Базовые научные принципы общей психологии

Принцип (от лат. principum), – основа, исходное положение.

Базовые принципы общей психологии: 1) принцип единства сознания и деятельности; 2) принцип детерминизма психики; 3) принцип развития психики в деятельности; 4) принцип системности психики.

Отечественный учёный Сергей Леонидович Рубинштейн выдвинул два из четырёх основных принципов общей психологии (1-й и 2-ой принципы).

1-ый основной принцип, – принцип единства сознания и деятельности, являющийся центральным в теоретической системе отечественного научного деятельностного подхода. Этот принцип утверждает, что человек и его психика формируются, проявляются и развиваются в деятельности, изначально, – в практической деятельности.

Принцип единства сознания и деятельности является теоретическим обоснованием принципа системности психического, который говорит, что все психические явления являются частями, феноменами целостной психической организации процессов и состояний психики, представляющих собою единую систему.

Принцип единства сознания и деятельности является практическим обоснованием принципа психофизического единства, который утверждает, что функцией психофизического единства является психика как вершина психофизиологической организации человека.

Принцип единства сознания и деятельности гласит, что не может быть сознания без деятельности и деятельности без сознания, и поэтому, возможно через деятельность, через продукты деятельности, – изучать сознание. Этот постулат говорит о единстве сознания и деятельности. Сознание образует внутреннее психическое поле деятельности, при помощи которого происходит ориентирование человека в окружающей среде, осуществляется деятельность во внешнем плане, а так же производится психическая деятельность во внутреннем (внутриличностном) плане.

2-ой основной принцип, – диалектико-материалистический принцип детерминизма психики, который утверждает, что внешние (социальные) факторы влияют через внутренние (психологические) условия. Этот принцип говорит о том, что внутренние психические парадигмы детерминируют процесс интерактивного взаимодействия человека со средой. Данный принцип гласит: «внешнее через внутреннее».

Три закона диалектики: 1) закон перехода количественных изменений в качественные; 2) закон единства и борьбы противоположностей; 3) закон отрицания отрицания.

Материалистичность принципа детерминизма заключается в том, что в нём происходит опора на материальный носитель психики, – головной мозг.

Психологический принцип детерминизма, или причинности, предопределённости, утверждает, что все психические явления взаимосвязаны друг с другом, и обусловлены материальными явлениями. Соответственно, у каждого психического явления есть своя причина и своё следствие. Обозначенная универсальная логическая причинно-следственная связь является психическим законом, объясняющим психофилогенетическое и психоонтогенгетическое развитие людей.

Принцип детерминизма означает, что психика данного конкретного человека определяется образом жизни данного конкретного субъекта и трансформируется в связи с изменением его образа жизни. Важным следствием принципа детерминизма является взаимоотношение биологического и социального в развитии психики, соотношение внутренних закономерностей развития психики и внешних воздействий в процессе психического развития. С.Л. Рубинштейн подчёркивал, что принцип детерминизма имеет значение всеобщего методологического принципа психического развития человечества и человека, и кратко сформулировал его так: «Внешние (социальные) причины действуют через внутренние (психические) условия» («Внешнее через внутреннее»).

3-й основной научный психологический принцип, – принцип развития психики в деятельности обосновал отечественный учёный Алексей Николаевич Леонтьев. В общем содержательном контексте данного принципа производится рассмотрение и оценка личности через деятельность, через призму деятельности, которую она выполняет. В рамках данного принципа подчёркивается зависимость сознания человека от предметных действий, т.е. действий с предметами, совершаемых им. В постулате развития психики в деятельности утверждается, что деятельность, – всегда взаимодействие субъекта с объектом.

Выделяются три парадигмы научного анализа и синтеза принципа развития психики в деятельности по А.Н. Леонтьеву. 1. Потребности («что я хочу»). 2. Способности («что я могу»). 3. Направленность («что я есть»).

Таким образом, А.Н. Леонтьев, – автор «психологической теории деятельности», рассматривал сознание человека через содержательные параметры ведущей деятельности, осуществляемой им. А.Н. Леонтьев утверждал, что деятельность, которой занимается человек, его профессия, определяет направленность личности, её сознательные установки, мировоззрение.

Деятельность может быть теоретической и практической. Деятельность как явление имеет отражение в научном и обыденном сознании.

Принцип развития психики в деятельности является теоретическим обоснованием всеобщего принципа психического развития, который утверждает, что как в психофилогенезе, так и в психоонтогенезе имеют место преобразования, изменения, динамика психических явлений, переход от одного уровня психического развития к другому.

Принцип развития психики в деятельности является практическим обоснованием принципа историзма, который гласит, что деятельность людей должна анализироваться применительно к уровню развития человеческого сознания, – в процессе общественно-исторического развития человечества.

Принцип развития психики в деятельности, означает, что психика может быть правильно понята и правильно объяснена лишь в том случае, если она рассматривается как продукт развития человеческой деятельности. Итак, психика человека развивается в процессе осуществления им какой-либо деятельности.

Отметим, что принцип развития психики в деятельности получил своё развитие и модификацию в работах Артура Владимировича Петровского.

Добавим, что Артур Владимирович Петро?вский утверждал, что основным движителем развития личности является не деятельность (как в концепции А.Н. Леонтьева), а разного рода общение (коммуникация, интеракция, социальная перцепция), которое можно понимать и в качестве особой деятельности (взаимодействие людей в процессе общения и познания). Таким образом, мы имеем теорию А.В. Петровского о развитии психики личности через общение, посредством общения, в общении с другими людьми (начиная с младенческого возраста и заканчивая влиянием сферы общения на лиц преклонного возраста).

Можно утверждать, что на современном этапе формирования психологических наук, в рамках деятельностного научного отечественного подхода, имеет место концепция А.Н. Леонтьева – А.В. Петровского о развитии психики личности в деятельности и общении, активно развиваемая такими современными классиками как Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский, В.М. Аллахвердов, М.Ю. Кондратьев, А.И. Донцов, Л.В. Куликов, Б.Н. Рыжов, а также их последователями и учениками, – Ш.Р. Хисамбеевым, Л.В. Сенкевич, Ю.М. Кондратьевым, Н.В. Кочетковым, Д.А. Донцовым, М.В. Донцовой и др.

4-й основной научный психологический принцип, – принцип системности психического, который, в общем и в целом, гласит, что психика является системой психических функций, – обосновали такие психологи как общепризнанный в мире несравненный отечественный классик Лев Семёнович Выготский, великий отечественный классик Сергей Леонидович Рубинштейн и выдающийся современный отечественный учёный Борис Николаевич Рыжов.

Принцип системности (от греч. systema – составленное из частей, соединение), – в психологии, – это методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре, – по Б.Н. Рыжову.

Структура и свойства связей в системе согласно Рыжову Б.Н. [12]

По мнению Рыжова Б.Н., для характеристики системных связей необходимо уточнить различие между прямымииобратными, а такженепосредственными иопосредованнымисвязями. Прямой или обратный вид связи задаётся только направлением действия данной связи (Рис. 1). Однако организация этих связей может быть различна. В одном случае эти связи образуются без помощи промежуточных элементов, получая название непосредственных. В другом случае (см. здесь Рис. 1) взаимодействие между двумя элементами системы осуществляется благодаря опосредованным связям, состоящим из цепочки промежуточных элементов и связей между ними.

Учениками и последователями названных здесь выше учёных-психологов были предложены некоторые содержательные дополнения к концептуальным научным трудам названных классиков. В частности, Дмитрием Александровичем Донцовым как адептом системного научного подхода Бориса Николаевича Рыжова, на основе научных положений Б.Н. Рыжова, [13] предложена системная концепция строения и функционирования психического аппарата личности (см. в предыдущей теме пособия материал «Психика. Компоненты психики»).

Базовые научные понятия общей психологии [14]

Понятие «индивид». В научной психологической литературе советского периода встречается понимание слова «индивид» как отдельной личности, при этом, авторами под этим словом подразумевается психическое содержание человека в целом. Это не точно и не правильно с современной научно-терминологической точки зрения. На современном этапе развития научного знания, когда мы говорим «индивид», мы подразумеваем, прежде всего, просто отдельный организм. Индивид – это физиологическая разница между людьми, разница на уровне биологии, генетики, наследственности отдельного организма. Индивид это любой биологический представитель вида Homo sapiens. Индивид – это человек как физиологически отдельная и самостоятельная особь. Итак, понятие «индивид», – это, в узком содержательном смысле, – все физиологические, органические, биологические отличия людей друг от друга.

Понятие «индивидуальность». Индивидуальность как понятие отражает психические, психологические различия между людьми. Эти различия понимаются на дифференциальном уровне оценки людей, на уровне их индивидуальных психических, психологических различий. Индивидуальность (от лат. individuum – неделимое, особь) – это неповторимость, уникальность психических качеств и психологических свойств личности человека. Понятие «индивидуальность» используется в современной психологии при описании и анализе индивидуально-психологических различий людей. Индивидуальность понимается как своеобразие психологических свойств человека. Итак, понятие «индивидуальность» характеризует именно психологические различия между людьми. Индивидуальность – это человек с уникальным, неповторимым сочетанием психических особенностей и психологических свойств и качеств.

Понятие «субъект». Субъект – это психологическая характеристика человека, подчёркивающая его активную, познавательную психическую природу. Субъект – это активно действующий, познающий, обладающий сознанием человек (психологическая единица) или группа (социальный субъект). Субъект может проявлять инициативу и самостоятельность, может принять и реализовать какое-либо решение, может оценить последствия своего поведения, самоизменяться и самосовершенствоваться, определять перспективу своей многомерной жизнедеятельности. Субъект в состоянии дать отчет себе в своих действиях, способен к самопознанию, самосознанию и самоответственности. Субъект может соотносить между собою своё прошлое, настоящее и будущее. Субъект изменяется в процессе своей жизнедеятельности в присущем именно ему индивидуальном направлении. Между субъектами существуют значительные индивидуальные различия. Субъект, это, прежде всего, поведенческая, деятельностная характеристика активности человека, а именно, – характеристика психической, познавательной активности и внешнего активного поведения. Итак, субъект – это человек как активная, познающая, психическая и психически автономная единица.

В научной психологии человек рассматривается и понимается и как субъект исполняемой им деятельности, и как субъект восприятия, и как субъект познания, и как субъект отношения, и как субъект общения.

Понятие «личность». Личность – это социальные отличия людей, это разнообразие выполнения ими различных социальных ролей, то есть, в буквальном смысле, это различные по значимости и статусу социальные и профессиональные роли человека в обществе и разный социальный статус и вес в нём. Социальное значение понятия личность, – это особенности следования человека общественным нормам и правилам, это значимость (например, культурное значение) конкретной данной личности для общества в прошлом, в настоящем и в будущем. Личность – это социальная, общественная характеристика человека, то есть, это значение (прежде всего практическое, «производственное») человека для общества, для человечества в целом. Как писал А.Н. Леонтьев: «Личность это социальная основа человека». Личность это конкретный человек, представитель конкретного класса, страта, социальной группы, профессии, пола, возраста, образования, культуры, религии. Личность это конкретный человек, занимающийся конкретной деятельностью и имеющий индивидуальные особенности.

Существует более ста определений понятия «личность». Суммарное понимание этого термина, исходя из деятельностного подхода, следующее. Личность, – это человек, выступающий в качестве субъекта социальных отношений и сознательной деятельности (А.Н. Леонтьев). Личность – это, определяемое включённостью в социальные связи системное качество индивидуальности, формирующееся в деятельности и в общении (Б.Г. Ананьев). «Личность – это иерархия мотивов», – Лидия Ильинична Божович.

Гуманистические психологи считают, что личность это устремленность к будущему. Личность это свободная реализация своего потенциала, как писал Гордон Олпорт, в особенности творческого потенциала, добавлял Абрахам Маслоу. Личность это стремление к укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я», – утверждал Карл Роджерс.

Понятие «человек». Человек – это собирательное, суммарное понятие, содержательно включающее в себя понятия «индивид», «индивидуальность», «субъект» и «личность». Понятие «человек», так же, может быть аналогом любому из названных понятий. Тем не менее, понятие «человек», прежде всего, отражает характерологические отличия людей, то есть различия на уровне характера, характерологических черт, однако, понятие «человек», в бо?льшей степени, является обобщающим понятием.

Подчеркнём, что психическое развитие человека предопределено влиянием на него двух групп факторов, – факторов среды и факторов наследственности. Основаниями и движущими силами развития личности человека выступают совместная деятельность и общение с другими людьми, как считали, например, Алексей Николаевич Леонтьев и Артур Владимирович Петровский.

Таким образом, человек – это существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство.

Понятие «образ». Образ – это субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.

Образ мира – целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности.

Понятие «отношение». Отношение – в самом общем виде – это фиксированное по какому-либо признаку взаиморасположение субъектов, объектов и их свойств. Отношение может иметь место как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами (например, любой закон как сущностное отношение между явлениями), так и в ситуации выделенного, неизменного объекта в его отношении к другим объектам, явлениям, свойствам (например, отношение субъекта к политической системе как к объекту). Термин «отношение» использовался как базовая категория в «теории отношений» В.Н. Мясищева.

Объект – фрагмент реальности, на которую направлена активность взаимосвязанного с ним субъекта.

Объектное отношение – взаимозависимость, т.е. влияние субъекта на объекты и обратное влияние – объектов на личность. Проблема объекта и объектных отношений является предметом исследования многих психоаналитиков.

Понятие  «переживание». Переживание – 1) любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие собственной жизни; 2) наличие стремлений, желаний и хотений, представляющих в индивидуальном сознании процесс выбора субъектом мотивов и целей его деятельности и тем самым способствующих осознанию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям; 3) форма активности, возникающая при невозможности достижения субъектом ведущих мотивов его жизни, крушении идеалов и ценностей и проявляющаяся в преобразовании его психологического мира, направленном на переосмысление своего существования.

Понятие «общение». Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение), и группами (межгрупповое общение). Общение порождается социальными, общественными потребностями человека, проявляющимися в стремлении коммуницировать, взаимодействовать, выполнять совместную деятельность. Общение также порождается мотивами, образующимися в самом ходе осуществления процесса совместной деятельности. Структура общения выражается в трёх основных аспектах общения, – коммуникативном, интерактивном и перцептивном. Итак, процесс общения включает в себя три совокупных подпроцесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие партнёра по общению). Общение – это процесс социального взаимодействия людей.

Понятие «представление». Представления (англ. – imagery), – это психические образы, гештальты, смысловые интегральные единицы воображения. В повседневной речи под представлением подразумевают разновидность внутреннего опыта, или картины, открывающиеся так называемому «мысленному взору». Однако представления также относятся к опыту, полученному в других областях восприятия, таких как слух, вкус и кинестезия. На ранних этапах развития психологии, Вильгельм Вундт рассматривал представления как один из трёх основных элементов сознания, наряду с ощущениями и чувствами. Представления рассматривались В. Вундтом и другими учёными как ранее испытанные и восстановленные в памяти сенсорно-перцептивные впечатления. В XX веке представления обычно признавали в качестве основных психологических явлений, реальность которых едва ли может быть оспорена. Таким образом, представление – это комплексное впечатление и осмысленное мнение человека о каких-либо феноменах, явлениях, процессах, объектах, субъектах.

Вопросы для самостоятельной работы студентов,

контрольные вопросы и вопросы к семинарам по теме № 3 раздела № I

1. Какие широкие смысловые научные проблемы общей психологии Вы знаете?

2. Опишите психогностическую проблему.

3. Опишите психопраксическую проблему.

4. Опишите психосоциальную проблему.

5. Опишите психофизическую проблему.

6. Какие научные принципы общей психологии Вы знаете?

7. Осветите принцип единства сознания и деятельности.

8. Осветите принцип детерминизма психики.

9. Осветите принцип развития психики в деятельности.

10. Раскройте модификацию принципа развития психики в деятельности, – принцип развития психики личности в общении.

11. Подробно расскажите о принципе системности психического, исходя из концепций Льва Семёновича Выготского, Сергея Леонидовича Рубинштейна и Бориса Николаевича Рыжова.

12. Опишите структуру и свойства связей в системе согласно Рыжову Б.Н.

13. Раскройте понятие «индивид».

14. Раскройте понятие «индивидуальность».

15. Раскройте понятие «субъект».

16. Раскройте понятие «личность».

17. Раскройте понятие «человек».

18. Осветите категорию образа и образа мира.

19. Осветите категорию отношения, объекта и объектного отношения.

20. Осветите категорию переживания.

21. Осветите категорию общения.

22. Осветите категорию представления.

Рекомендуемая по теме № 3 раздела № I литература

(жирным шрифтом выделены базовые научные и учебно-методические источники)

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2002.

2. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. В двух томах. – СПб.: СПбГУ, 2007.

  1. Агапов В.С. Общая психология: Хрестоматия. – М.: Альтекс, 2014.
  2. Введение в общую психологию. / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1997.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: