Стоимостные характеристики информационной деятельности
Цели занятия:
- Дидактическая: познакомить студентов с понятиями информатизация, информационная экономика, эффективность. Формировать представление об основных целях информатизации и об основных показателях экономической эффективности.
- Воспитательная: привитие навыков самостоятельности в работе, воспитание аккуратности, дисциплинированности.
- Развивающая: развитие внимания, памяти учащихся, развитие умения сопоставлять полученную информацию.
Тип занятия: лекция, беседа, практическая работа.
Оборудование: кабинет информатики и ИКТ
Формы работы: коллективная, индивидуальная.
Продолжительность занятия: 45 мин.
Ход урока:
Деятельность преподавателя | Деятельность студента |
1. Организационный момент | Характеризуется внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку |
2. Проверка домашнего задания | Опрос по предыдущим темам: Основные этапы информационного развития общества. |
3. Изучение нового материала. Развитие информационных технологий во второй половине XX века привело к появлению такого понятия как информатизация. | (записать в тетрадь). Информатизация – это широкое внедрение современных информационных технологий в профессиональной деятельности специалистов различного профиля в учебную, научно-исследовательскую, управленческую, административную деятельность, в быт и досуг человека. |
Как вы думаете, какова цель информатизации? - повышение оперативности и актуальности информации; - повышение качества информации за счет сокращения ошибок; - снижение времени на подготовку документов; - повышение качества обслуживания клиента; - повышение качества труда за счет сокращения рутинных операций; - повышение квалификации сотрудника при внедрении новых технологий. | В увеличении производительности труда (студенты приводят примеры для каждого пункта): |
Что относят к средствам информатизации? | (записать в тетрадь) Информационная экономика – сектор экономики, включающий в себя производство средств информатизации, а также информационных продуктов и услуг и информационный рынок. Устройства ввода/вывода информации, устройства обработки информации, устройства передачи и приема информации, многофункциональные устройства, устройства хранения информации |
Что такое информационный продукт? | результат деятельности человека, представленный на материальном носителе |
Что такое информационная услуга? | получение и предоставление в распоряжение пользователя информационного продукта |
Представьте, что руководитель решил увеличить производительность труда на своем предприятии за счет внедрения в него информационных технологий. Как вы думаете, потребует ли это капитальных вложений? | Да, т.к. необходимо будет приобрести компьютерную технику, программное обеспечение и д.р. |
Внедрению информационных технологий должно предшествовать экономическое обоснование. Как вы думаете зачем? | Чтобы рассчитать целесообразно (выгодно) ли будет внедрение информационных технологий |
Иными словами, должна быть рассчитана эффективность применения информационных технологий. | (записать в тетрадь). Под эффективностью автоматизированного преобразования информации понимают целесообразность применения средств вычислительной техники при формировании, передаче и обработке данных. |
Различают расчетную и фактическую эффективность. Как вы думаете, в чем разница между расчетной и фактической эффективностью? | Расчетная эффективность определяется до внедрения информационных технологий еще на стадии только проектирования, а фактическая рассчитывается по результатам внедрения информационных в результате сокращения численности персонала, уменьшение расхода основных и вспомогательных материалов в следствии автоматизации конкретных видов информационных работ. |
Экономический эффект от внедрения вычислительной и организационной техники подразделяют на: - прямой: экономия материально-трудовых ресурсов и денежных средств. За счет чего можно сэкономить? - косвенный: проявляется в конечных результатах деятельности организаций. Приведите примеры. | |
Экономическую эффективность определяют с помощью трудовых и стоимостных показателей.При расчетах используют метод сопоставления базисного и отчетного периодов.Какой период принимают за базисный, а какой за отчетный? | сокращение сроков составления документации, повышение культуры и производительности труда. |
Чтобы рассчитать экономическую эффективность используют абсолютные и относительные показатели.Например, на ручную обработку документов следует затратить 100 чел./час. (T0), а при использовании информационных технологий - 10 чел./час. (T1). | базисный – до внедрения информационных технологий, отчетный – после внедрения информационных технологий |
Чему будет равен абсолютный показатель экономической эффективности в нашем примере? Относительный индекс производительности труда? | (записать в тетрадь). Абсолютный показатель экономической эффективности TЭК составляет TЭК = T0 – T1 |
Что означает относительный индекс? | 100 – 10 = 90 чел./час. |
Используя индекс производительности труда JПТ, можно определить относительный показатель экономии трудовых затрат. На нашем примере при использовании информационной технологии, сколько процентов составит экономия? | JПТ = 10/100=0,10 Что для обработки документов при автоматизации требуется по сравнению с ручной обработкой только 10 % времени |
Вместе с трудовыми показателями, рассчитываются и стоимостные показатели, т.е. определяются затраты (в денежном выражении) на обработку информации при базисном (C0) и отчетном (C1) вариантах. Чему равен абсолютный показатель стоимости и индекс стоимости затрат? | 90 % |
Срок окупаемости затрат TОК устанавливается по формуле: | Абсолютный показатель стоимости CЭК определяется соотношением: CЭК = C1 - C0. Индекс стоимости затрат рассчитывается по формуле JСТ.ЗАТ = C1 / C0. (записать в тетрадь) ОК = КN / CЭК где КN - затраты на создание проекта |