Вначале рассчитываем вторую прямозубую пару, как более нагруженную и в основном определяющую габариты редуктора.
3.1 Определение межосевого расстоянияи других параметров
(25)
где u – передаточное отношение второй ступени, u = 1,58;
– приведенный модуль упругости; = 210 ГПа;
– коэффициент ширины колеса относительно межосевого расстояния; принимается по рекомендации таблицы 4.6, = 0,3.
Т 1– крутящий момент на ведомом валу; Т 1 = 156,95 Н∙м.
– коэффициент концентрации нагрузки; определяется по графику (рисунок 4.9) [1] в зависимости от коэффициента ширины шестерни
.
По графику рисунка 4.9 [1] находим
В результате получаем:
мм.
Округляя по ряду Rа 40, принимаем а 2=160 мм.
Находим bw – ширину колеса второй ступени:
; (26)
мм.
По таблице 4.7 [1] принимаем и находим модуль по формуле:
; (27)
мм.
По таблице 4.8 [1] назначаем модуль m = 2мм.
Суммарное число зубьев:
; (28)
Число зубьев шестерни:
; (29)
Примем z 1 =62.
Число зубьев колеса:
z 2 = – z 1; (30)
z 2= 160 – 62 =98.
Фактическое передаточное число:
|
|
= ; (31)
.
Делительные диаметры шестерни и колеса определяются по формулам:
d 1 = z 1 m; (32)
d 1= 62·2 = 124 мм.
d 2 = z 2 m; (33)
d 2 = 98·2 = 196 мм.
3.2 Выполнение проверочного расчета на усталость по контактным напряжениям
, (34)
где – коэффициент расчетной нагрузки; определяется по формуле:
(35)
где – коэффициент динамической нагрузки; определяется по таблице 4.10 [1].
Определим окружную скорость:
; (36)
.
По таблице 4.11 [1] назначаем восьмую степень точности. По таблице 4.10 [1] =1.04.
Определим по формуле 35.
.
По формуле (34), учитывая, что , находим:
<500
Определим погрешность Δ:
Т.к. значения расходятся более чем на 4%, то мы их сближаем путем изменения ширины колеса по условию, которое следует из формулы:
(37)
Принимаем ширину колеса bw = 23мм. Сделаем пересчет:
<500
Расхождение не более 4%.
3.3 Выполнение проверочного расчета по напряжениям изгиба
(38)
где – коэффициент формы зуба;
– коэффициент расчетной нагрузки.
По графику (рисунок 4.10 [1]) при х = 0 находим для шестерни =3,73; для колеса = 3,75.
Расчет выполняем по тому из колес пары, у которого меньше отношение
В нашем случае
.
По графику (рисунок 4.9 [1]) =1,08. По таблице 4.10 [1] = 1,12.
При этом .
Далее определяем:
, (39)
где – делительный диаметр шестерни ( =34,14 мм);
.
По формуле (38):
.
3.4 Выполнение проверочного расчета на заданную перегрузку
Выполняем проверочный расчет на заданную перегрузку по формулам:
; (40)
.
. (41)
.
Условия прочности соблюдаются.