Рыжов Б.Н., Романова Е.С. Теория и метод системной психологии. История психологии с системных позиций // Системная психология и социология, том 1, № 9, 2014

  1. Становление психологии деятельности: Ранние работы. Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. – М.: Смысл, 2003.
  2. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. – М.: Смысл, 1999.
  3. Энциклопедия истории психологии / Кезина Л.П., Рябов В.В., Романова Е.С., Рыжов Б.Н., Хисамбеев Ш.Р. Тома №№ 1-5. – М.: Центр «Школьная книга»; АО «Московские учебники», 2001-2014 г.г.

Раздел № 1. Тема № 5. «Эволюция психики в филогенезе»

Развитие психики в филогенезе: стадии и уровни. Главные тенденции развития психики: усложнение форм поведения (форм двигательной активности); совершенствование способности к индивидуальному научению; усложнение форм психического отражения (одновременно как следствие и как фактор указанных тенденций развития).

Основные особенности психики животных: инстинкты, их механизмы. Инстинктивные действия как генетически фиксированные, наследуемые элементы поведения. Видотипичность инстинктивных действий. Ключевые стимулы. Соотношение инстинкта и научения. Облигатное научение. Факультативное научение. Стадия интеллекта. Язык и общение животных. Использование животными орудий.

Основные этапы развития психики. «Раздражимость», «чувствительность», «ощущение». Инстинктивное поведение. Общая характеристика инстинктивного поведения животных. Безусловные рефлексы. Понятие условных рефлексов как физиологической основы поведения животных. Отличительные характеристики интеллектуального поведения животных. Концепция К.Э. Фабри к эволюции психического и к происхождению психики. Концепция А.Н. Леонтьева о становлении и формировании психики разнообразных живых организмов в процессе эволюции.

Проблема объективного критерия психики. Теория локализации психики в природе. Теория панпсихизма. Теория биопсихизма. Теория антропопсихизма. Теория нейропсихизма. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении чувствительности и её экспериментальная проверка. Способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия как объективный критерий психики. Раздражимость как способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия. Чувствительность как способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами.

Труды К.Э. Фабри. Стадия элементарной сенсорной психики. Отражение отдельных свойств внешних воздействий. Простейшие организмы. Способность простейших к ассоциативному научению (к выработке условных реакций). Стадия перцептивной психики. Способность животных к отражению целостных образов предметов. Примат деятельности в развитии психического отражения. Идеи А.Н. Леонтьева об эволюции психического. Выделение А.Н. Леонтьевым операций на стадии перцептивной психики.

Отличия языка животных от языка человека. Отсутствие у языка животных семантической функции. Генетическая фиксированность языка животных. Подчинённость групповой жизни животных исключительно биологическим целям, законам и механизмам как основное её отличие от общественной жизни человека. Ограничение деятельности животных рамками наглядных конкретных ситуаций. Отсутствие у животных закрепления, накопления и передачи опыта поколений в материальной форме (в форме предметов, объектов материальной культуры).

Подход А.Н. Леонтьева к процессу эволюции психического в ходе филогенетического развития живых организмов. Сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект, сознание. Возникновение чувствительности у живых организмов связано с усложнением их жизнедеятельности. Это усложнение заключается в том, что выделяются процессы внешней деятельности, опосредствующие отношения организмов к тем свойствам окружающей среды, от которых зависит сохранение и развитие этих организмов. Выделение этих процессов обусловлено появлением раздражимости к тем воздействиям, которые «работают» на сигнальную функцию организма. Так возникает способность отражения организмами воздействий окружающей среды в их объективных связях и отношениях – психическое отражение. Развитие этих форм психического отражения совершается вместе с усложнением строения организмов и зависит от развития той деятельности, «вместе» с которой они возникают.

Та деятельность (а, вернее, – поведение) животных, с которой (с которым) связана простейшая форма сенсорной психики, определяется не только самими по себе данными воздействующими свойствами окружающей среды, но и свойствами живых организмов.

Отношение воздействующего свойства к удовлетворению одной из его биологических потребностей называется биологическим смыслом данного воздействия. Биологический смысл тех или иных воздействий не является постоянным для животного, но, наоборот, изменяется и развивается в процессе его деятельности в зависимости от свойств окружающей среды.

Отражение животными среды находится в единстве с их поведением и деятельностью. Существующие «взаимопереходы» между средой и деятельностью (у высших животных, у низших животных – поведение) заключаются в том, что, с одной стороны, всякое отражение формируется в процессе деятельности животного; с другой стороны, всякая деятельность животного, опосредствованная ощущаемыми им воздействиями, совершается в соответствии с тем, как отражается данное воздействие в ощущениях животного. Основным в этом сложном единстве отражения и деятельности является деятельность животного, практически связывающая его с объективной действительностью; вторичным оказывается психическое отражение воздействующих свойств этой действительности.

Деятельность (а точнее – поведение, у низших живых организмов – инстинктивное поведение) животных на самой ранней, первой стадии развития психики характеризуется тем, что она отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству в силу существенной связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций животных. Соответственно, отражение действительности, связанное с таким строением деятельности, имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам, форму элементарного ощущения. Эту стадию в развитии психики мы будем называть стадией элементарной сенсорной психики, характерной больше для примитивных водных организмов (амёба, инфузория-туфелька, актиния и т.п.).

В дальнейшем, с переходом животных к наземному образу жизни и, вызванным этим развитием коры головного мозга, возникает целостное психическое отражение животными окружающих объектов, возникает сначала высшая сенсорная психика, а затем, – перцептивная психика.

Таким образом, развитие психики (психической деятельности) определяется необходимостью приспособления животных к окружающей их среде. Психика возникает и развивается у животных, прежде всего, именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде пребывания. Развитие психики проходило от ориентировочного рефлекса (сенсорная психика) к ориентировочному поведению (перцептивная психика), и от ориентировочного поведения в его высших формах (высшие животные) к ориентировочной деятельности (у человека).

Форма отражения действительности животным зависит от объективного строения его деятельности. Однако, при этом развитие психического отражения у животных как бы отстаёт от развития их деятельности (сложных инстинктивных форм поведения), оказывается как бы сдвинутым на одну ступень вниз. Материальную основу сложного процесса развития психики животных составляет формирование «естественных орудий» их деятельности – их «живых» органов тела и формирование присущих этим органам функций. Эволюция органов тела животных и эволюция соответствующих им функций, включая функции мозга, происходящая «внутри» каждой из стадий развития деятельности и психики животных, постепенно подготавливает возможность перехода к новому, более высокому строению их деятельности (сложного поведения) в целом. Возникающее при этом переходе изменение и усложнение общего строения деятельности (относительно низших животных употребляем понятие «поведение») животных создаёт необходимость дальнейшей эволюции отдельных телесных органов и функций психики.

Первое отличие деятельности животных (в том числе и высших животных) от деятельности человека состоит в том, что деятельность животных является инстинктивно-биологической. В связи с этим и возможности психического отражения животными окружающей их действительности также являются принципиально ограниченными. У животных, в отличие от человека, не существует устойчивого объективно-предметного отражения действительности. Когда человек вступает в то или иное отношение к вещи (в отношения с вещью (предметом, объектом, явлением, субъектом)), то он отличает объективный предмет своего отношения и само своё отношение к нему. Такого разделения не существует у животных, а человек всегда осознаёт и действует подобным образом (в рамках весьма широкой, но, всё же, имеющейся психологической нормы).

Существует ещё одна черта психики животных, отличающая её от человеческого сознания: общение животных и по своему содержанию, и по характеру осуществляющих его конкретных процессов так же полностью остаётся в пределах их инстинктивного поведения. Имеется ввиду отсутствие у животных труда – процесса, общественного по своей природе.

Труд – это процесс, связывающий человека с природной средой, с социальной средой и с предметно-вещественной средой, а так же – процесс воздействия человека на эти среды. Для труда характерны употребление и изготовление орудий и реализация труда в условиях коллективной деятельности.

У животных предмет их деятельности и её биологический мотив всегда «слиты». У человека, в рамках коллективной деятельности, происходит разделение предмета деятельности и её мотива.

Итоговое рассмотрение типов нервной системы (НС): сетевидная (диффузная) НС, узловая (ганглиозная) НС, хордовая (трубчатая) НС, ЦНС (высшие животные, высокоразвитые приматы), сложная ЦНС (люди).

Представители (классы, виды) живых существ, находящиеся на стадии низшей сенсорной психики, на стадии высшей сенсорной психики, на стадии низшей перцептивной психики, на стадии высшей перцептивной психики, на стадии интеллекта (высшие приматы (шимпанзе, орангутаны, гориллы), собаки, лошади, дельфины)), на стадии сознания (люди).

Динамические характеристики систем по Рыжову Б.Н.

Согласно Б.Н. Рыжову, морфологическое описание систем, особенно систем психологических, всегда сопряжено с рядом условностей, поскольку все реально существующие системы с момента своего возникновения находятся в состоянии постоянного изменения, непрерывно утрачивая одни свойства и приобретая другие. Описание деятельности системы, видов и уровней её функционирования составляет предмет функционального описания, важнейшей частью которого является анализ динамических характеристик системы.

Борис Николаевич Рыжов считает, что, следуя избранной и развитой им системной логике, можно получить основные первичные динамические характеристики системы, – перейдя от первичных статических характеристик системы, – её объема – n, и сложности – С, – к скорости изменения этих параметров. Таким образом, по Б.Н. Рыжову, получим скорость изменения числа элементов системы – Vn и скорость изменения сложности системы – Vc. Аналогично, согласно Рыжову Б.Н., может быть получена вторичная динамическая характеристика системы: скорость изменения энтропии – Vs.

По взгляду Рыжова Б.Н., динамика энтропийных показателей представляет особый интерес. Б.Н. Рыжов пишет [20] о том, что ещё в 1864 г. Р. Клаузиус обнаружил важнейшую закономерность доступной для нашего наблюдения части Вселенной – её основной закон, или второе начало термодинамики. Второе начало термодинамики вызвало продолжительную полемику, связанную с адекватностью её применения к таким объектам космической природы, как Солнечная система, Галактика и т.д. У истоков этой полемики стоял сам Клаузиус, выдвинувший гипотезу о неизбежной тепловой смерти Вселенной вследствие неизменного увеличения её энтропии. Главный аргумент его противников состоял в том, что Вселенную в принципе нельзя рассматривать как изолированную систему, и, следовательно, второе начало к ней неприменимо.

Рыжов Б.Н. утверждает, что один из наиболее интересных аспектов возникшей дискуссии был связан с поведением живых систем, энтропия которых, как казалось, повсеместно убывает. На эту особенность живых систем, их усложнение в процессе жизни, полагает Б.Н. Рыжов, [21] указывал ещё Г. Гегель, а вслед за ним многие исследователи XIX и XX в.в., подвергавшие сомнению применимость второго начала термодинамики для живых систем.

Рыжов Б.Н. полагает, что обнаружилось, казалось бы, очевидное несоответствие между предполагаемой универсальностью второго начала и поведением одной из частных системных форм. Но при ближайшем рассмотрении это несоответствие оказывается мнимым. Оно вызвано тем, что все живые системы имеют сложное многоуровневое строение, обязательно включающее уровни подсистемного и сверхсистемного порядков. При этом любая живая сверхсистема (любой вид живых существ или биосфера в целом) всегда представляет собой элемент более обширной неживой системы, повышение энтропии которой в результате деятельности её живых элементов, как правило, не вызывает сомнения.

Б.Н. Рыжов считает, что, например, биосфера как самый высший уровень объединения живых существ, составляет часть земной оболочки и представляет собой, таким образом, один из элементов неживой системы нашей планеты. Какую же роль сыграло появление жизни на Земле с позиции стороннего наблюдателя, не имеющего возможности проникать в сущность происходящих на этой планете изменений и оценивающего лишь их самый общий, внешний результат? По всей вероятности, у этого наблюдателя не возникло бы сомнений относительно того, что с появлением самых первых форм жизни скорость возрастания энтропии Земли значительно повысилась. С появлением растений, как принято считать, возникла атмосфера, т.е. диаметр планеты увеличился почти на 60-т километров. В результате жизнедеятельности растений происходит постоянное разрыхление земной коры. При некоторых периодически возникающих процессах, таких как лесные пожары, происходит выброс твердых продуктов окисления в атмосферу и рассеивание их на большом пространстве от места выброса.

Рыжов Б.Н. считает, что ещё быстрее стала возрастать энтропия планеты после появления животных и, особенно, социальных форм жизни. Сторонний наблюдатель должен был бы зафиксировать значительно возросшее в последние десятилетия электромагнитное излучение Земли, отделение от неё множества материальных объектов – спутников, космических аппаратов и т.п. Иначе, для этого наблюдателя любое усложнение форм жизни своим единственным следствием имело бы ускорение распада земного вещества.

Мо мнению Рыжова Б.Н., тем не менее, имеющее место усложнение в процессе жизнедеятельности структурной организации живых систем требует своего объяснения. Б.Н. Рыжов полагает, что, для того, чтобы подойти к пониманию этих процессов, необходимо провести системологический анализ динамики состояния живых систем с учётом её фазовой структуры. Рыжов Б.Н. рассматривает в этой связи возможные комбинации первичных и вторичных динамических характеристик системы, имея ввиду одновременно происходящие процессы возрастания или убывания этих характеристик.

Согласно взглядам Б.Н. Рыжова, теоретически, таких комбинаций или соответствующих им типов динамики состояний систем может быть восемь, из которых только шесть могут существовать в действительности. Ниже, в Таблице «Типы системодинамики», Рыжовым Б.Н. даны названия и указаны сущностные особенности возможных типов системодинамики.

Таблица «Типы системодинамики» по Б.Н. Рыжову.

№ типа Vn Vc Vs НАЗВАНИЕ ТИПА СИСТЕМОДИНАМИКИ
  + + интенсивное развитие
  + + + экстенсивное развитие
  + - + деградация
  - - + распад
  - - диссипация
  - + коллапс
  + - не возможен
  - + + не возможен

Примечание: + это увеличение параметра; это уменьшение параметра

Первый из выделенных Рыжовым Б.Н. типов системодинамики, – интенсивное развитие, представляет собой изменение состояния системы во времени, характеризующееся повышением её сложности и объёма при одновременном увеличении порядка между её элементами (уменьшение энтропии). Из сделанных Б.Н. Рыжовым замечаний [22] следует, что такой тип системодинамики возможен, когда привносимый в систему новый элемент будет иметь либо большее число непосредственных связей с другими элементами, чем в среднем было у каждого элемента системы до её изменения; либо добавляемые новым элементом связи должны носить существенный характер, значимо снижая число опосредованных связей. Таким образом, развиваясь интенсивно, система увеличивается в объёме и становится более организованной и структурированной, способной мобильно отвечать на внешние возмущения.

По Рыжову Б.Н., второй тип системодинамики, – экстенсивное развитие,представляет собой однонаправленное повышение или сохранение сложности, объёма и энтропии системы. Экстенсивный тип развития также подразумевает рост системы, однако, её структура становится всё более рыхлой, аморфной и всё менее способной к мобильному реагированию на внешние возмущения. Отличие экстенсивного типа системодинамики от предыдущего интенсивного в том, что в экстенсивной форме развития добавление в систему нового элемента сопровождается привнесением в неё несущественных связей, число которых не превышает удельного количества связей, приходившихся на каждый элемент системы до её изменения.

По Б.Н. Рыжову, третий тип системодинамики, – деградация, характеризуется уменьшением сложности системы при одновременном возрастании объёма и энтропии системы. Согласно Б.Н. Рыжову, деградация это последний возможный путь увеличения объёма системы. Это путь, при котором за приобретение каждого нового элемента, приходится расплачиваться имеющимися в системе связями. Будучи убыточным способом существования, деградация не может продолжаться долгое время. Причина тому заключена в ускоренно идущем при этом типе системодинамики: процессе увеличения энтропии, чьи темпы роста значительно опережают рост энтропии при экстенсивном развитии. Результатом быстрого накопления энтропии становится неизбежный дисбаланс процессов взаимодействия с внешней средой и превращение системы из потребителя элементов этой среды в её донора.

По Б.Н. Рыжову, распад, как тип системодинамики, открывает вторую триаду комбинаций динамических характеристик систем, главной отличительной особенностью которых становится сокращение числа составляющих систему элементов. Основные свойства данного типа системодинамики – уменьшение сложности и объёма системы при одновременном возрастании её энтропии. При распаде в системе нарушаются прежде всего существенные связи, а покидают систему её самые высокоорганизованные элементы. Поэтому распад системы можно назвать процессом, – обратным её интенсивному развитию. Также как и при интенсивном развитии, при распаде главная роль принадлежит процессам, происходящим внутри системы, а её взаимодействие со средой имеет второстепенный, подчинённый характер. Различие здесь, разумеется, только в направленности происходящих процессов: в первом случае они ведут к совершенствованию структуры системы, а во втором – к её ускоренному разрушению.

По Рыжову Б.Н., диссипация, означающая однонаправленное уменьшение сложности, объёма и энтропии системы, представляет собою процесс, обратный экстенсивному развитию. На первый план здесь, как и при экстенсивном развитии, выступает активное взаимодействие со средой. Диссипация является типом системодинамики, при котором система освобождается от наименее организованных элементов. Отторгает от себя свои периферийные части, как правило, наименьшим образом связанные с другими элементами. Система как бы оздоравливается и, теряя в объёме, восстанавливает или заново укрепляет свою структуру.

По Рыжову Б.Н., последняя в этой триаде связка условий – коллапс, – представляет увеличение или сохранение сложности при одновременном уменьшении объёма и энтропии системы. Коллапс – достаточно редкий тип системодинамики, при котором внутренние и внешние взаимодействия уравновешивают друг друга. Идёт своего рода реорганизация связей, остающихся от покидающих систему элементов. Причём – реорганизация ранее несущественных связей в существенные. По направленности проходящих процессов коллапс является обратным деградации.

По Рыжову Б.Н., две оставшиеся связки условий – увеличение энтропии при повышении сложности и уменьшении объёма системы, и, противоположное этому, –уменьшение энтропии при уменьшении сложности и увеличении объёма системы – противоречат введенному определению энтропии и не представляют интереса для анализа.

Согласно Б.Н. Рыжову, здесь, ниже, на примере простейших геометрических систем, дана графическая интерпретация типов системодинамики, – см. ниже рисунки «Типы системодинамики с увеличением числа элементов» и «Типы системодинамики с уменьшением числа элементов».

Согласно научному подходу Б.Н. Рыжова, динамика состояний систем позволяет выделить важный критерий их различия – изменение состава элементов системы. По этому критерию все системы могут быть разделены на два класса: системы, внутренние взаимодействия которых обусловливают относительное постоянство или уменьшение состава элементов (Vn < 0), или распадающиеся системы; и системы, важнейшим качеством которых является возможность самовоспроизведения новых элементов (Vn > 0), или развивающиеся системы.

По Б.Н. Рыжову, класс распадающихся систем составляет основное подмножество объектов неживой природы. По отношению к выделенным типам системодинамики для него характерны различные формы разрушения системы (распад, диссипация, коллапс). При этом диссипация и коллапс, имеющие общее свойство уменьшения энтропии, представляют собой редко встречающиеся формы динамики систем, или, точнее, экстраординарную фазу их состояния. В отличие от этого, форма системодинамики распада с повышением энтропии, имеет универсальный характер для абсолютного большинства неживых систем.

По Рыжову Б.Н., основу класса развивающихся систем составляет подмножество прогрессивных систем, имеющих однонаправленное повышение сложности и объёма. Можно предположить, что это – живые системы. По Б.Н. Рыжову, в этот класс также входит подмножество деградирующих систем, форма существования которых связана с уменьшением связей в системе и повышением её энтропии. Согласно Б.Н. Рыжову, развивающиеся системы представляют тип сложных систем, имеющих многоуровневое строение. Особенностью этих систем является непрерывный процесс взаимодействий как внутри системы между её элементами, так и взаимодействий с внешней средой, осуществляемых на всех уровнях организации системы. При этом действует правило иерархической организации: развитие сложной системы обеспечивается неоднородностью функций её элементов (субсистем), а существование каждой субсистемы обеспечивается интегративной деятельностью целостной системы.

Вопросы для самостоятельной работы студентов,

контрольные вопросы и вопросы к семинарам по теме № 5 раздела № I

1. Какие Вы знаете основные этапы развития психики?

2. Что такое «раздражимость», «чувствительность», «ощущение»?

3. Что такое инстинктивное поведение?

4. Дайте общую характеристику инстинктивного поведения животных.

5. Назовите основные стадии развития психики и поведения животных.

6. Перечислите основные характеристики сетевидной, узловой и хордовой нервных систем.

7. Опишите ЦНС и сложную ЦНС.

8. Дайте понятие условных рефлексов как физиологической основы поведения животных.

9. Назовите отличительные характеристики интеллектуального поведения животных.

10. Подход К.Э. Фабри к эволюции психики живых существ.

11. Что Вы знаете о концепции К.Э. Фабри о происхождении психики?

12. Опишите подход А.Н. Леонтьева к становлению психики и к эволюции психики до уровня сознания.

13. Расскажите о концепции А.Н. Леонтьева об эволюции психического и о происхождении сознания.

14. Главные тенденции развития психики.

15. Основные этапы развития психики.

16. Сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект, сознание.

17. Возникновение чувствительности у живых организмов, связанное с усложнением их жизнедеятельности.

18. Выделение процессов внешней деятельности, опосредствующих отношения организмов к тем свойствам окружающей среды, от которых зависит сохранение и развитие этих организмов.

19. Появление раздражимости к тем воздействиям, которые «работают» на сигнальную функцию организма.

20. Способность отражения организмами воздействий окружающей среды в их объективных связях и отношениях – психическое отражение.

21. Развитие форм психического отражения, совершающееся вместе с усложнением строения организмов и зависящее от развития той деятельности, «вместе» с которой они возникают.

22. Отражение животными среды в единстве с их поведением.

23. Стадия элементарной сенсорной психики.

24. Стадия высшей сенсорной психики.

25. Стадия низшей перцептивной психики.

26. Стадия высшей перцептивной психики.

27. Стадия интеллекта.

28. Стадия сознания.

29. Развитие психики, определяемое необходимостью приспособления животных к окружающей их среде.

30. Развитие психики от ориентировочного рефлекса (сенсорная психика) к ориентировочному поведению (перцептивная психика), и от ориентировочного поведения к ориентировочной деятельности.

31. Деятельность высших животных и деятельность человека, – отличия.

32. Общение животных и человека, – сходства и отличия.

33. Труд как процесс, общественный по своей природе. Базовые параметры труда.

34. Биологическая мотивация деятельности животных.

35. Разделение предмета деятельности и её мотива в рамках коллективной деятельности человека.

36. Проблема происхождения и развития сознания в филогенезе.

37. Подробно проанализируйте динамические характеристики систем, – согласно системному подходу Рыжова Б.Н.

38. Составьте нижеследующую таблицу, согласно подходу Леонтьева А.Н.

«Стадии развития психики и особенности живых существ»

Стадия развития психики Особенности нервной системы и органов чувств Особенности психического отражения Особен-ности поведения Виды живых существ
         

Рекомендуемая по теме № 5 раздела № I литература

(жирным шрифтом выделены базовые научные и учебно-методические источники)

1. Агапов В.С. Общая психология: Хрестоматия. – М.: Альтекс, 2014.

2. Введение в общую психологию. / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1997.

3. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2001.

4. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. Подольского А.И. – М.: Институт практической психологии, 1998.

5. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: Университет, 2000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: