Память – фиксация психических элементов в структуре психической системы по Б.Н. Рыжову

Согласно научному взгляду Рыжова Б.Н., если восприятие есть процесс установления связей объекта с психической системой, то память, с системной точки зрения, есть фиксация этих связей. Именно память образует основу психической системы – сеть фиксированных связей между её элементами, пишет Б.Н. Рыжов. [42] Именно поэтому память называют краеугольным камнем психики, основой всех психических процессов, – утверждает Рыжов Б.Н.

Нарушения памяти, возникнув как частный психический дефект, в случае своего прогрессирующего развития приводят к тотальному разрушению личности, её гибели; этот момент был превосходно использован греческой мифологией, отделившей нас от потустороннего мира Летой – рекой забвения, – заявляет Б.Н. Рыжов.

В античности мы находим и первые попытки рационально осмыслить явления и механизмы памяти, – подмечает автор. Благодаря многовековой исследовательской традиции, у истоков которой лежали еще труды Платона и Аристотеля, в настоящее время психологическая феноменология памяти представляет собой обширный свод знаний о типологии, свойствах и закономерностях, нарушениях и случаях необычайного развития памяти, – отмечает историк психологии. При этом традиционная психология в зависимости от длительности фиксации системных связей выделяет долговременную и кратковременную (а также сверхкратковременную – иконическую) память, – фиксирует учёный. В зависимости от модальности ощущений, образующих тот или иной психический элемент выделяют визуальную, кинестетическую и другие типы памяти, – свидетельствует исследователь. По психологическому содержанию запоминаемых элементов выделяют образную, словесно-логическую и эмоциональную память, – подчёркивает анализируемый автор. По особенностям процесса запоминания выделяют произвольную и непроизвольную память, – указывает он.

Особое и весьма успешно развиваемое направление составляют психофизиологические, физиологические и биохимические исследования памяти, дающие достаточно чёткую картину работы связанных с функцией памяти мозговых структур, включая клеточный и субклеточный уровень организации, – раскрывает свою мысль Б.Н. Рыжов. Большой вклад в современное представление о психологических механизмах памяти внесла когнитивная психология, подчёркивает он.

В то же время, по его мнению, многие вопросы системной интерпретации процессов памяти ещё ждут своего решения. Один из них связан с ролью эмоций при запоминании, – замечает Рыжов Б.Н. Интересное наблюдение в этом отношении принадлежит выдающемуся скульптуру эпохи Возрождения Бенвенуто Челлини, оставившему в своих мемуарах такой рассказ: "Отец мой однажды, глядя в огонь, вдруг увидел посреди наиболее жаркого пламени маленького зверька, вроде ящерицы, каковой резвился в наиболее сильном пламени. Сразу поняв, что это такое, он велел позвать меня и, показав его, дал мне великую затрещину, от каковой я весьма отчаянно принялся плакать. Он, ласково меня успокоив, сказал мне так: “Сынок мой дорогой, я тебя бью не потому, чтобы ты сделал что-нибудь дурное, а только для того, чтобы ты запомнил, что эта вот ящерица, которую ты видишь в огне, это — саламандра, каковую еще никто не видел из тех, о ком доподлинно известно”. И он меня поцеловал и дал мне несколько монет". Этот исторический случай приводит в своей научной статье Б.Н. Рыжов. [43]

Своё научное продолжение эта тема получила в школе Курта Левина, уделявшего особое место влиянию напряженности ситуативно возникающего психологического поля на эффективность запоминания связанных с ним деталей, – пишет Б.Н. Рыжов. [44] В хорошо известном эксперименте, выполненном ученицей Курта Левина Блюмой Вульфовной Зейгарник, испытуемый выполнял длительную монотонную работу, которая неожиданно прерывалась экспериментатором. Как показало исследование, незавершенное действие запоминались значительно лучше, чем если бы оно было полностью завершено, – пишет Рыжов Б.Н. [45] При этом эффект был выраженным в том случае, если испытуемый проявлял заинтересованность в результатах своей работы, – отмечает психолог. Таким образом, с системных позиций эффект обеспечивался двумя обстоятельствами: наличием у испытуемого необходимого мотивационного рейтинга управляемой им системы и сохранением этой системой напряжённого состояния после окончания эксперимента из-за внезапного прекращения работы, – подчёркивает учёный. Сочетание этих двух факторов затягивало сохранение мотивационного потенциала к действию на более длительный срок и, тем самым, привлекало к экспериментальной ситуации дополнительное внимание, что и приводило к её лучшей фиксации в памяти испытуемого, – подмечает исследователь.

В отличие от ситуативной заинтересованности, наличие устойчивого интереса к тому или иному явлению или проблеме создает для них особую психологическую систему, организующую и структурирующую хранящийся материал, – считает Рыжов Б.Н. Эта система задаёт определённый порядок хранения информации, становясь своеобразным хранилищем нужной информации – «книжным шкафом», который позволяет не только быстро найти нужную информацию, но мгновенно «поставить новую книгу» на предназначенное для неё место, – указывает Б.Н. Рыжов. Отсутствие же такого структурированного хранилища или "книжного шкафа" приводит к тому, что поступающая новая информация не закрепляется на положенном для неё месте, а хаотично складывается в общий конгломерат, быстро утрачивая идентифицирующие её связи с системой и забываясь, – полагает автор.

В то же время, правильно организованная структура памяти наряду с уже имеющейся «тематической коллекцией» информации, непременно содержит пустоты, нуждающиеся в заполнении по мере накопления материала, подобно временно отсутствующим томам какой-либо энциклопедии, – считает аналитик. Эти «зияния» создают и поддерживают локальные напряжённости в психической системе, – считает теоретик системного подхода. Они организуют поиск нового материала, позволяя не только осуществлять специальную деятельность для его нахождения и снятия имевшейся напряженности, но и «захватывать» совершенно случайно встретившуюся информацию, если только она каким-то образом соответствует тематике «коллекции», – предметно замечает методолог системности.

Далее Борис Николаевич Рыжов приводит тематический пример. Пример такого захвата информации можно увидеть у широко образованного человека, чьи разносторонние познания, нередко оказываются почерпнутыми не из специальной литературы, а из различных, в том числе случайных источников. Особенность его ситуации состоит в том, что благодаря полученному образованию и сформировавшимся интересам он располагает хорошо структурированной внутренней "библиотекой", содержащей целый ряд "книжных шкафов", специально предназначенных для хранения тематических блоков информации. Наличие систематизированного хранилища позволяет человеку практически в течение всей жизни производить пополнение своей "коллекции" знаний, автоматически закрепляя новую информацию в уже предназначенных для неё ячейках памяти. Долговременным результатом этого процесса может стать переход все более накапливаемого количества знаний в новое качество. Оно обнаруживает себя не только в нахождении человеком новых сущностных связей между содержащимися в памяти различными информационными блоками, но и, в конечном итоге, постижении смысла идущих системных процессов. Это тот случай, когда говорят о приходящей с годами жизненной мудрости, – пишет Б.Н. Рыжов. [46]

Далее историк психологии Рыжов Б.Н. приводит ещё более ценное замечание. Многие известные со времён Пифагора мнестические технологии используют описанный механизм опорной системы запоминания. Например, Цицерон для заучивания своих речей наизусть пользовался методом "привязки к местности". Он мысленно раскладывал информацию по углам своей комнаты, а затем так же мысленно возвращался в тот или иной угол и извлекал требуемое. Если же необходимый для запоминания «книжный шкаф» отсутствует и организация такого хранилища по тем или иным причинам невозможна, мнестические технологии предлагают создать его временное подобие. Таким подобием может служить любая имеющаяся в памяти человека система хорошо известных ему явлений, которую можно ассоциировать с материалом, подлежащем запоминанию. (Так, при запоминании одного и того же телефонного номера, естественной опорой для одного человека будет усмотрение в нём какой-нибудь повторяющейся цифровой комбинации, а для другого – сопоставление исторических дат. Например, запоминание последовательности цифр 9171517, для многих облегчается усмотрением в них повторяющейся комбинации: 9-17-15-17, тогда как возможна опора и на исторические события: 917 - напоминает год начала революция в России, а 1517 - год начала религиозной реформации Мартина Лютера). Такой пример приводит классик исторической психологии Б.Н. Рыжов.

Наряду со сказанным выше, названный автор полагает следующее. Обсуждая возможности запоминания материала, необходимо затронуть и проблему необыкновенных мнестических способностей. Прекрасная память и следующая за ней жизненная мудрость представляют собой высоко ценимые и нечасто встречающиеся качества, не производящие, однако впечатления чего-либо исключительного. В то же время нам известен большой ряд примеров действительно необычайных свойств памяти.

Указанный учёный продолжает описывать тему памяти. Прежде всего, это относится ко многим выдающимся историческим фигурам. Уникальной памятью обладал Юлий Цезарь. Многие современники с изумлением отмечали, что Наполеон помнил лица и имена почти всех своих старых солдат. Он же, по словам его победителя в битве при Ватерлоо, герцога Веллингтона, часто совершал малопонятные передвижения войск, смысл которых открывался лишь тогда, когда англичане оказывались в опасном положении. Причина этого положения открылась английскому полководцу не сразу: Наполеон удерживал в памяти мельчайшие детали местности, коммуникаций и всего прочего, имеющего отношение к предстоящему сражению в радиусе нескольких десятков километров от поля битвы, тогда как сам Веллингтон, бывший, несомненно, очень одарённым военачальником, мог запомнить эти детали лишь в радиусе нескольких километров.

Б.Н. Рыжов продолжает анализировать память. Не менее удивительные, хотя и более специализированные, способности к запоминанию демонстрировали многие выдающиеся музыканты и мыслители (Моцарт запоминал любое услышанное им музыкальное произведение, а Спиноза подростком знал Библию «на иголку», иначе говоря, умел воспроизвести без запинки любую страницу, до которой дошла вонзенная в книгу игла). Столь же поразительные данные показывали и некоторые знаменитые шахматисты, такие, как единственный непобеждённый чемпион мира по шахматам Александр Алёхин, игравший «вслепую» на нескольких десятках досок одновременно.

Названный исследователь продолжает изучать память. В чём причина этих необыкновенных способностей? Очевидно, помимо общей одарённости, для этих людей была характерной необычайно эффективная система организация памяти, позволявшая заносить в её хранилище огромный объем информации и моментально извлекать эту информацию при необходимости. К сожалению, никто из них не оставил описания этой системной организации. Возможно, они и не осознавали её принципов. Во всяком случае, их мемуары и эпистолярное наследство никак не проливают свет на тайну их памяти.

Рыжов Б.Н. далее отмечает следующее. Но можно не сомневаться, что ведущий механизм удивительной памяти был связан с тем всепоглощающим, иногда обостряющимся до болезненности, интересом, который вызывает у великого музыканта звучащая мелодия, а у шахматиста – шахматная комбинация. Очевидно и то, что для великого завоевателя этот болезненный интерес будет распространяться на всю широту предметов, которыми он манипулирует, от технологии изготовления нужного ему вооружения до политического фельетона в газете. При этом, возможно, Наполеон помнил лица ветеранов потому, что хорошо знал где и как формировались его батальоны, и эти батальоны как раз и были теми самыми «книжными полками», на которых стояли «досье» его солдат.

Наряду с указанным, Б.Н. Рыжов отмечает следующее. Разумеется, оборотной стороной предельной сосредоточенности на предмете своих интересов могло стать только безразличие к тому, что лежало за его пределами. Известна материальная беспечность Моцарта, И.П. Павлов постоянно забывал получать заработную плату. Переживания других людей, будь то чувства одного близкого или страдания сотен тысяч дальних, никогда не затрагивают деспотическую личность и не запоминаются ею. Приведет ли это к знаменитым пирамидам из отрубленных голов, как у Тимура (по историческому прозвищу - «Железный хромец»), или к сравнительно малокровным и цивилизованным акциям устрашения несогласных, как у Наполеона, главным образом зависит от духа эпохи и лишь во вторую очередь – от самого Тимура (Тамерлана) или Наполеона.

При этом, Рыжов Б.Н. подчёркивает следующее. Вместе с тем, важной стороной творческой и, особенно, художественной гениальности часто оказывается возможность почти детского, эйдетического восприятия и запоминания, организованного в отличие от настоящего детского запоминания в чёткую систему. Эйдетическая память, позволяющая воспроизводить множество деталей запоминаемой ситуации, как существенных, так и несущественных, крайне редко встречается у взрослых. Причина этого лежит не в наступающей вслед за биологическим созреванием деградации функции памяти, а, напротив, в её усложнении. У ребёнка запоминается сразу большой объём информации, но затем используется лишь ничтожная её часть, остальные запомненные следы постепенно исчезают. В более старшем возрасте память работает менее хаотично, более целенаправленно. Главным становится не запечатление нового материала, а воспроизведение уже имеющегося. В новом же материале запечатлеваются, прежде всего, связи, существенные по отношению к уже имеющимся в памяти системам. У взрослого постоянно осуществляется работа по узнаванию и осознанию вновь воспринимаемого материала. В то же время, если нет специальной установки на запоминание именно данного материала, а интенсивность действующих раздражителей относительно невысока, практически весь неопознанный и неосознанный материал не запоминается. Таким образом, память взрослого работает интенсивнее, чем память ребёнка, но непосредственно запечатлевает гораздо меньше.

Вслед за этим, Б.Н. Рыжов отмечает следующее. Само по себе эйдетическое восприятие даёт наиболее полную и правдивую картину мира. Недаром говорят: устами младенца глаголет истина. Хотя, разумеется, ребёнок способен дать лишь единичное верное суждение, не увязанное в систему других суждений и, к тому же, вызванное случайными обстоятельствами. Неизбежный процесс социализации и консолидации памяти, с одной стороны создавая эту системность, с другой стороны приводит к обеднению воспринимаемого и запоминаемого материала. Тем более, что те сущностные отношения, которые начинают выделяться в восприятии и запоминаться вместо исходного эйдетического образа, обычно бывают подсказаны конкретной социальной средой и несут её рутинный отпечаток. Поэтому суждения подростков часто становятся более стереотипными и тривиальными.

Помимо этого Рыжов Б.Н. замечает следующее. Задача творческой личности иная – отказаться от установления рутинных связей, заменив их усмотрением новых сущностей. Уникальность творческого гения состоит в возможности системной организации эйдетических образов. Установления между ними нетривиальных сущностных связей, построенных, прежде всего, на принципе гармонии этих образов в новой системе создаваемого произведения искусства. В отличие от этого, так называемые, выдающиеся мнемонисты имеют способность долго сохранять эйдетические образы как своего рода атавизм. Никакой самостоятельной жизни и консолидации в новую систему эти образы не получают. Во всём остальном психическое развитие этих лиц идёт обычным путем. Даже создаётся впечатление, что в силу некоторой заурядности, они не получают того общественного признания, на которое могли бы рассчитывать благодаря своим необыкновенным способностям.

Итак, системная интерпретация индивидуальных различий памяти связывает их с существующими различиями в объеме, упорядоченности и времени фиксации запоминаемых систем, а также с мерой упорядоченности возникающей на их основе новой системной организации, – заявляет современный классик системного подхода Б.Н. Рыжов.

Вопросы для самостоятельной работы студентов,

контрольные вопросы и вопросы к семинарам по теме № 5 раздела № II

1. Дайте развёрнутое определение ППП «Память».

2. С помощью каких процессов (подпроцессов) осуществляется ППП «Память»?

3. Опишите процесс памяти «запечатление» (восприятие информации).

4. Опишите процесс памяти «переработка» (запомненной информации). Какой ещё ППП здесь напрямую задействован?

5. Опишите процесс памяти «вытеснение». Что, в большей степени, вытесняется?

6. Каковы основные процессы (подпроцессы) памяти как ППП? Дайте им подробную характеристику.

7. Опишите процесс памяти «запоминание».

8. Опишите процесс памяти «сохранение».

9. Опишите процесс памяти «узнавание».

10. Опишите процесс памяти «забывание».

11. Опишите процесс памяти «воспроизведение».

12. Какова генеральная психическая характеристика памяти как ППП?

13. Каковы базовые свойства памяти? Детально охарактеризуйте их.

14. Расскажите о длительности и прочности запоминания, как о свойствах памяти (в особенности, – долговременной памяти).

15. Расскажите о легкости воспроизведения как о свойстве памяти.

16. Расскажите о полиаспектности запоминания как об основополагающем качестве памяти. Тщательно проанализируйте психическое познавательное значение многоаспектности памяти.

17. По каким пяти основополагающим критериям (признакам) подразделяются виды памяти? Раскройте свой ответ.

18. Содержательно осветите критерий выделения видов памяти: «по времени сохранения информационного материала». Какие виды памяти выделяются по данному критерию? Каковы их психические познавательные особенности, какова специфика психического познавательного функционирования этих видов памяти? Какие параметры влияют на эффективность долговременной памяти?

19. Содержательно осветите критерий выделения видов памяти: «по преобладающему в процессе запоминания органу чувств». Какие виды памяти выделяются по данному критерию? Какова их психическая познавательная специфика?

20. Содержательно осветите критерий выделения видов памяти: «по способу запоминания информационного материала человеком». Какие виды памяти выделяются по данному критерию? Каковы их психические познавательные особенности?

21. Содержательно осветите критерий выделения видов памяти: «по «предпочитаемому» человеком способу запоминания». Какие виды памяти выделяются по данному критерию? Каковы их психические познавательные особенности?

22. Содержательно осветите критерий выделения видов памяти: «по характеру информационного материала». Какие виды памяти выделяются по данному критерию? Каковы их психические познавательные особенности?

23. Приведите примеры видовых характеристик памяти, по каждому критерию, в каких-либо социальных ситуациях (изучение учебного материала, написание реферата, ответ на экзамене и пр.).

24. Осветите взаимосвязь памяти с другими психическими познавательными процессами.

25. Какова взаимосвязь памяти и ощущения?

26. Какова взаимосвязь памяти и восприятия?

27. Какова взаимосвязь памяти и внимания? Объясните концепцию В. Вундта.

28. Проведите опыт на объём кратковременной памяти (и на объём внимания), – запомните в течение 10-ти секунд 10-ть разнообразных предметов, затем – назовите (по памяти) запомненные предметы.

29. Какова взаимосвязь памяти и воображения?

30. Какова взаимосвязь памяти и мышления?

31. Какова взаимосвязь памяти и речи?

32. Что является условием продуктивности психической познавательной «работы» памяти? Тщательно проанализируйте это условие.

33. Как связаны внимание и воля?

34. Какие вы знаете мнемонические приёмы, позитивно воздействующие на эффективность запоминания?

35. Концепция И.П. Павлова о физиологической основе памяти.

36. Концепция А.Р. Лурия о физиопсихической природе памяти.

37. Концепция Л.С. Выготского о психофилогенетическом и психоонтогенетическом происхождении и развитии памяти.

38. Исследования Б.В. Зейгарник – «эффект Зейгарник».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: