Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову

Авторы этих классификаций объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:

1. по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;

2. по назначению:

· общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);

· тесты профессиональной пригодности;

· тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);

· тесты достижений;

3. по материалу, которым оперирует испытуемый:

· бланковые;

· предметные (кубики Кооса, "сложение фигур" из набора Векслера);

· аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);

4. по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;

5. по форме ответа: устные и письменные;

6. по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;

7. по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);

8. По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);

9. по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;

10. по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;

11. по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.

2. Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В. Столину

Авторы объединяют методы психодиагностики в группы по разным основаниям:

1. по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема:

· объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания);

· стандартизованные самоотчеты:

· тесты-опросники, открытые опросники

· шкальные техники (семантический дифференциал Ч.Осгуда), субъективная классификация

· индивидуально-ориентированные техники (идеографические) типа ролевых репертуарных решеток

· проективные техники

· диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);

2. по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики: объективные и диалогические. Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедурупроведения, обработки и интерпретации результата, вторые – большой степенью вовлеченности. Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик, самой диагностической процедурой. Ниже приведена шкала, на которой располагается весь континуум психодиагностических методов от полюса объективных до полюса диалогических.

ОБЪЕКТИВНЫЕ ДИАЛОГИЧЕСКИЕ
тесты опросники шкальные техники беседы интервью диагностические игры патопсихологический эксперимент некоторые проективные методики

Структура интеллекта:

Согласно Р. Кеттеллу — структуру интеллекта описываетфакторно-аналитическая теория, в коей выделяется два вида интеллекта:

1) текучий -который существенно зависит от наследственности и фигурирует в задачах, гдетребуется приспособление к новым ситуациям;

2) кристаллизованный <cristallized> — в косм отражен прошлый опыт. Кроме общих факторов интеллекта,в этом подходе выделяются отдельные факторы, обусловленные работой отдельных анализаторов, как,например, фактор визуализации; а также факторы-операции, кои соответствуют специальным факторам Ч.Спирмена. Как показали его исследования, с возрастом, особенно после 40-50 лет, происходит снижениепоказателей интеллекта текучего, но не кристаллизованного.

Согласно Р. Стернбергу — структуру интеллекта описывает классификация, в коей выделяется три видаинтеллекта:

1) интеллект вербальный — характерный запасом слов, эрудицией, умением понимать прочитанное;

2) способность решать проблемы;

3) интеллект практический — как умение добиваться поставленных целей.

Согласно Ч. Спирмену — структуру интеллекта описывает факторно-аналитическая теория генеральногофактора, в коей интеллект рассматривается как некая умственная энергия. Ее уровень определяетуспешность решения заданий тестовых любого характера. Соответственно этой теории генеральныйфактор интеллекта имеет наибольший вес при выполнении задач на абстрактные отношения, анаименьший — при выполнении задач сенсорных. Кроме генерального фактора, существуют:

1) групповые факторы интеллекта, к коим можно отнести механическую, лингвистическую иматематическую компетентность;

2) специальные факторы, что делают вклад лишь в отдельные тесты интеллекта.

Интелле́кт (от лат. intellectus — ощущение, восприятие, разумение, понимание, понятие, рассудок) — качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Онтогенез — постепенные, протекающие этапами от зачатия до смерти количественные и качественные морфологические и функциональные изменения организма индивида. Онтогенез по существу этого понятия должен включать не только прогрессивные, но и регрессивные, инволюционные изменения.

Критические периоды онтогенеза. В процессе индивидуального развития имеются критические периоды, когда повышена чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды. Это обусловливает повышенный риск возникновения любых заболеваний, в том числе психических, и способствуют утяжелению их течения. Критические периоды представляют собой короткие отрезки времени, характеризующиеся бурными изменениями функционирования организма, общей и психической реактивности. Наиболее опасными периодами являются:

1) время развития половых клеток — овогенез и сперматогенез;

2) момент слияния половых клеток — оплодотворение;

3) имплантация зародыша (4—8-е сутки эмбриогенеза);

4) формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3—8-я неделя развития);

5) стадия усиленного роста головного мозга (15—20-я неделя);

6) формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20—24-я неделя пренатального периода);

7) момент рождения ребенка и период новорожденности — переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация;

8) период раннего и первого детства (2 года — 7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: