И понятия общей психологии»

Широкие по смыслу научные проблемы общей психологии

Общенаучные проблемы «общей психологии» как базовой отрасли психологической науки: а) определить, что такое психика, какова её структура и функции; б) выявить, по каким законам психика развивается в филогенезе и онтогенезе; в) различить, как соотносятся психика и головной мозг; г) изучить, какую роль в психическом развитии играет врождённое и приобретённое, биологическое и социальное; д) исследовать, каковы критерии различения нормального и аномального развития психики человека.

Базовые научные проблемы общей психологии:

1. Психогностическая проблема (gnosis – греч. – знание), – проблема познания. В рамках решения этой проблемы определяется роль познания и интеллектуального развития в жизнедеятельности субъекта, выявляется личностный характер познания на высших уровнях развития личности. Познание (процесс познания) – это отражение объективно существующих предметов и явлений природы. Основой всего процесса познания является практика. «Практика – критерий истины», – полагал В.И. Ленин. Базовые формы познания: научное, обыденное, художественное, религиозное. В процессе научного познания производится логическая опора на закономерности, гипотезы, обобщения, имеющие научный, статистический характер. Обыденное познание опирается только на конкретные эмпирические обобщения, а научное – на теоретические и практические закономерности.

2. Психофизическая проблема – проблема соотношения психики и организма. Это проблема материального носителя психики и её идеальной представленности, проблема соотношения сознания и его физиологической основы. Это проблема взаимодействия головного мозга как материального носителя психики в соотношении с возникновением и течением психических процессов и протеканием психических состояний личности.

3. Психосоциальная проблема – проблема формирования личности в социуме. В контексте решения этой проблемы выявляется и изучается то, какова роль и каково значение и взаимовлияние психического и социального в развитии личности человека, в контексте воздействия на развитие личности её индивидуальных особенностей и общественных влияний.

4. Психопраксическая проблема (от греч. praxis – действие) – проблема формирования личности в деятельности. Здесь рассматривается то, насколько велика значимость какой-либо деятельности для развития человека. В рамках данной проблемы анализируется то, насколько велика роль и однозначно значение определённой, прежде всего – практической, деятельности в формировании и развитии психических качеств и социальных характеристик личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: