Возрастной и социальный состав группы психокоррекции

Групповая психокоррекция применяется в самых разных возрастных группах: от дошкольных (арттерапия, сказкотерапия, песочная терапия и пр.) до старческих (психологическое сопровождение очень пожилых людей, арттерапия в её некорых видах и пр.).

По мнению многих специалистов, участие в коррекционной группе лиц в возрасте после 60 лет не даёт существенных результатов для них самих и других членов группы. Структура личности к этому возрастному периоду полностью стабилизируется и, даже, стагнируется, и её изменение будет требовать от субъекта весьма значительных усилий, на что человек не всегда согласен и способен. С другой стороны, групповая психокоррекция детей раннего возраста (1-3 года) и детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет), как правило, слабоэффективна, так очень трудно психологу организовать работу в группе и профессионально проводить её из-за малого возраста детей. При этом очень важно ещё и то, что встречаются малые дети с серьёзными психологическими нарушениями, с которыми, в подавляющем большинстве случаев, показана индивидуальная работа.

Помимо этого, есть проблемы, например, коммуникативные затруднения, которые показаны к разрешению именно в группе, – показательной здесь является психокоррекционная работа с теми подростками, которым трудно коммуницировать в группе, но коммукативную сферу которых логично коррективать именно в группе.

Наряду с этим, профессионально важно учитывать то, чтобы группы состяли именно из ровесников (одногодки или 1 год разницы) в случаях работы с детьми, подростками и юношеством, или из сверстников (1-3 года разницы) в случаях работы с молодёжью и лицами среднего возраста. У лиц зрелого и пожилого возраста возрастная разница между членами группы может составлять 3-5 лет. Желательно, чтобы возраст участников одной группы был приблизительно одинаков.

При формировании группы предпочтительно придерживаться принципа однородности по профессиональному составу (причём,профессиональный состав группы понимается в довольно-таки узком смысле). Например, группы учителей школ и группы воспитателей детских садов комплектуются раздельно. Такая группа, как правило, состоит из 8-12 человек, гомогенна по проблематике, нередко гомогенна по полу, и гетерогенна в отношении других характеристик (возраст, образование, психологические особенности, специфика социальноого конфликта и пр.).

П оловой состав группы психокоррекции

При комплектовании группы всегда встает вопрос: «Какой она должна быть по половому составу: гетерогенной или гомогенной»? Гомогенность и гетерогенность группы является предметом выбора. Первый вариант более эффективен тогда, когда сроки коррекции невелики, а важной задачей является наиболее быстрое создание мягкого психокоррекционного климата. Второе – более целесообразно в тех случаях, когда коррекционное воздействие рассчитано на более длительный срок и направлено в основном на коррекцию характера и поведения.

Гомогенные группы более сплочённы, менее конфликтны, больше склонны к эмоциональной поддержке друг друга, ускоряется достижение инсайта (интеллектуального озарения, прозрения), уменьшается длительность психокоррекционного воздействия. Сходство клиентов способствует возникновению взаимной эмпатии, более глубокому эмоциональному пониманию, что быстрее приводит к катарсису (эмоциональному «перерождению», «очищению»).

Сторонники гетерогенных групп аргументируют свою точку зрения желанием создать модель общества в миниатюре. Гетерогенные группы обеспечивают более глубокую психокоррекцию, всестороннюю проверку коммуникативной составляющей, быстрое формирование т.н. группового перенесения, облегчение процесса создания группы, более адекватное закрепление психологических изменений.

При всём при этом, наиболее профессионально желательно, исходя из аналитических позиций социальной психологии, создавать группы как однородные по возрасту, так и с приблизительно равным количеством мужчин и женщин (мальчиков и девочек).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: