Т-группы

Предисловие.

В собственном поведении.

Других людей те параметры, которые в дальнейшем будут изменяться

Когнитивные умения - это умения видеть и понимать в поведении

Деятельная сфера. В этой области фиксируются разного рода по­веденческие проявления участников: определенные умения, необходимые в практической деятельности. Уровень умений оценивается методом наблюдения через экспертную оценку поведения участников. Исходя из представлений о возможности адекватной субъективной оценки испытуемыми собственных умений, деятельную сферу можно оценивать при помощи методики «Самооценка поведенческих умений».

Þ Практическое использование данной модели показало, что первый блок, отражающий эмоциональ­ную реакцию на тренинг, является наименее информативным: слишком много допущений нужно сделать, чтобы предположить, что в любой «Анкете участника» участниками будет выда­ваться правдивая информация.

Наиболее целесообразно для комплексной оценки эффективности тренинга использовать модель, в которой учи­тывать значения психологических показателей на трех уровнях:

1. Эмоциональная оценка процесса и результатов обучения.

2. Субъективная оценка результатов обучения (самооценка желаний, знаний и когнитивных и поведенческих умений);

3. Объективная оценка результатов обучения (оценка показателей, доступных внешнему наблюдению и оцениваемых экспертами).

В соответствии с предложенной моделью эффективность группового тренинга целесообразно оценивать с помощью целого комплекса методик, куда входят как «Анкеты обратной связи» и «Анкеты самооценки», так и методик, позволяющих выявлять степень усвоения теоретического и практического материала тренинга, а также диагностировать ряд других изменений, связанных с прохождением тренинга (в случае, если речь идет о тренинге профессионального обучения).


ПРИЛОЖЕНИЯ:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Практические упражнения (из книги К.Рудестама «Групповая психотерапия», 2001, с. 314-357)

Структурированные упражнения важны по двум причинам: во-первых, они способствуют развитию группы и целенаправленному обучению, а во-вторых, выполняя такие упражнения, участники активно содействуют дос­тижению общегрупповых и индивидуальных целей. Стимулированное упражне­ниями научение зависит от их типа, а также от времени и способа их примене­ния. В психокоррекционных группах упражнения ставят перед участниками новые вопросы и вызывают у них новые чувства, подлежащие дальнейшему исследованию. С их помощью можно моделировать и осваивать новые формы поведения. Кроме того, практические упражнения способствуют сплочению группы, снижая барьеры, которые препятствуют эмоционально открытому об­щению, а также побуждают участников к более глубокому самоисследованию.

Определенные упражнения можно применять как при работе с Т-группами, где руководитель (тренер) в остальном практически не структурирует за­нятия, так и при работе с группами тренинга умений, которая вся может со­стоять из серий однородных упражнений. Те из руководителей групп, кто избегает упражнений, обычно считают, что это искусственный прием работы, который ограничивает спонтанное развитие групповых процессов и снимает с членов группы ответственность за то, какого рода опыт приобретают они в группе. В свою очередь, сторонники возможно более частого применения уп­ражнений убеждены, что они помогают выявлять общие интересы и разре­шать индивидуальные и общегрупповые проблемы.

Мнения расходятся и по вопросу о том, на какой стадии существования группы упражнения наиболее уместны. Большинство психотерапевтов полага­ют, что поначалу группа должна быть предоставлена сама себе и что преждевременное введение упражнений препятствует выражению важных индиви­дуальных эмоций. Однако позже структурированные упражнения могут оказать помощь при решении таких проблем, как борьба за власть, недостаток близости и сплоченности, недовольство руководителем. Другие специалисты считают, что структурированный подход к группе особенно важен на ранних этапах занятий, поскольку он позволяет мотивировать участников и ориенти­ровать их в наиболее плодотворном направлении.

Несмотря на столь очевидные расхождения во мнениях, руководителей групп согласны друг с другом в том, что упражнениями в психокоррекционных группах не следует пользоваться необдуманно, иначе занятия могут превра­титься в бесконечную череду салонных игр, а руководитель при этом станет не более чем затейником. Неопытные или неподготовленные руководители часто используют структурированные упражнения для того, чтобы прикрыть свое невежество или отсутствие навыков руководства группой. Эта стратегия особенно опасна в случаях, когда руководитель не понимает смысла и возможно­стей упражнения.

Выбор упражнений в значительной степени является делом вкуса. По мере приобретения опыта руководители групп начинают в меньшей степени ориен­тироваться на стандарты и вместо этого начинают относиться к известным им упражнениям как к резерву средств для иллюстрации стоящих перед группой проблем и для работы над их разрешением. Опытный руководитель будет при­менять упражнения своевременно и в соответствии с поставленной целью. Обдумывая упражнение, руководитель должен спросить себя, насколько оно со­ответствует его представлениям о групповом поведении, что оно может дать участникам и стоит ли польза от его применения того времени, которое будет на него затрачено.

Упражнения могут быть особенно полезными на занятиях групп с ограни­ченными сроками работы, во время проведения семинаров или марафонов, а также в тех случаях, когда руководитель группы или преподаватель должен сделать обзор множества различных подходов к работе с группами. При помо­щи упражнений можно продемонстрировать суть различных концепций гораз­до более живо, чем посредством объяснений «на пальцах». Убедительный при­мер тому привела Элизабет Минц, 1976. Речь идет об игре «разожми кулак». Члену группы предлагают разжать кулак партнера и при этом ему не говорят, как это сделать. Те, кто делает это мягко, но на­стойчиво, получают лучший результат, чем те, кто использует чисто силовые приемы. И это служит наглядным уроком, что тактичное убеждение может дать больший эффект, чем силовое давление.

Любое из приведенных здесь упражнений можно использовать на заняти­ях, имеющих целью продемонстрировать суть соответствующего этому упраж­нению метода работы с психокоррекционными группами. Кроме упражнений, которые иллюстрируют тот или иной метод работы с группами, суще­ствуют и другие приемы, которые могут быть полезными в случаях, когда надо сделать учеб­ный обзор самых разных методов. Можно предложить членам учебной группы, чтобы они вели дневник, куда записывали бы все свои впечатления, переживания и соображения в связи с текущим опытом пребывания в группе. Другая стратегия, полезная при работе с большими груп­пами, предусматривает отведение нескольких минут в начале каждого занятия на то, что участники общались друг с другом в мини-группах постоянного состава по три человека в каждой. В таких мини-группах участники, интересы которых во время работы в большой группе могут совпадать не полностью, имеют возможность рассказывать о своих успехах в достижении личных целей и оказывать друг другу помощь советами и ободрением.

Упражнения для каждого типа групп включают целый спектр различных видов деятельности, которые обычно расположены в порядке возрастания их сложности - от тех, что уместны на начальных стадиях работы в группе, до тех, что подходят для более продвинутых групп. В описании каждого упражнения указывают его длительность и требуемый для его выполнения уровень подготовки. Некоторые руководители групп предпочитают сначала провести упражнение, а потом объяснить его смысл. Другие поступают наоборот. В любом случае важно, что­бы участники сразу после выполнения упражнения имели немного времени для того, чтобы обменяться своими впечатлениями. Руководители, отдающие явное предпочтение эмоциональности и экспрессивности (в ущерб понима­нию), могут опасаться, что в ходе обсуждения непосредственные впечатления окажутся «заболтанными». Однако в большинстве групп отдается должное не только чувствам, но и пониманию того значения, которое полученный в груп­пе опыт может иметь для развития личности каждого участника и для его жизни вне группы.

Еще одна рекомендация, касающаяся выполнения упражнений, состоит в том, что участие в этой работе должно быть добровольным, то есть каждый в группе должен иметь возможность в любой момент отказаться от выполнения любого упражнения, не опасаясь, что это приведет к «потере лица». Неплохо перед началом упражнения поинтересоваться у группы, нет ли в настоящий момент чего-нибудь, что требует особого внимания. Наконец, принципиально важно, чтобы и руководитель группы, и участники имели в виду, что при выполнении упражнения чувства и поведение каждого из них важнее, чем необходимость довести упражнение до конца. Упражнение является средством исследования индивидуальных и групповых проблем, а не самоцелью.

Традиционным Т-группам структурированность несвойственна, и содержание их работы полностью определяет инициатива участников. Ниже приведены примеры упражнений, используемых в менее традиционных и, со­ответственно, более структурированных Т-группах.

1. Кто я?

Цель. Это упражнение можно использовать в начале первого занятия в Т-группе. Оно особенно подходит для групп, составленных из совершен­но незнакомых друг с другом людей, которые встречаются впервые. С помощью этого упражнения можно растопить лед в отношениях и быстро познакомить участников друг с другом.

Необходимое время: 30 минут. Материалы: бумага, карандаши, ручки. Подготовка: специальной подготовки не требуется.

Процедура: Каждый участник получает бумагу и карандаш. Группе даются следующие инструкции.

Проставьте в столбик номера от 1 до 10 и дайте десять ответов на вопрос «Кто я?». При этом можно учитывать любые свои характеристики, черты, интересы, эмоции - все, что покажется вам подходящим для того, чтобы описать себя фразой, начинающейся с «Я -...». Готовый перечень приколите на лацкан пиджака, на блузку или рубашку и расхаживайте с ним по комнате. Подходите к другим, читайте, что у них написано, давайте прочитать то, что написано на вашем листке. Не стесняйтесь комментировать чужие перечни. (В другом варианте каждый участник оглашает свой список перед группой.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: