Обычно психоаналитические навыки осваиваются при прохождении личного психоанализа и супервизии. Отсутствие тре-нинговой системы обучения психоанализу ставит особую задачу вычленения групп психоаналитических навыков как основных осей для структурирования упражнений. Авторский взгляд на существование таких интегральных навыков психоаналитической практики состоит в выделении следующих групп:
• навыки создания и поддержки психоаналитического сет-тинга;
• навыки работы с собственными переживаниями;
• навыки символизации переживаний.
КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ
Этот подход опирается на исследование и анализ специфи-ских механизмов психоаналитического воздействия, которые определяют эффективность терапии.
ПЕРВАЯ ГРУППА НАВЫКОВ
Первая группа навыков связана с созданием и поддержанием сеттинга как безопасной среды психотерапевтического процесса, чему в психоанализе придается большое значение. Для пациента очень важно, что психоаналитическая сессия — это то время и место, которое принадлежит только ему. В то же время научиться пользоваться этим пространством может быть так же сложно, как и поддерживать его. Своими действиями аналитик учит пациента заполнять время сессии работой с внутренними переживаниями. Но напряженность внутренних конфликтов часто провоцирует пациентов к «выскальзыванию» из психоаналитической ситуации: к вовлечению аналитика в диалог и обсуждение, к цеплянию за предлагаемые аналитиком темы и вопросы. Для начинающих психоаналитическую практику большую сложность представляют именно те ситуации, в которых необходимо минимизировать собственное влияние на пациента, предоставить ему возможность самостоятельного внутреннего движения, удерживать себя от преждевременных интерпретаций или ответов на вопросы, слушать пациента молча.
|
|
Для тренировки навыков поддержания сеттинга предлагаются следующие упражнения.