало и конец периода и ценах на сырье и материалы определяются потребности в сырье и материалах, объемы закупок и общая величина расходов на приобретение. Данные формируются как в натуральных единицах, так и в денежном выражении. Блок 4. Бюджет прямых затрат труда. Цель данного блока - рассчитать общие затраты на привлечение трудовых ресурсов, занятых непосредственно в производстве (в стоимостном выражении). Исходными данными блока являются результаты расчета объемов производства в блоке 2. Алгоритм расчета зависит от многих факторов, в том числе и систем нормирования труда и оплаты работников. В частности, если установлены нормативы в часах на производство той или иной продукции или ее компонента, а также тарифная ставка за час работы, можно рассчитать прямые затраты труда. Блок 5. Бюджет переменных накладных расходов. Алгоритм расчета ведется по статьям накладных расходов (амортизация, электроэнергия, страховка, прочие общецеховые расходы и т.п.) в зависимости от принятого в компании базового показателя (объем производства, прямые затраты труда в часах и др.). Блок 6. Бюджет запасов сырья, готовой продукции. Исходными данными для расчета служат: целевые остатки запасов готовой продукции в натуральных единицах, сырья и материалов (блоки 2 и 3), данные о ценах за единицу сырья и материалов, а также данные о себестоимости готовой продукции. Блок 7. Бюджет управленческих и коммерческих расходов. Здесь исчисляется прогнозная оценка общезаводских (постоянных) накладных расходов. Постатейный состав расходов определяется различными факторами, в том числе и спецификой деятельности компании. Блок 8. Бюджет себестоимости реализованной продукции. Расчет ведется на основании данных предыдущих блоков с использованием алгоритмов, определяемых принятой в компании методикой исчисления себестоимости.  

Рис. 1.26. Финансовое планирование

      При заданном потенциале  
Модель системы планирования  
Философия предприятия  
Политика предприятия  
Планирование генеральных целей  
Стратегическое планирование  
Планирование программы  
Планирование потенциала  
Тактическое планирование
Текущее планирование  
Планирование программы  
Планирование мероприятий  
Финансовое планирование  

Рис. 1.27. Взаимосвязь плановых комплексов

1.2.3. Бизнес-план: сущность, виды, структура.

Бизнес-план
Предприятия
Инвестиционных проектов
Нового
Действующего
Новых технологий
Новых видов продукции
Финансового оздоровления
Развития

Рис. 1.28. Классификация бизнес-планов

Наиболее общая цель бизнес-плана - прогноз хозяйственной деятельности предприятия-инициатора проекта на определенный период времени в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых финансовых ресурсов, в том числе в форме иностранного кредита. В связи с этим бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:

· определить конкретные направления деятельности предприятия, его целевые рынки;

· сформулировать, долговременные и краткосрочные цели компании, стратегию и тактику их достижения;

· выбрать состав и определить характеристики производимых товаров и услуг, проанализировать производственные и торговые издержки;

· определить перечень маркетинговых мероприятий фирмы;

· оценить материальные, кадровые и финансовые возможности предприятия, их соответствие поставленным целям.

Бизнес-план в общем виде состоит из следующих разделов:

· общие сведения (резюме);

· анализ текущей деятельности (разрабатывается для действующего предприятия);

· описание вида деятельности, продукции, их характеристика;

· оценка рынка сбыта;

· стратегия маркетинга;

· план мероприятий по усовершенствованию продукции с целью обеспечения ее конкурентоспособности;

· план производства;

· организационный план;

· оценка риска и страхование;

· финансовый план;

· оценка хозрасчетной экономической эффективности предприятия;

· информация о разработчиках бизнес-плана.

Таблица 1.11. Методика расчета основных показателей

Показатель Формула Условное обозначение
1. Объем производственной продукции (ОП) ОП = ) – объем выпуска i -го изделия (в натуральных единицах); - отпускная цена единицы i -го изделия, руб.
2. Реализованная продукция (РП) РП = ± ± ∆ ± ∆ ) или РП = - объем произведенной продукции, руб.; ∆ - изменение остатков готовой продукции i -го вида на складе, руб.; ∆ - изменение остатков готовой продукции i -го вида отгруженной, но неоплаченной потребителем, руб.; - объем продаж i -й продукции.
3. Чистая продукция (ЧП) ЧП = РП – МЗ – АО Или ЧП = ЗП + РП – реализованная продукция (без косвенных налогов), руб.; МЗ – материальные затраты на выпуск продукции, руб.; АО – сумма амортизационных отчислений, руб.; ЗП – заработная плата работников с отчислениями на социальные нужды, руб.; – прибыль от реализации продукции, руб.
4. Условно чистая продукция (УЧП) УЧП = РП – МЗ или УЧП = ЗП + + АО -//-
5. Календарный фонд времени работы агрегата () = t - количество календарных дней в плановый период; t – количество часов работы агрегата.
6. Номинальный (режимный) фонд времени работы агрегата () = ( - ) ∙ t - количество нерабочих дней в плановый период.
7. Эффективный фонд времени работы оборудо-вания () = ∙ (1 – ( + ): 100) - затраты времени на ремонт оборудования в процентах к режимному времени; - затраты времени на наладку и переналадку оборудования в процентах к номинальному фонду.
8. Производствен-ная мощность агрегата () = - производительность агрегата в единицу времени, шт., кг и т.д./ч; - годовой плановый фонд времени работы агрегата, ч.
9. Производственная мощность участка (цеха, предприятия) () = n или = n   n – количество агрегатов установленных на участке.
10. Входная мощность () = – количество агрегатов, установленных на участке (в цехе, на предприятии), на начало планового периода.
11. Выходная мощность () = + - , - производственная мощность введенная и выбывшая в течении планового периода соответственно.
12. Среднегодовая производственная мощность () = + ∙ (: 12) - ∙ (: 12) - производственная мощность на начало года; - количество полных месяцев работы агрегатов после их ввода в эксплуатацию до конца года; - количество полных месяцев простоя агрегатов после их выведения из эксплуатации до конца года
13. Коэффициент использования производственной мощности () = : - объем выпущенной продукции по плану или фактически (в соответствующих натуральных единицах измерения).  
14. Коэффициент ритмичности () = : , - выпущенная продукция i -го вида по плану и фактически соответственно (в натуральном или стоимостном измерении) за определенный расчетный период (сутки, декада, месяц, квартал, год).
15. Трудоемкость произведенной программы () = - выпущенная продукция i -го вида по плану и фактически (в натуральном измерении); – трудоемкость единицы изделия i -го вида, нормо-ч

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: