Формула эффективности деятельности по Рыжову Б.Н

Б.Н. Рыжов пишет, [16] что представления о внутреннем и внешнем строении деятельности, разумеется, оказались бы весьма неполными без учёта их взаимной соотнесённости. Для того, чтобы пояснить это обстоятельство, предлагает Б.Н. Рыжов, обратимся к такой важной характеристике, какой является психофизиологическая цена деятельности, или расход части функциональных резервов субъекта, произведённый для обеспечения деятельности на физиологическом уровне.

Рыжов Б.Н. постулирует, что психофизиологическая цена деятельности представляет собой напряжённость, которую испытывает организм человека при выполнении этой деятельности. Согласно предложенному в системной психологии определению, напоминает Б.Н. Рыжов, напряжённость представляет собой разность энтропии системы в стационарном и текущем состояниях: где: Scm – энтропия системы в стационарном состоянии, Sm – энтропия системы в текущий момент времени. Рыжов Б.Н. тезисно раскрывает, применительно к оценке функционального состояния организма, как это показано им в соответствующей тематической публикации, [17] что унифицированной мерой психофизиологической напряжённости является интегральный показатель напряжённости - ИПН. Учитывая, заключает Б.Н. Рыжов, что в процессе деятельности ИПН изменяется от 0, при отсутствии у обследуемого признаков психофизиологической напряжённости, до 1, в случае максимальной выраженности этих признаков, наличный функциональный резерв обследуемого - Т' может быть найден как: Т' = 1- ИПН

Вместе с тем, делает вывод Б.Н. Рыжов, функциональный резерв, будучи одной из внутренних характеристик деятельности, является одновременно таким же объективным результатом труда, как и его продуктивные показатели. Это открывает возможность установить с его помощью соотношение между интегральной характеристикой внутренних условий деятельности – эффективностью деятельности (Е), с одной стороны, и объективными показателями продуктивности труда, и расхода функциональных резервов организма, с другой.

Используя процедуру попеременного исключения (замораживания) одного из объективных показателей, пишет Рыжов Б.Н., [18] мы получим две типичные ситуации, которые можно проиллюстрировать следующими примерами:

- для первой ситуации допустим, что два человека, выполняя стандартное тестовое задание, обнаружили различные уровни продуктивности – и соответственно. В то же время их функциональные затраты или показатели психофизиологической цены деятельности в итоге оказались одинаковыми. Таким образом, существует связка условий: где Т 1 и Т 2 – функциональные резервы первого и второго обследуемых в ходе выполнения ими деятельности.

В этом случае, пишет Б.Н. Рыжов, [19] допуская равную значимость ситуации обследования для её участников, в отношении объективных и субъективных характеристик деятельности справедливо соотношение: утверждающее, что показатели эффективности деятельности обследуемых соотносятся как показатели продуктивности их труда.

- в качестве второй ситуации, предлагает Б.Н. Рыжов, рассмотрим противоположный случай, когда при тех же исходных условиях показатели продуктивности деятельности оказались у обследуемых равными, а их итоговые функциональные затраты - нет. Т.е. существует обратная связка условий, отмечает Б.Н. Рыжов: В этом случае, полагает Б.Н. Рыжов, соотношение объективных и субъективных характеристик деятельности, или уравнение деятельности приобретает вид: Это уравнение деятельности утверждает, подчёркивает Б.Н. Рыжов, что показатели эффективности деятельности обследуемых соотносятся как средние уровни их функциональных резервов в ходе деятельности. Обобщая предшествующие частные уравнения, продолжает Б.Н. Рыжов, для общего случая неравенства показателей продуктивности труда обследуемых и неравенства их функциональных резервов, т.е. при условии: имеем обобщённое уравнение деятельности (ОУД): Е = П(1- ИПН).

Из этого уравнения следует, полагает Рыжов Б.Н., что эффективность деятельности возрастает с ростом продуктивности труда и уменьшается с ростом психофизиологической цены деятельности. Раскрывая содержание показателя эффективности в левой части уравнения, отмечает Рыжов Б.Н., получаем ОУД в канонической форме: М × Р × Т = П(1- ИПН)

Пользуясь обобщённым уравнением деятельности, подчёркивает Б.Н. Рыжов, можно сделать ряд частных выводов относительно его отдельных компонент. Так, в случаях, отмечает автор, когда мы заведомо располагаем данными о близком уровне мотивационных потенциалов и трудоспособности двух субъектов (как, например, при сравнении работы двух курсантов лётного училища, выполняющих одно и то же тренировочное задание в реальной ситуации полёта), соотношение их уровней работоспособности или, в данном случае, обученности, при прочих равных условиях можно определить из выражения: где нижним индексом 1 и 2 обозначены данные первого и второго обследуемых соответственно. И, напротив, подчёркивает учёный, в случае априорного равенства уровней работоспособности и трудоспособности (например, при выполнении теми же курсантами привычных тестовых заданий на тренажёре, в условиях. когда они ранее уже не раз демонстрировали близкие показатели эффективности), отношение текущих показателей эффективности работы отражает соотношение наличного уровня мотивационных потенциалов обследуемых по отношению к данному виду работы: Таким образом, полагает исследователь, может быть установлено весьма важное как для теоретического исследования, так и для практической работы, соотношение важнейших внутренних и внешних характеристик деятельности человека. В том числе, утверждает эмпирик, на основе этого соотношения открывается возможность для количественной оценки эффективности деятельности, как производной результатов измерения её продуктивных показателей и психофизиологической напряжённости человека.

Вопросы для самостоятельной работы студентов,

контрольные вопросы и вопросы к семинарам по теме № 4 раздела № I

1. Раскройте понятие «деятельность».

2. Опишите общую структуру деятельности.

3. Осветите основные характеристики деятельности.

4. Проанализируйте предметность деятельности.

5. Охарактеризуйте внутреннюю деятельность, детерминирующую внешнюю деятельность.

6. Осуществите различение отдельных видов деятельности по их предметам.

7. Какова общая структура внешнего и внутреннего планов деятельности.

8. Произведите развёрнутую классификацию видов деятельности.

9. Раскройте понятие «действие».

10. Раскройте понятие «операция».

11. Продумайте психическое содержание субъекта деятельности.

12. Что такое «индивидуальный стиль деятельности»?

13. Каков психологический механизм «сдвига» мотива деятельности на её цель по А.Н. Леонтьеву?

14. Какой имеется фундаментальный постулат познания деятельности человека?

15. Подвергните анализу теорию деятельности А.Н. Леонтьева как научный подход.

16. Детально проанализируйте понимание продуктивной деятельности человека как работы по организации и регуляции систем, – согласно Б.Н. Рыжову.

17. Подвергните подробному анализу внутреннюю структуру деятельности с позиции системной психологии Рыжова Б.Н.

18. Проанализируйте факторы эффективности деятельности по Рыжову Б.Н.

19. Рассмотрите формулу эффективности деятельности по Б.Н. Рыжову

Рекомендуемая по теме № 4 раздела № I литература

(жирным шрифтом выделены базовые научные и учебно-методические источники)

  1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Альма-Матер, 2003.
  2. Агапов В.С. Общая психология: Хрестоматия. – М.: Альтекс, 2014.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2002.

4. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. В двух томах. – СПб.: СПбГУ, 2007.

  1. Введение в общую психологию. / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1997.

6. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2004.

7. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. Подольского А.И. – М.: Институт практической психологии, 1998.

8. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: Университет, 2000.

9. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2001.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: