III. Поведенческая сфера (сфера социальной деятельности)

В результате проведённой психокоррекционной работы клиент может и должен научиться изменять свои неадекватные паттерны поведения (поведенческие реакции), и при успешном результате психокоррекции клиент должен овладеть новыми формами поведения и взаимодействия с окружающими. В данном контексте психологом производится психокоррекция мотивационной сферы клиента, прежде всего – коррекция иерахии его социальных мотивов, что напрямую влияет на эффективность коммуникации клиента с другими людьми и на успешность его профессионализации.

Основные стадии индивидуальной психологической коррекции: 1) заключение контракта между клиентом и психогом; 2) исследование проблем клиента; 3) поиск способов решения проблем клиента; 4) формирование психологом коррекционной программы в контакте с клиентом; 5) реализация программы коррекции; 6) оценка эффективности проведённой работы.

Заключение контракта между клиентом и психологом, дающим согласие оказывать психокоррекционное воздействие. [2] Решение клиента заключить психокоррекционный контракт должно быть осознанным, поэтому психолог обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации об основных целях психокоррекции; о своей профессиональной квалификации; об оплате за психокоррекционные мероприятия; о приблизительной продолжительности психокоррекции; о целесообразности проведения психокоррекционных мероприятий; о риске временного ухудшения состояния клиента в процессе психокоррекции; о границах конфиденциальности.

На данном этапе необходимо предоставить клиенту исчерпывающую информацию об условиях психокоррекционной работы. Необходимо согласовать с ним возможность аудио- и видеозаписи психокоррекционной работы. Психолог, обеспечивая конфиденциальность, должен ознакомить клиента с обстоятельствами, при которых профессиональная тайна не соблюдается (может быть не соблюдена): 1. повышенный риск для здоровья и жизни клиента (например, высокий риск суицида) или других людей (т.н. социальная опасность клиента); 2. преступные действия клиента (насилие, развращение, инцест и др.), совершаемые над несовершеннолетними; 3. необходимость госпитализации клиента, осущестляемой медицинскими органами в связи с резким ухудшением его физического состояния (например, обострение онкологического заболевания); 4. участие клиента или других лиц в распространении наркотиков, оружия, измене Родине и подобного рода тяжких преступных деяниях.

Таким образом, если во время индивидуальной работы выясняется, например, что клиент представляет для кого-то серьезную физическую угрозу, то психолог обязан принять меры для защиты потенциальной жертвы, проинформировать об опасности её саму, её близких, правоохранительные органы, а также этически необходимо сообщить клиенту об этих действиях.

Исследование проблем клиента. На этой стадии психолог устанавливает личностный контакт с клиентом и достигает обоюдного доверия в общении с ним. Для эффективной коррекционной работы необходима положительная установка и подстройка к личности другого человека (клиента), ориентированность на его проблемы и большая заинтересованность в их решении (по К. Роджерсу). Согласно гуманистическим традициям, положительная установка по отношению к другому человеку может быть создана благодаря безоценочному отношению к человеку и безусловному принятию личности другого, а также в силу способности быть самим собой в процессе межличностного взаимодействия. Одним из важнейших условий эффективной работы психолога является хороший коммуникативный контакт с клиентом. Гарантия такого контакта – профессиональное владение психологом как вербальными «техническими» средствами, так и важнейшими невербальными параметрами: интонация голоса, контакт глаз, умение выдерживать паузы и т.д. и т.п.

На установление продуктивного контакта с клиентом оказывает влияние позиция, занимаемая психологом. Позиция психолога – это ролевые стратегии, принимаемые психологом и реализуемые им во взаимоотношениях с клиентом. Ведущими здесь выступают авторитарность – партнёрство в выборе целей и задач коррекции; директивность – недирективность в их методической реализации, являющаяся, одновременно, мерой активности психолога и мерой разделения психологом и клиентом ответственности за итоговые результаты психологической коррекции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: