Форма (вид) индивидуальной психокоррекции выбирается в следующих случаях: когда проблемы клиента индивидуального, а не межличностного характера; когда клиент категорически отказывается работать в группе или по каким-либо причинам его работа в группе невозможна; когда применяются достаточно сильные методы психологического воздействия и клиента необходимо постоянно держать под наблюдением и контролем; когда у клиента выявлена сильная тревожность; когда выявлена сильная заторможенность; при неуверенности в себе; при необоснованных страхах; при проблемах недостаточного осознания самого себя; при утрате смысла и цели жизни.
Иногда бывает и так, что, по характеру проблемы, клиенту требуется групповая работа, но он категорически отказывается работать в группе. Тогда, в качестве первого шага на пути психологической реабилитации можно использовать индивидуальную работу. Затем постепенно, по мере его личностной готовности, надо подводить клиента к осознанию необходимости включения в групповую работу.
Индивидуальная психокоррекция наиболее эффективно помогает тем людям, у которых есть действительные психологические или поведенческие проблемы. Наличие таких реальных проблем может осознать сам клиент или установить профессиональный психолог. Подчас человеку кажется, что у него есть проблемы, хотя на самом деле их нет. Зачастую, напротив, человеку кажется, что проблемы нет, а на самом деле она существует.
Психокоррекция мало чем может помочь людям, у которых психологические или поведенческие отклонения вызваны серьёзными заболеваниями органического (соматического) характера. Таким людям необходима помощь клинических психотерапевтов и/или психиатров.
Запросы клиентов.
Всё богатство и разнообразие запросов клиентов может быть сведено к четырём основным стратегиям их отношения к жизненной ситуации, к социальным обстоятельствам их жизнедеятельности.
Основные параметры запросов клиентов (клиенты могут хотеть):
1. изменить свою социальную ситуацию (пользуясь теормином Л.С. Выготского – социальную ситуацию развития личности);
2. изменить себя так, чтобы адаптироваться к ситуации;
3. выйти из ситуации (стратегия ухода, избегания, обусловленная выраженной мотивацией на избегание неудач в деятельности и в общении);
4. найти новые способы жить в имеющейся ситуации (стратегия приспособления, обусловленная миролюбием как личностным качеством человека).
Итоговые задачи психокоррекционной работы с любым человеком состоят в достижении позитивных изменений в трёх основных сферах личности и деятельности: когнитивной сферой, эмоциональной сферой и сферой поведения (обусловленной, в свою очередь, мотивацией человека).