Учитывая сложность проблем, которые переживает современная семья, постоянную изменчивость её структуры и характеристик, сейчас необходимо перейти от единичных диагностических процедур к осуществлению социально-педагогического мониторинга семьи.
Социально-педагогический мониторинг семьи – это научно-обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе решений.
Сущность социально-педагогического мониторинга: в комплексном использовании всех источников информации о процессах и событиях семейной жизни:
- предоставленная самими членами семьи;
- непосредственное и опосредованное наблюдение;
- в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, биографическим методом, психолого-диагностические методики).
Основные принципы мониторинга:
- достоверность, полнота, системность информации;
- оперативность получения информации;
- сопоставимость получаемых данных;
|
|
- сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Далее социальный педагог должен систематизировать данные, составить карту семьи:
1) Список всех членов семьи с указанием имён, даты рождения (смерти).
2) Краткая характеристика членов семьи.
3) Наиболее важные семейные события.
4) Анализ того, чем держится семья (сплочённость, разделённость членов, внутрисемейные правила и нормы, эмоциональный климат).
5) Описание и анализ жилищных условий; соседства, местная демография, экономическая, экологическая ситуация.
6) Сведения о социальном статусе семьи, национальные, религиозные принадлежности, образовании, социокультурном уровне.
7) Анализ проблем и потребностей семьи.
8) Оценка и заключение: почему семья нуждается в социальной помощи, какой именно.
Карта семьи может обновляться. Все сведения о семье могут быть отражены в «Паспорте» семьи, где вся оперативная (дополнительная) информация накапливается в приложениях.
Методы диагностики и мониторинга: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование – традиционны.
Основные назначения социально-педагогического мониторинга: составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных семьям, с которыми работает социальный педагог.
Документація соціального патронажу сім’ї: (за ПП та СР, №10, 2008, С.15-31)
1. Соціальна карта сімї
2. Індивідуальна карта робота з учнем
3. Акт обстеження матеріально-побутових умов проживання
4. Соціальний паспорт школи, класу.