Выделяют три позиции психолога по отношению к клиенту

I. Позиция «сверху» («свысока») по сути, заключается в том, что психолог как спасатель «протягивает руку помощи» тем, кто в ней нуждается. Эта позиция подразумевает авторитарное отношение к клиенту как к объекту профессиональной манипуляции, сопровождается пространственным дистанцированием и подкрепляется имиджем всезнающего мудрого «гуру». Психолог оценивает действия клиента как хорошие или плохие, как правильные или неправильные, т.е. решает психологическую задачу клиента жёсткими этическими или социальными средствами.

II. Позиция «на равных» предполагает снятие дистанции. Взаимодействие «на равных» является наиболее оптимальным вариантом в индивидуальной психокоррекции. В таких случаях психолог выступает как равноправный партнёр, 50/50 разделяющий с клиентом итоговые результаты психокоррекции, помогающий личности расширить её альтернативы, создающий на материале предмета взаимодействия (т.е. того, с чем происходит психологическая работа) условия для принятия человеком ответственного, осмысленного решения об изменении своего поведения, своих отношений и т.д.

Партнёрский подход базируется на видении клиента в качестве равноправного субъекта при пространственном расположении лицом к лицу. В случае равенства позиции с психологом клиент чувствует себя полноправным партнёром и поэтому активно и продуктивно работает наравне с психологом. У него нет оснований скрывать или искажать какую-либо информацию о себе, поскольку психолог открыт, не оценивает и не судит собеседника.

III. Позиция «снизу» позволяет психологу повысить самооценку клиента, апеллировать к его значимости. Плюсом позиции «снизу» является так называемое «следование за клиентом», что наибольшим образом соотвестсвует экзистенциально-гуманистической психотерапии (следование за клиентом, абсолютное принятие клиента). Однако взаимодействие с позиции «снизу» может дать клиенту возможность манипулировать психологом.

Наряду с описанным выше, отметим, что нейтральная позиция «зеркала» соответствует психодинамическим подходам.

Подчеркнём, что осознание психологом своей позиции во взаимодействии с клиентом важно как показатель возможных изменений во внутреннем мире клиента. Умение психолога рефлексировать над содержанием позиций во взаимодействии даёт ему материал для фиксации содержательной динамики процесса взаимодействия с клиентом. Показателем профессионализма психолога является его способность сознательно и пластично занимать различные позиции, исходя из интересов клиента и требований используемых методов.

Поиск способов решения проблем клиента. На данном этапе со стороны клиента нужна экзистенциальная активность и принятие на себя ответственности за выбираемые решения. Психолог же старается как можно более точно рассмотреть проблемы клиента, выделяя как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Необходимо вести уточнение проблем до тех пор, пока клиент и психолог не достигнут одинакового понимания.

Генеральную задачу уточнения проблемы можно считать реализованной только в том случае, когда в сознании не только психолога, но и клиента выявлены: 1) переживания клиента, длительно существующие и/или периодически возникающие в связи с логикой развития его социальных отношений, «толкающие» его на то, чтобы добиваться достижения своих целей и потребностей; 2) неадекватные средства, избираемые клиентом для реализации этих целей, приводящие к сложностям во взаимоотношениях; 3) негативные реакции других людей, часто усугубляющие проблему клиента.

Точное определение и осознание проблем позволяет понять их причины, а иногда даже указывает способы их разрешения. Психолог побуждает клиента называть и рассматривать возможные альтернативы решения проблем, помогает выдвигать дополнительные альтернативы, ни в коем случае не навязывая собственных решений. Необходимо искать такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.

Формирование психологом коррекционной программы в контакте с клиентом. Цель психолога на данном этапе состоит в том, чтобы помочь клиенту сформулировать как можно большее число вариантов поведения, затем внимательно проанализировать их вместе с клиентом, выбрать наиболее подходящие для данного человека в его ситуации и помочь в овладении этими поведенческими навыками.

Психолог использует полученную ранее психодиагностическую информацию для сопоставления её с общими теоретическими данными о закономерностях возрастного и индивидуального развития клиента и составляет программу коррекционной работы с конкретным человеком.

Кроме общепсихологических оснований, психолог, занимающийся коррекцией, должен решить для себя вопрос о мере психологического воздействия на другого человека. Нередко психолог имеет дело с совершенно нормальным здоровым человеком, который просто ставит перед собой цели развития собственной личности. В связи с этим возникает вопрос: кто отвечает за результаты коррекции? Ответ таков: психолог отвечает за обоснованность программы коррекции, а за её осуществление на равных отвечают психолог и клиент как пользователь программы.

В любом случае клиенту предоставляется возможность получить новый рефлексивный позитивный опыт. Чем глубже клиент осознаёт свои самоизменения, тем благоприятнее для него окажется впоследствии коррекционное воздействие и, следовательно, тем выше будет его эффективность.

Реализация намеченной программы психологической коррекции в соответствии с заключённым контрактом. Здесь важно то, что психологическая коррекция, в подавляющем большинстве случаев, осуществляется с преимущественной ориентацией на собственные психологические резервы клиента.

На этой стадии уточняется план реализации психокоррекционного решения и осуществляется последовательное его выполнение. Психолог помогает клиенту организовывать его деятельность с учётом социальных обстоятельств, затрат времени, эмоциональных затрат, а также с учётом возможных неудач в достижении цели. Необходимо постараться внушить клиенту, что частичные неудачи – это возможный промежуточный результат и ему следует продолжать реализовывать намеченную коррекционную программу, связывая все действия с конечной целью. [3]

Оценка эффективности проведённой работы. В процессе коррекционной работы у клиента происходят личностные изменения, которые могут в той или иной мере повлиять на его личность и жизнедеятельность в целом. На этой стадии клиент вместе с психологом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: