Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2013

Рыжов Б.Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования). – М.: МГПУ, 1999.

Рыжов Б.Н. История психологической мысли. Пути и закономерности: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Военное изд-во, 2004.

Рыжов Б.Н. Теория и метод системной психологии. Системные основания психологии // Системная психология и социология, том 1, № 1, 2010.

Рыжов Б.Н. Теория и метод системной психологии. Системные основания психологии (продолжение, начало в № 1 за 2010 г.) // Системная психология и социология, том 1, № 2, 2010.

Рыжов Б.Н. Теория и метод системной психологии. Системные основания психологии (продолжение, начало в №№ 1-2 за 2010 г.) // Системная психология и социология, том 1, № 3, 2011.

Рыжов Б.Н. Теория и метод системной психологии. Естественно-научные и философские предпосылки развития системной психологии // Системная психология и социология, том 2, № 6, 2012.

Рыжов Б.Н. Теория и метод системной психологии. Системная психометрика напряжённости // Системная психология и социология, том 1, № 7, 2013.

Рыжов Б.Н. Теория и метод системной психологии. Внутренняя структура деятельности с позиции системной психологии // Системная психология и социология, том 2, № 8, 2013.

Рыжов Б.Н., Романова Е.С. Теория и метод системной психологии. История психологии с системных позиций // Системная психология и социология, том 1, № 9, 2014.

Рыжов Б.Н. Теория и метод системной психологии. Системорегуляция и состояния управляемой системы // Системная психология и социология, том 3, № 11, 2014.

32. Узнадзе Д.Н. Общая психология / Перевод с грузинского. – М.: Смысл, 2004.

33. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания: Учебное пособие для студентов спецотделений факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.

34. Хрестоматия по вниманию. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. – М.: МГУ, 1976.

Энциклопедия истории психологии / Кезина Л.П., Рябов В.В., Романова Е.С., Рыжов Б.Н., Хисамбеев Ш.Р. Тома №№ 1-5. – М.: Центр «Школьная книга»; АО «Московские учебники», 2001-2014 г.г.

Раздел № 2. Тема № 5. «Психический познавательный

процесс ″Память″»

«Память» (англ. – memory) как психический познавательный процесс. «Память» как единый и неделимый психический познавательный процесс (ППП), осуществляющийся с помощью целого ряда подпроцессов или процессов памяти. ППП «память» в качестве процессов восприятия, запечатления, запоминания, сохранения, узнавания, переработки, вытеснения, забывания и воспроизведения человеком (субъектом познания) разного рода информации (информационного материала), полученной, усвоенной, интериоризированной им.

Основные подпроцессы (базовые процессы) памяти: запоминание, сохранение, узнавание, забывание, воспроизведение.

Генеральная психическая познавательная функция памяти – запоминание, – осуществление запоминания информации. Базовые свойства памяти: длительность запоминания, прочность запоминания, легкость воспроизведения. Основополагающее качество памяти – многофакторность, полифункциональность запоминания, что выражается в многообразии видов памяти и в качественном разнообразии запоминаемой через их посредство (с их помощью) информации.

Виды памяти и классификация видов памяти. Виды памяти классифицируются по следующим пяти главным критериям (признакам).

1. По времени сохранения информационного материала: кратковременная, оперативная, долговременная память (рассматриваются также параметры «работы» данных сущностных видов памяти, особо анализируется долговременная память).

2. По преобладающему в процессе запоминания органу чувств (анализатору): зрительная, слуховая, осязательная, вкусовая, обонятельная память.

3. По способу запоминания информационного материала человеком (субъектом познания), т.е. по наличию или отсутствию целеустремлённости запоминания: произвольная, непроизвольная память.

4. По «предпочитаемому» (вольно или невольно) человеком (субъектом запоминания) способу, методу, приёму запоминания какого-либо содержательного информационного материала, – ассоциативная, образная, логическая, словесно-логическая память.

5. По характеру, по содержанию самого информационного материала, «диктующего» вид запоминания: двигательная, эмоциональная, генетическая память.

В каждый данный момент времени, относительно каждого конкретного акта запоминания, память любого человека обладает, по меньшей мере, одной характеристикой по каждому критерию (видовому признаку), иногда – несколькими, не противоречащими друг другу, характеристиками (видовыми особенностями).

Взаимосвязь памяти с другими психическими познавательными процессами. Особая взаимосвязь памяти с воображением и мышлением. Взаимозависимость памяти и внимания. «Задача на запоминание» как условие продуктивности памяти. Внимание и воля. Запоминание и воспроизведение. Мнемонические приёмы запоминания. Тренировка памяти.

«Магическое число» 7 ± 2 предмета (объекта) – физический объём внимания и кратковременной памяти.

Научные теории (концепции) «работы» памяти. Концепция В. Вундта. Концепция И.П. Павлова. Концепция А.Р. Лурия. Концепция Л.С. Выготского. «Эффект Зейгарник» (эффект незавершённого, незаконченного действия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: