Немов Р.С. Общая психология. В 3-х томах. Том 2-ой. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Изд-во Юрайт, 2011

18. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 1. Изд. 2-е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В. Петухов. Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 – «Психология» – М.: УМК «Психология»; Генезис, 2002.

19. Общая психология. Энциклопедический словарь. Под ред. Петровского А.В. – СПб.: Речь, 2005.

20. Подопригора С.Я. Краткий психологический словарь. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.

21. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под. Ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003.

22. Психология для гуманитарных вузов. Под ред. Дружинина В.Н. – СПб.: Питер, 2006.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2013.

Рыжов Б.Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования). – М.: МГПУ, 1999.

Рыжов Б.Н. История психологической мысли. Пути и закономерности: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Военное изд-во, 2004.

Рыжов Б.Н. Теория и метод системной психологии. Системные основания психологии // Системная психология и социология, том 1, № 1, 2010.

Рыжов Б.Н. Теория и метод системной психологии. Системные основания психологии (продолжение, начало в № 1 за 2010 г.) // Системная психология и социология, том 1, № 2, 2010.

Рыжов Б.Н. Теория и метод системной психологии. Системные основания психологии (продолжение, начало в №№ 1-2 за 2010 г.) // Системная психология и социология, том 1, № 3, 2011.

Рыжов Б.Н. Теория и метод системной психологии. Естественно-научные и философские предпосылки развития системной психологии // Системная психология и социология, том 2, № 6, 2012.

Рыжов Б.Н. Теория и метод системной психологии. Внутренняя структура деятельности с позиции системной психологии // Системная психология и социология, том 2, № 8, 2013.

Рыжов Б.Н., Романова Е.С. Теория и метод системной психологии. История психологии с системных позиций // Системная психология и социология, том 1, № 9, 2014.

Рыжов Б.Н. Теория и метод системной психологии. Системорегуляция и состояния управляемой системы // Системная психология и социология, том 3, № 11, 2014.

33. Узнадзе Д.Н. Общая психология. / Перевод с грузинского. – М.: Смысл, 2004.

34. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания: Учебное пособие для студентов спецотделений факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.

35. Штейнмец А.Э. Общая психология. – М.: Академия, 2014.

Энциклопедия истории психологии / Кезина Л.П., Рябов В.В., Романова Е.С., Рыжов Б.Н., Хисамбеев Ш.Р. Тома №№ 1-5. – М.: Центр «Школьная книга»; АО «Московские учебники», 2001-2014 г.г.

Раздел № 2. Тема № 6. «Психический познавательный

процесс ″Воображение″»

Важнейшее значение воображения состоит в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению.

В качестве исторической справки можно отметить, что в течение достаточно длительного периода ранее, даже во второй половине в XX века, выделялось два психических познавательных процесса, охватывающих собою то психическое познавательное содержание, которое на современном этапе предполагается сущностным содержанием ППП «Воображение».

Выделялся процесс «Представление», который соответствует на современном этапе развития научного знания пассивному, репродуктивному, непроизвольному воображению. Также выделялся собственно процесс «Воображение», на современном этапе развития психологической науки соответствующий активному, продуктивному, произвольному воображению.

В исторической научной ретроспективе рассмотрим категорию представления. Представления (англ. – imagery), – это психические образы, гештальты, смысловые интегральные единицы воображения. В повседневной речи под представлением подразумевают разновидность внутреннего опыта, или картины, открывающиеся так называемому «мысленному взору». Такое описание, обычно, называется «рисуночной метафорой». Однако представления также относятся к опыту, полученному в других областях восприятия, таких как слух, вкус и кинестезия. Когда люди утверждают, что они действительно видят несуществующие объекты, считается, что они страдают галлюцинациями. Если же существующие объекты неверно истолковываются, то мы говорим об иллюзиях. Обычно, представления характеризуют как бледные и быстротечные, лишенные деталей и фрагментарные. Однако некоторые люди рассказывают о своих ярких, детальных внутренних образах. Предположительно, люди отличаются по силе своих представлений. Несомненно, люди различаются по результатам, достигнутым в различных тестах, созданных для измерения яркости или ясности внутренних образов в различных сенсорных областях. Такие тесты довольно надежны в том смысле, что их показатели являются достаточно стабильными, однако трудно установить их валидность, потому что никто не может разделить с другими свои представления. На ранних этапах развития психологии, Вильгельм Вундт рассматривал представления как один из трех основных элементов сознания, наряду с ощущениями и чувствами. Представления рассматривались В. Вундтом и другими учеными как ранее испытанные и восстановленные в памяти сенсорно-перцептивные впечатления. В XX веке, представления обычно признавали в качестве основных психологических явлений, реальность которых едва ли может быть оспорена. Таким образом, представление – это комплексное впечатление и осмысленное мнение человека о каких-либо феноменах, явлениях, процессах, объектах, субъектах.

Ещё раз отметим, что в современный период формирования психологической науки все рассматриваемые в данной теме феномены объединяются в понятии ППП «Воображение».

«Воображение» как психический познавательный процесс (ППП). Воображение в качестве психического познавательного процесса представления, мечтания, фантазирования, выдумывания, − осуществляемого путём переработки, комбинирования и творческой обработки информационного материала, полученного (усвоенного) благодаря прошлому опыту.

Воображение как преобразование (преображение) представлений памяти. Познавательные особенности психического отражения в воображении. Ассоциативная характеристика «работы» воображения. Основные психические познавательные характеристики (направления психической познавательной деятельности) воображения.

Базовые типы воображения: непроизвольное и произвольное воображение.

Постановка творческой задачи как условие продуктивности воображения.

Четыре основных вида воображения: пассивное/активное; репродуктивное/продуктивное воображение.

Аналитико-синтетический характер воображения. Осуществление воображением синтеза, преобразования (трансформации) представлений памяти в различных формах: 1. Агглютинация (соединение несоединимого в реальности). 2. Гиперболизация (явное преувеличение). 3. Заострение («выпячивание» какого-либо смысла, значения). 4. Схематизация. 5. Типизация.

Взаимосвязь воображения и других психических познавательных процессов. Познавательная связь воображения и памяти. Психическая познавательная взаимозависимость активного, произвольного, продуктивного воображения и творческого мышления (мыслительного комбинирования).

Концепция В. Вундта. Концепция Л.С. Выготского. Концепция А.Р. Лурия.

Проективные психодиагностические тестовые методики в качестве инструментов «измерения» степени (уровня) развития психического познавательного процесса «Воображение». Проективный рисуночный тест «Фантастическое (несуществующее) животное».

Вопросы для самостоятельной работы студентов,

контрольные вопросы и вопросы к семинарам по теме № 6 раздела № 2.

1. В исторической научной ретроспективе раскройте формирование психологических взглядов по вопросу становления мнения учёных о ППП «Воображение».

2. Подробно опишите категорию «Представление».

3. Дайте комплексное определение воображению как психическому познавательному процессу.

4. Объясните воображение в качестве психического познавательного преобразования представлений памяти.

5. Осветите познавательные особенности психического отражения в воображении.

6. Охарактеризуйте ассоциативные параметры «работы» воображения как психического познавательного процесса.

7. Содержательно проанализируйте основополагающие психические направления (четыре парадигмы) познавательной деятельности, осуществляемой ППП «Воображение».

8. Каковы базовые типы воображения? Обоснуйте непроизвольное и произвольное воображение.

9. Каково психическое условие творческой продуктивности воображения? Подвергните его пристальному анализу.

10. Содержательно опишите основные виды воображения.

11. Опишите пассивное и активное воображение.

12. Опишите репродуктивное и продуктивное воображение.

13. Обоснуйте аналитико-синтетический познавательный характер воображения.

14. В каких формах воображением человека производится синтез, преобразование представлений памяти?

15. Расскажите об агглютинации как о форме воображения. Приведите примеры (из художественной литературы (сказок), живописи и т.д.)).

16. Расскажите о гиперболизации как о форме воображения. Приведите художественные примеры.

17. Расскажите о заострении как о форме воображения. Приведите художественные примеры.

18. Расскажите о схематизации как о форме воображения. Приведите художественные примеры.

19. Расскажите о типизации как о форме воображения. Приведите художественные примеры.

20. Какова взаимосвязь воображения и других психических познавательных процессов?

21. Какова взаимосвязь воображения и ощущения?

22. Какова взаимосвязь воображения и восприятия?

23. Какова взаимосвязь воображения и внимания?

24. Какова взаимосвязь воображения и памяти? Оцените память в качестве информационного материала для воображения.

25. Какова взаимосвязь воображения и мышления? В чём состоит психическая познавательная взаимозависимость активного, произвольного, продуктивного воображения и творческого мышления?

26. Опишите концепцию В. Вундта о психической познавательной деятельности воображения.

27. Содержательно раскройте концепцию Л.С. Выготского о связи воображения с действительностью.

28. Опишите концепцию А.Р. Лурия по психической познавательной «работе» воображения.

29. Проведите психодиагностический проективный рисуночный тест «Фантастическое животное». Дайте ему развёрнутую интерпретацию.

30. Охарактеризуйте психический познавательный процесс «Воображение» по содержательным аспектам, «заложенным» в Таблице по ППП (См. Приложение к Разделу № 2). Составьте для себя таблицу по указанным конкретным основным параметрам ППП «Воображение».

Рекомендуемая по теме № 6 раздела № II литература

(жирным шрифтом выделены базовые научные и учебно-методические источники)

1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Альма-Матер, 2003.

2. Агапов В.С. Общая психология: Хрестоматия. – М.: Альтекс, 2014.

3. Большой психологический словарь. / Сост. и общ. ред. Зинченко В.П. и Мещерякова Б.Г. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.

4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

5. Донцова М.В. Психические познавательные процессы. Учеб. - метод. пособие по дисциплине «Общая психология», раздел «Психические познавательные процессы». Для студентов всех форм обучения, обучающихся по специальности 030301 «Психология». – М.: МПСИ, 2007.

6. Донцов Д.А., Донцова М.В., Денисов А.А. Общая психология. Учебное методическое пособие по дисциплине «Общая психология». Разделы: «Психические познавательные процессы», «Психология личности». – М.: МГППУ, 2010.

7. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сенкевич Л.Ф. Общая психология: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: