Рыжов Б.Н., Романова Е.С. Теория и метод системной психологии. История психологии с системных позиций // Системная психология и социология, том 1, № 9, 2014

  1. Энциклопедия истории психологии / Кезина Л.П., Рябов В.В., Романова Е.С., Рыжов Б.Н., Хисамбеев Ш.Р. Тома №№ 1-5. – М.: Центр «Школьная книга»; АО «Московские учебники», 2001-2014 г.г.

Раздел № 1. Тема № 4. «Психологическая теория деятельности»

В начале и в середине второй половины 20-го века российская психология переживала пору своего расцвета. Мировую известность получили работы многих профессоров Московского государственного университета (МГУ). Среди них особое место занимало направление, развиваемое первым деканом факультета психологии МГУ А.Н. Леонтьевым (1903-1979) и его многочисленными учениками, – получившее название деятельностного подхода в психологии.

Психологический научный анализ деятельности по А.Н. Леонтьеву.

Исходя из постулата содержательного единения субъекта и производимой им деятельности, выделяется понятие «субъект деятельности». Субъект деятельности – это деятельностная разница между людьми, разница на уровне индивидуальных, особенных, присущих только этому конкретному человеку, способов, методов и приёмов выполнения какой-либо деятельности. Таким образом, содержание понятия «субъект деятельности» – это отличия людей друг от друга в процессе выполнения ими какой-либо деятельности (особенности деятельностного развития личности человека). Относительно социально-профессионального взаимодействия людей, понятие «субъект деятельности», – это индивидуальные характеристики каждого человека, демонстрируемые им в самом ходе процесса выполнения деятельности. Итак, субъект деятельности – это, в практическом плане общения и социального взаимодействия людей, деятельностно-профессиональные различия людей и разница между людьми в процессе осуществления ими разнообразной деятельности.

Понятие «индивидуальный стиль деятельности» характеризует собою субъектно-деятельностные отличия людей друг от друга в контексте индивидуально-типологических различий темперамента и характера.

Фундаментальный постулат познания деятельности человека – требование сочетания анализа её внешнего, объективированного содержания, и её внутреннего, психического содержания.

Понятие деятельности. Деятельность как индивидуальная форма существования общественных отношений. Деятельность характеризует собою способ включения личности в существующую структуру общественного разделения труда. Деятельность в качестве формы активного отношения субъекта к действительности, в качестве отношения, направленного на достижение сознательно поставленных целей, связанного с созданием людьми общественно значимых ценностей и с освоением человеком общественного опыта.

Общая структура деятельности. Основные психические свойства деятельности: активность, осознаваемость, целенаправленность, предметность и системность её строения. Сложное иерархическое строение деятельности человека: уровень особых видов деятельности; уровень действий; уровень операций; уровень психофизиологических функций.

Основные средства реализации деятельности: действия и операции (элементы деятельности). Действие как основная единица строения деятельности, представляющая собой произвольную, преднамеренную активность, – активность, направленную на достижение осознаваемой цели. Операции как автоматизированные и неосознаваемые элементы действий, выступающие в качестве способов выполнения действий, определяющиеся условиями деятельности.

Виды деятельности по предметной сфере труда: трудовые профессии и специальности; виды деятельности по специфике их содержания: интеллектуальная и физическая деятельность; виды деятельности по специфике предмета деятельности: субъект-объектные виды (где объектом, предметом деятельности является какой-либо материальный объект) и субъект-субъектные виды (где предметом деятельности, объектом воздействия (могущим тут же стать субъектом ответного воздействия) выступают люди)). Виды деятельности по условиям осуществления деятельности: деятельность в нормальных или экстремальных условиях; виды деятельности по общему характеру деятельности: трудовая, учебная, игровая, управленческая деятельность и др.

Свойство предметности в качестве основного атрибута деятельности. Специфика предмета деятельности, решающим образом определяющая всё содержание деятельности. Внутренняя деятельность, детерминирующая внешнюю деятельность. Механизм «сдвига» мотива деятельности на цель деятельности.

Интериоризация и экстериоризация, согласно Льву Семёновичу Выготскому, в качестве взаимосвязанных механизмов освоения содержания деятельности. Интериоризация (от лат. interior – внутренний), – это формирование внутренних структур и систем человеческой психики благодаря усвоению структур и систем внешней социальной деятельности. Экстериоризация (от лат. exterior – внешний), – это переход от внутреннего, умственного плана действия с «идеальными предметами» к внешнему плану, реализуемому в форме приёмов и действий с вещественными предметами.

Психическая работа и способности по Б.Н. Рыжову. Системная структура психической деятельности согласно Б.Н. Рыжову.

Ключевой позицией системной психологии, в рамках системного научного подхода Рыжова Б.Н., является понимание продуктивной деятельности человека как работы по организации и регуляции систем. Чем бы ни занимался человек, с системной точки зрения, по мнению Б.Н. Рыжова, он всегда занят системообразованием. При этом не существенно, какие именно системы создаются в процессе деятельности, согласно взглядам Рыжова Б.Н., – физические или информационные, которые, в свою очередь, могут быть логическими, нравственными и тому подобное. Даже если деятельность носит явно разрушительный характер, с системных позиций она всё равно может быть осмыслена как первый этап создания новой системы, считает Б.Н. Рыжов, – ведь создание нового всегда начинается с отказа от старого. Подобный взгляд, полагает Б.Н. Рыжов, уже встречается в гештальтпсихологии, утверждающей, начиная с классических работ Келера по исследованию мышления у приматов, что важнейшая фаза построения нового гештальта заключается в разрушении существующего старого. В этой связи можно добавить, утверждает Б.Н. Рыжов, что и любой акт информационного воздействия на другого человека, от публичного выступления до простого обмена фразами, тоже представляет собой деятельность системообразования, поскольку направлен, в конечном итоге, на дополнение или преобразование имеющейся у слушателя системы представлений о каком-либо предмете.

Рыжовым Борисом Николаевичем было отмечено, что к первичным характеристикам систем принадлежат их объём, или число элементов (n), и количество связей между этими элементами (C). Таким же образом, подчёркивает Рыжов Б.Н., к первичным характеристикам деятельности следует отнести количество объединяемых в систему элементов и число устанавливаемых между ними в результате этой деятельности связей. В то же время, наряду с параметром сложности (C), можно ввести параметр удельной сложности (С '), представляющий собой отношение общего числа установленных в системе связей к объёму системы: Этот параметр можно интерпретировать так же, как среднее количество связей, приходящееся на один элемент системы. Собственно же работа системообразования, или регуляции системы, пропорциональна привнесённой в неё дополнительной сложности, и может быть найдена как разность уровней сложности системы до начала и после окончания деятельности: А = Сb – Ca где А – работа системообразования (или системорегуляции); Ca – сложность системы до начала деятельности; Cb – сложность системы в результате произведённой деятельности.

Для вновь создаваемой системы работа системообразования (А1) соответствует установленной в ней сложности (C1): А1 = C1

При этом, используя параметр удельной сложности, работу А1 можно представить как произведение конечного объёма созданной системы (n1) и установленной в этой системе удельной сложности связей (C ' 1): А1 = n1 ×C'1

Графическая интерпретация работы по созданию такой системы представлена ниже, на Рис. 2 – «Графическая интерпретация работы и системорегуляции». Позиция 1.

Рис. 2. «Графическая интерпретация работы системорегуляции». Обозначения:

1 – работа по созданию новой системы из n1 элементов с удельной сложностью C'1;

2 – работа по увеличению сложности системы 1 до удельной сложности C'2;

3 - работа по увеличению объема системы 1 до нового уровня n2

при сохранении удельной сложности системы C'1;

4 - работа по увеличению объема и удельной сложности системы 1 до n2 и C'2.

В то же время работа, производимая в результате преобразования уже существующей системы при неизменном составе её элементов – А 2 (частным случаем такого преобразования является интенсивное развитие системы), представлена здесь после нижеследующего описания, приведённого по разработкам Б.Н. Рыжова, на Рис. «Графическая интерпретация структуры продуктивных характеристик деятельности». Позиция 2.

Используя предложенную ранее Б.Н. Рыжовым формулу энтропии, [15] эту работу, согласно Рыжову Б.Н., можно представить в виде разности энтропийных показателей системы после (S2) и до (S1) деятельности, умноженной на разность максимального и минимального уровней сложности этой системы:

А2 = (S2–S1) × (Cmax 1-Cmin 1)

Вместе с тем использование параметра удельной сложности дает ещё одну модификацию формулы для работы по преобразованию существующей системы при неизменном составе её элементов: А2 = n1 × (C'2 -C'1)

Напротив, при изменении состава элементов существующей системы, но сохранении её прежней удельной сложности (частным случаем такого преобразования является экстенсивное развитие системы), формула производимой работы будет соответствовать: А3 = C'1 × (n2 - n1)

Графическая интерпретация работы по созданию такой системы представлена выше, на Рис. «Графическая интерпретация работы и системорегуляции». Позиция 3.

Для наиболее общего случая неравенства исходного и конечного уровней объёма и удельной сложности регулируемой системы формула работы системорегуляции приобретает вид: А4 = n2C'2 - n1C'1

Графическая интерпретация работы по созданию такой системы представлена выше, на Рис. «Графическая интерпретация работы и системорегуляции». Позиция 4.

Вместе с тем важно отметить то обстоятельство, что деятельность всегда представляет собой процесс, развертывающийся во времени и имеющий неизбежные временные ограничения, обусловленные функционированием систем более высокого и низкого уровней. Наличие темпорального фактора создаёт необходимость выделить наряду с параметрами объёма и сложности ещё одну характеристику деятельности – время системообразования (Т) или обратную ей величину – темп системообразования (t), с учётом которой может быть определена важная вторичная характеристика деятельности – продуктивная мощность процесса системообразования (П) или работа, выполняемая за единицу времени: П = А× t

В ряде случаев для практического использования более удобным является показатель нормированной мощности или производительности труда (Пр), представляющий собой продуктивную мощность, отнесённую к средненормативному темпу системообразования для данной деятельности (tn):

Пр = (А ×t) / tn

Принимая во внимание исходную независимость выделенных первичных характеристик деятельности (n, C, t), они связаны между собой только в самом акте деятельности, продуктивную мощность или продуктивность деятельности можно представить в общем случае как разницу произведений объёма и удельной сложности регулируемой системы в конечном и исходном состояниях, умноженную на темп системообразования: П = (n2C'2 - n1C'1) × t

Для частного случая формирования новой системы, продуктивность деятельности будет представлять произведение объёма, удельной сложности и темпа системообразования этой системы: П = n × C' × t

Графически продуктивность деятельности в этом случае можно изобразить в виде объёма пространственной фигуры, построенной в соответствующей ортогональной системе координат (n, C', t ), как это следует из Рис. «Графическая интерпретация структуры продуктивных характеристик деятельности», представленного ниже.

Философский аспект структуры продуктивных характеристик деятельности заключается в том, что оси системных характеристик в этой схеме, по сути, являются выражением важнейших философских категорий:

– категории количества, – ось объёма или числа элементов системы;

– категории качества, – ось удельной сложности системы;

– категории времени, – ось темпа системообразования.

Отсюда, философским выражением представленной схемы становится понимание законов диалектики как законов соотношения образующих её ортогональных осей. При этом образуются следующие диспозиции:

– соотношение осей объёма или количества элементов и удельной сложности системы (т.е. осей количества и качества) заключает в себе проявление универсального закона перехода количества в качество. В системной интерпретации это видно из того, что существенное увеличение объёма системы при сохранении в ней заданного уровня порядка сопровождается равновеликим возрастанием удельной сложности такой системы, а, следовательно, переходом её к качественно новому уровню взаимодействия со средой (см. Рис. 3 здесь).

Рис. 3. «Графическая интерпретация структуры


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: